Recommended Posts

52358951-760x506.jpg

23 июля в Ташкенте состоялось очередное заседание рабочей группы по безопасности формата сотрудничества Центральная Азия – США («С5+1»), в работе которого приняли участие представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также заместитель помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Генри Эншер.

Напомню, что C5+1 является основной региональной дипломатической платформой, в рамках которой США и пять центрально-азиатских республик сотрудничают в целях содействия экономической интеграции, защиты окружающей среды и укрепления сотрудничества в области безопасности.

В ходе заседания состоялся обмен мнениями по вопросам региональной и международной безопасности, в том числе по укреплению сотрудничества в противодействии угрозам экстремизма, терроризма, обеспечению безопасности границ. Обсуждены также состояние и перспективы взаимодействия в области урегулирования ситуации в Афганистане. Участники заседания отметили, что стабильное и устойчивое развитие в Центральной Азии связано с достижением мира и согласия в Афганистане. Все бы ничего, если бы не одно событие, последовавшее сразу за встречей в рамках формата C5+1.

24 июля делегация Узбекистана во главе с министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым прибыла в США с рабочим визитом, в рамках которого, он принял участие в министерской конференции по вопросам продвижения религиозных свобод. В ходе визита представители Узбекистана также провели ряд двусторонних встреч в Вашингтоне.

Необходимо отметить, что за последнее время отношения Узбекистана с США приобрели динамичный характер. Визит президента республики Узбекистана (РУ) Шавката Мирзиёева в США в мае нынешнего года стал своего рода «стремителным рывком» в отношениях между США и Узбекистаном, которые не всегда были доверительными.

Безусловно, важен сам факт первого официального визита узбекского лидера в США. Американская же сторона добилась главного результата – Узбекистан согласился на участие в программе восстановления «северной сети» поставок грузов США в Афганистан для обеспечения военного участия их вооруженных сил в операции «Несокрушимая свобода». Кроме того, страны вернулись к диалогу о возобновлении военно-технического сотрудничества и подготовки военных кадров.

В этой связи достаточно уверенно можно заявить, что «открывая дверь» для США в регион, страны Центральной Азии сами создают для себя угрозу. Вряд ли нужно напоминать центрально-азиатскому руководству кто спровоцировал рост терроризма в регионе и во сколько раз за время операции США в Афганистане вырос наркотрафик, с чьей подачи была разрушена государственность ряда стран Ближнего Востока.

Проникновение американского влияния может негативно сказаться и на проектах экономического сотрудничества с Китаем, в частности реализации концепции Шелкового пути, а также на выстроенной в рамках ОДКБ системе коллективной безопасности.

Хочется подчеркнуть, что формат С5+1 объединяет страны Центральной Азии под эгидой США, но, разумеется, не включает интересы ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, СНГ и по сути, сама формула «С5+1» говорит о том, что доминируют в переговорном механизме США. Таким образом, в этой связи, Штаты сделали выбор в пользу Узбекистана, через которого усиливают свое военно-политическое присутствие в центрально-азиатском регионе.

В то же время, стремление Узбекистана к постоянному маневрированию между мировыми державами в условиях крайне сложной и непредсказуемой военно-политической обстановки в мире, не может гарантировать полного уровня доверия к руководству республики со стороны его союзников в такой важной сфере, как военное сотрудничество.

Канат Исанов

ca-voice.info

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас