admin

Турецкий гамбит для Центральной Азии

Оцените эту тему

Recommended Posts

1.png

Одной из самых вестернизированных (американское слово, а говорим про европейский путь развития) стран Ближнего и Среднего Востока является Турция, поскольку в начале XX столетия она выбрала путь европейской цивилизации.
Многие страны проявляли большой интерес к модели турецкого развития. Интерес западных стран заключался в создании турецкого фундамента для «исламской демократии». В последствии стала наблюдаться мировая тенденция возрождения религиозности в мире, проявляющаяся как в глобальном, так и в региональном масштабе, исламские движения стали перетекать в социокультурную экспансию, стала усиливаться активизация турецких и мусульманских диаспор в европейских странах и США.

Еще со времен переговоров с президентом США Джорджем Бушем премьер-министр Турции Демирель в 1992 году, стал главным промоутером «турецкой модели» совместно продвигая тезис о том, что ее пример – доказательство совместимости ислама, демократии, защиты прав человека и рыночной экономики.

Изначально Турция первая признала независимость постсоветских республик. Далее, она нацелилась стать их главным политическим и экономическим партнером, расширяя торговые границы, запустив масштабные инвестиционные проекты, выделив гранты и стипендии студентам, распространив специальное вещание турецких радио- и телеканалов, введением прямых авиарейсов государственной компанией «Турецкие авиалинии» из Стамбула в столицы центрально-азиатских республик. Собственно это можно расценить как грамотное использование «мягкой силы» в центральноазиатском регионе, и локально в Казахстане.

Прочное сотрудничество Турции и Казахстана установилось с момента подписания  договора о стратегическом партнерстве в 2009 году, позже возникла рабочая группа совместного стратегического планирования, которая проводит ежегодные заседания. Следует отметить взаимодействие двух стран в рамках международных организаций: ООН, Организации экономического сотрудничества (ОЭС), Организации исламского сотрудничества (ОИС), ОБСЕ, а так же Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) со штаб-квартирой в Стамбуле. Причем инициатором подписания соглашения о создании ССТГ или Тюркского совета (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция)  в октябре 2009 года стал президент Казахстана Н.Назарбаев. Задолго до этого, в июле 1993 года, была создана Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) с целью возрождения и сохранения духовных связей и нематериального культурного наследия тюркских народов.

Турция способствовала развитию региональных и глобальных интеграционных процессов в Центральной Азии и Закавказье, которые в большей степени отражали интересы США в регионе.

Следующим периодом взаимоотношений Турции с тюркскими государствами, связано с ограниченностью собственных ресурсов, Турецкая Республика со второй половины 90-х гг. все больше расширяла военно-техническую сферу сотрудничества с государствами Средней Азии и Кавказа, постепенно втягивая их в новые программы НАТО.

В настоящий момент объемами инвестиций в Казахстан Турция особо не хвастает, однако,  «мягкая сила» сосредоточена на создании совместных предприятий в сфере образования, общепита, логистики, торговли и гостиничного сервиса, занимая уже второе место после РФ, но главное внимание отведено «тюркскому братству», значение которого Турция очень возвышает, укрепляя позиции в Казахстане.

Противостоять влиянию Североатлантического альянса было слишком тяжело, плюс ко всему возникла необходимость для США и Турции обеспечить безопасность планируемых новых путей транспортировки нефтегазовых ресурсов. Поэтому в кратчайшие сроки были заключены соглашения с Туркменистаном, Казахстаном, Азербайджаном и Грузией (как планируемой транзитной территорией), которые позволили Турции занять место посредника между США и новыми независимыми государствами.

Таким образом, развитие военной стороны сотрудничества Анкары с тюркскими государствами позволило ей рассчитывать на повышение своей значимости в региональной политике США и всего Западного мира.

Внешняя политика Турции всецело базируется на использовании ресурсов более сильного государства для продвижения своих национальных интересов. Такая внешнеполитическая стратегия позволила Турецкой Республике получать военно-политические, экономические, технологические и иного рода ресурсы от США и государств Западной Европы.

Еще после теракта 11 сентября 2001 года, администрация Буша-младшего планировала сделать Турцию неотъемлемой частью масштабного проекта демократизации исламского мира. Соединенные Штаты заланировали сделать «турецкую модель» альтернативой радикальному исламизму, возложив надежды на Турцию как на важный фактор демократии для мусульман всего мира.

За последнее десятилетие Турция превратилась в серьезного уверенного геополитического игрока, а главное менее предсказуемого, который постепенно выходит за рамки контроля США и ЕС. Вероятно Турция затевает реализацию своей «милитаризированной модели»  политики для мусульманских стран Центральной Азии и Ближнего Востока. Все эти импульсы проходят на регональном уровне. Чего ожидать от такой Турции не знают даже на Западе.

Ильяс Байжанов

ca-voice.info

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас