Оцените эту тему

Recommended Posts

Первая масштабная реконструкция исторического музея в Бишкеке подходит к завершению, открытие обновленного музея ожидается 31 августа. Сейчас вокруг здания оборудуют фонтан, укладывают новые плитки на фасаде. Но куда делся толстый красный гранит и дорогой мрамор, уложенный просто на века советскими рабочими при строительстве музея и территории вокруг него? На этот вопрос отвечать "Kaktus.media" почти никто не хотел. А если сопоставить те скупые данные, которые предоставляли госорганы и подрядчики, то можно сделать вывод, что большая часть мрамора и гранита просто растворилась.

И это произошло в самом центре столицы, где каждый день проходят тысячи человек.

Напомним, в 2016 году впервые за много лет в историческом музее начали капитальный ремонт. Проект разделили на два этапа - наружные работы вело TIKA, внутренние - местная компания "СМУ-3". Позже выяснилось, что при ремонте внутри здания расходы были намного завышены, например, две фигуры лошадей купили за 28 тыс. евро. После скандала Генпрокуратура возбудила уголовное дело.

Что раньше было

Исторический музей – проект руководителя Киргизской ССР Турдакуна Усубалиева. Чтобы не запятнать имя лидера страны, архитекторы делали по советским меркам все на славу. В 1980-е при облицовке использовали самые лучшие образцы чычканского мрамора (местный) и капустянского гранита (Украина). Примерная толщина плит - 3 см. На ступеньках укладывали не плитки, а целый блок гранита приличной толщины (примерно 20 см), и они не могли просто так поломаться.

Уже невозможно узнать, сколько тонн качественного камня сняли внутри и снаружи музея. Но удельный вес 1 кубометра гранита составляет 2,6-2,8 тонны. Один квадратный метр гранитной или мраморной плиты толщиной 10 см – 275 кг.

"В СССР при строительстве любого стратегического объекта, который имел государственное значение, использовали только мрамор и гранит, потому что эти камни могут веками стоять. Они имеют высокую устойчивость к ударам, не подвержены растрескиванию и раскалыванию, морозоустойчивы. И при строительстве единственного крупного музея страны качественных материалов не жалели", - рассказал "Kaktus.media" архитектор исторического музея Советбек Абышев.

В поисках плит снаружи здания

Несколько недель корреспондента редакции из Минкультуры направляли в музей, из музея – в Госстрой, из Госстроя – к подрядчикам.

На простой вопрос, куда делся мрамор и гранит, точно не ответил никто.

Отметим, в рамках реконструкции облицовку внутри здания делала фирма "СМУ-3", а снаружи - Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию (ТИКА).

В TIKA рассказали, что гранитное покрытие вокруг музея было сильно повреждено, а в некоторых местах даже не было плит, поэтому его поменяли полностью. И на месте демонтированных плиток уложили около 19 тыс. кв. м новых, привезенных из Турции. Сколько из демонтированных плит было мрамора, а сколько гранита, неизвестно. Сколько камень весил, тоже неизвестно.

В TIKA сообщили, что на старые плитки составили акт и все передали в Госархстрой. И здесь началась волокита, так как кыргызская сторона не стала вывозить плитки организованно.

"Для вывоза с площадки демонтированных плит кыргызской стороне было направлено несколько писем. В ответ в устном порядке сообщалось, что плиты будут вывезены, но решение вопроса задерживалось. По этому вопросу от управления делами президента поступило письмо с просьбой оказать поддержку в погрузке плит. В прошлом году плиты все же вывезли.

Часть демонтированных плит, по неофициальным данным, вывезли в мемориальный комплекс "Ата-Бейит". Сколько именно, неизвестно.

В пресс-службе Госархстроя сообщили, что у организации нет сведений о том, что произошло дальше с камнями.

У нас есть данные только по плиткам, которые демонтировала "СМУ-3". О том, что стало с камнями, которые были снаружи, мы не знаем.

Сейчас возле музея остатки старых плит работники аккуратно складируют, что с ними сделают потом, неизвестно.

По сути, камень просто растащили прямо под носом у нескольких госорганов, курирующих реконструкцию музея. Прямо в центре миллионного города!

Еще раз подчеркнем, что ни Минкультуры, ни Госстрой, ни музей не предоставили информацию, где сейчас плиты, демонтированные снаружи здания.

Отметим, на строительном рынке гранитные плитки современного производства стоят от $18 до $80 за один квадратный метр в зависимости от толщины. Если допустить, что квадрат плиты из музея стоит хотя бы $50, то пропали плиты стоимостью почти $1 млн! Даже если посчитать по минимальной стоимости, то государство не знает, куда делось имущество на $340 тысяч.

Но строители признают, что старые плитки, которые были вокруг музея, намного прочнее современных и такие уже не найти на рынке. В любом случае они будут стоить дорого. Если плитка имеет легкое повреждение, то ее можно обрезать и использовать в новом строительстве - прослужат они дольше новых.

Где плиты, демонтированные внутри здания?

У второго подрядчика "СМУ-3" выяснилось, что внутри сняли 8 тысяч квадратов камня и предоставили копию акта. Согласно этому документу, всего демонтировано 4 479 квадратных метров мрамора, 2 768,7 квадрата гранита, 819,6 квадрата сары-таша.

Итого внутри здания демонтировали 8 067,3 квадратных метра.

Ра��ледование: к�да дели�� г�ани� и м�амо� � и��о�и�е�кого м�зе�

1.

В компании сказали, что при демонтаже часть плит пришла в негодность: весь сары-таш, 250,84 квадрата мрамора, 689,5 квадрата гранита. То есть всего пришло в негодность 1 759,94 квадрата. Где битый камень, непонятно. Отметим, даже битый камень в настоящее время продается и используется для строительства дорожек в частных домах, при облицовке заборов и пр. Возможно, его выбросили как строительный мусор или рабочие забрали часть себе.

2.

Уцелевшие плитки через Госархстрой передали онкологическому центру для дальнейшего применения.

В онкоцентре старыми плитками уложили фундамент. По акту "СМУ-3" туда передано 1164,21 квадратных метра мрамора и 1652,8 квадратных метра гранита.

3.

Еще часть плит через Госархстрой передана "Кыргызтелекому". Как распорядился дорогими камнями "Кыргызтелеком", неизвестно. Все ответственные за это сотрудники на момент публикации материала оказались недоступными для комментария. По данным "СМУ-3", туда передали только мрамор - 1 705,2 квадрата.

4.

1 001 квадратный метр мрамора использовали при реконструкции повторно.

5.

762 квадратных метра (357 - мрамора и 405 - гранита) остались на ответственном хранении на базе "СМУ-3" в Восточной промзоне.

"У музея не было возможности хранить их у себя, там попросили временно подержать у нас. Они находятся на нашем складе на ответственном хранении. Это значит, если представители музея захотят, то они смогут забрать их у нас в любой момент", - рассказали в компании.

После очередного звонка с просьбой показать эти плиты, трубку уже не взяли.

Сравниваем старые и новые плиты

Натуральный камень заменили на искусственный материал. Внутри здания практически все работы выполнены и последние ведутся снаружи.

С�а��е ���пен�ки �о��о�ли из �ол���� г�ани�н�� блоков. Фо�о: Respub.kg

Старые ступеньки состояли из толстых гранитных блоков. Фото: Respub.kg
 
�о�ле �екон����к�ии ��а��й г�ани� заменили на и�к����венн�й ли�ой ма�е�иал. Фо�о: Respub.kg
 
После реконструкции старый гранит заменили на искусственный литой материал. Фото: Respub.kg
 
На ступенях и перилах балконов по бокам здания использовали гретон (материал, получаемый из гранитной пыли), внешне он выглядит как пористый бетон.
 
Ра��ледование: к�да дели�� г�ани� и м�амо� � и��о�и�е�кого м�зе�
 
Ра��ледование: к�да дели�� г�ани� и м�амо� � и��о�и�е�кого м�зе�
 
Ра��ледование: к�да дели�� г�ани� и м�амо� � и��о�и�е�кого м�зе�
 
Ра��ледование: к�да дели�� г�ани� и м�амо� � и��о�и�е�кого м�зе�
 
Ра��ледование: к�да дели�� г�ани� и м�амо� � и��о�и�е�кого м�зе�
 
Ра��ледование: к�да дели�� г�ани� и м�амо� � и��о�и�е�кого м�зе�
 
Ра��ледование: к�да дели�� г�ани� и м�амо� � и��о�и�е�кого м�зе�
 

Их начали укладывать осенью 2016 года, но сейчас в некоторых местах уже есть трещины, выбоины, а где-то отломались кусочки.

Архитектор Советбек Абышев является автором проекта здания исторического музея. Когда несколько лет назад власти заговорили о реконструкции музея, то Абышев полагал, что его, как автора проекта, привлекут к обновлению здания. Он даже разработал новый проект, и там предусматривалось, что большая часть покрытия из натуральных камней будет сохранена.

� п�оек�е �б��ева п�едполагало�� �о��ани�� бол���� �а��� г�ани�ного пок���и�

В проекте Абышева предполагалось сохранить большую часть гранитного покрытия
 
Отметим, несмотря на то что после новости о реконструкции музея отечественные архитекторы разработали новый проект, решив сохранить часть покрытия из натурального камня, их не допустили к разработке проекта реконструкции. Сейчас вид нового музея ужасает Абышева не только своим стилем, но и качеством материалов, прежде всего заменой натуральных камней.
��амо� на ��ене �о��анили, помен�ли г�ани�н�е па�апе�� по бокам, на �а�аде и ���пен�ки
 
Мрамор на стене сохранили, поменяли гранитные парапеты по бокам, на фасаде и ступеньки
 

"Я допускаю мысль, что парапеты на перилах могли поломаться, их толщина, насколько я помню, составляла около 3 сантиметров. Но уцелевшие плитки еще можно использовать при следующем строительстве.

Меня больше всего интересует, зачем меняли гранитные ступеньки? Можно было просто обработать поверхность и уложить вновь, а не менять на искусственный материал.

Здравомыслящий специалист, который хочет, чтобы здание простояло хотя бы несколько десятков лет, не стал бы укладывать его таким материалом", - сказал архитектор.

Э�о� ма�е�иал напоминае� по�и���й бе�он

Этот материал напоминает пористый бетон
 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас