admin

ОСАГО: на свой страх и риск

Оцените эту тему

Recommended Posts

В феврале 2019 года все водители должны будут купить полис автогражданской ответственности. Водители опасаются, что их заставят платить взносы, а вот компенсаций не будет.

rusya_osago_855x534.jpg

На всякий случай

Обязательное страхование автогражданской ответственности должно было стать таковым еще три года назад, но из-за волны критики правительство решило отложить введение закона. Отведенный период приближается к концу, и в обществе вновь обсуждают преимущества и недостатки страхования ответственности автомобилистов.

Покупая полис ОСАГО, водитель страхует не свой автомобиль и даже не свою жизнь, а машину и жизни пассажиров, которые, возможно, пострадают в аварии, совершенной по его вине. Если система начнет работать и у каждого водителя появится страховка, жертвам не придется годами выбивать компенсации, бегать по судам и нанимать адвокатов. Сторонники нововведения считают, что ОСАГО не только упростит жизнь, но и повысит безопасность на дорогах.

– Стоимость полиса для водителя будет зависеть от стажа вождения, от машины, но главное – будет учитываться число совершенных им ДТП и количество выписанных штрафов за последний год. Я думаю, если человек знает, что с каждым новым штрафом будет расти цена за страховку, он будет осмотрительнее на дорогах, появится хоть какой-то стимул соблюдать правила, – считает начальник отдела дорожного надзора ГУОБДД МВД Талантбек Ибраев.

Сложнее, чем кажется

С первого взгляда простая система, на самом деле все куда сложнее. В частности, страховые компании по разным причинам могут снизить сумму компенсации или даже отказаться ее выплачивать. Именно из-за этих опасений в прошлый раз отменили введение ОСАГО.

– Возможно, система несовершенна, но мы не можем ее усовершенствовать, пока она не начнет работать. Это как с плаваньем – невозможно научиться плавать, пока не войдешь в воду, – убеждает оппонентов член исполнительного совета госслужбы регулирования и надзора за финансовыми рынками Нурлан Байбосунов.

При этом он уверяет, что страховые компании не смогут самовольно снизить размер страховой выплаты и назначить тариф, взяв цифры наугад. Все тарифы и методики расчетов будут утверждены в правительстве, пройдут процедуры общественного обсуждения и согласования во всех министерствах.

Очень страховой арбитр

Однако спорных моментов избежать все равно не получится, это понимают даже инициаторы введения ОСАГО. Поэтому для сложных случаев будут независимые эксперты и страховые арбитры, которые станут разрешать споры в ситуациях, в которых стороны не могут прийти к согласию. Звучит хорошо, но оппоненты ОСАГО ставят под сомнение независимость страховых арбитров.

– Фигура страхового арбитра вызывает недоумение. По идее, он будет решать споры и не должен быть заинтересован, чтобы одна из сторон была в выигрыше. Но при этом он будет находиться на содержании страховых компаний, и, естественно, станет вставать на их сторону. У пострадавшего должно быть право обращаться в любую клинику за медицинской помощью, но в законе сказано, что справки для выплаты компенсации будут приниматься только из государственных больниц. То есть любую частную медицинскую помощь пострадавший должен оплачивать за свой счет. И таких моментов много, – считает член межведомственной комиссии по ОСАГО Эмиль Бостериев.

Нет доверия

Еще одна претензия к ОСАГО – недоверие к страховым компаниям. Всего в Кыргызстане работает 18 таких фирм, в том числе одна государственная компания. За два десятка лет, несмотря на плохо развитый страховой рынок, они собрали с населения миллиарды сомов, а выплатили в виде компенсаций лишь 2,5% от них. Председатель ассоциации пассажирских перевозчиков Бишкека Алтынбек Доспаев сомневается, что с новым видом страхования будет по-другому.

– Во всем мире страховые компании выплачивают людям хотя бы 30% от собранных денег, и только в Кыргызстане ни о каких компенсациях речи не идет. Мы запросили статистику из Нацстаткома по видам обязательного страхования, которые уже действуют. За последние годы выплаты по перевозке опасных грузов составили ноль сомов, по эксплуатации опасных производственных объектов – ноль, по страхованию перевозчиков перед пассажирами – тоже ноль. С ОСАГО разве что-то изменится? – задается вопросом Доспаев.

Настораживает и то, что закон об обязательной автогражданской ответственности предусматривает наказание за нарушение только для водителей. То есть, если у водителя нет страховки – его оштрафуют, а что будет с другими участниками процесса, если они нарушат закон?

– Мы не против ОСАГО. Но почему нет штрафов и наказаний для страховых компаний, которые откажутся платить компенсацию, почему нет наказания для специалистов диагностических центров? Они могут преднамеренно снизить сумму ущерба, «не заметить» какую-нибудь поломку, в этом случае пострадавшие за свой счет должны будут искать экспертов, что-то доказывать. А тем, кто нарушил закон, ничего не грозит. Получается, что водители должны государству и страховым компаниям, их будут наказывать и требовать деньги, но им по-прежнему никто ничего не должен, – считает Эмиль Бостериев.

Обсуждение продолжается

Пока в правительстве не утверждены основные документы по ОСАГО и в обществе продолжаются обсуждения. К примеру, до сих пор неизвестно, сколько будет стоить полис автогражданской ответственности, какова максимальная и минимальная сумма выплат по этому виду страхования. Возможно, будут изменения и по самой модели работы системы.

– ОСАГО необходимо, оно действует почти во всех странах и хорошо себя зарекомендовало. Преимущества можно перечислять долго – снизится нагрузка на суды, пострадавшие смогут быстро получить компенсации, водители станут осторожнее на дорогах. У нас рынок страхования только начал зарождаться и, естественно, будут недовольные, будут проблемы и сложности. Но со временем каждый увидит преимущества, – уверен член исполнительного совета Госфиннадзора Нурлан Байбосунов.

Тем не менее, несмотря на множество преимуществ, водители по-прежнему опасаются инициативы государства и в основном предпочитают жить по старинке, надеясь на удачу и на способность «разрулить» проблемы самим.

 Жанна Азарина

Мегаполис

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас