admin

Роль ОДКБ нельзя недооценивать

Оцените эту тему

Recommended Posts

1.png

Для более полного понимания процесса обеспечения безопасности в Центральной Азии и всей ситуации на данный момент необходимо обратиться к основным вызовам и угрозам, существующим на сегодняшний день в регионе. В число таких угроз входит контрабанда и наркотрафик, нелегальная миграция, религиозный исламистский экстремизм, частично энергетическая безопасность, конфликт в Афганистане, а также в последнее время все чаще выделяют угрозу политической дестабилизации региона в результате смены руководящих элит. Последнего активно опасались в результате смены власти в Узбекистане после смерти президента Ислама Каримова в 2016 году. Однако этого не произошло, и можно с определенной долей уверенности утверждать, что курс Узбекистана по вопросам безопасности остался прежним, как и политический курс страны, в целом, нашел свое продолжение при новом президенте Шавкате Мирзиёеве.
 
Для наиболее полной реализации цели обеспечения и поддержания безопасности Россия прибегает к механизмам влияния через различные институты, действующие на территории постсоветской Центральной Азии, среди которых необходимо выделить СНГ, ОДКБ и ШОС. При этом не во всех из них ключевая роль принадлежит России. Исключение составляет ШОС, инициатива создания которой исходила от Китая в 2001 году. Рассмотрим роль ОДКБ и ее значимость с точки зрения региональной безопасности.
 
Так, организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана в 2002 году на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного в 1992 году в Ташкенте Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. На сегодняшний день в ОДКБ входят все центрально-азиатские государства, за исключением Узбекистана и Туркменистана.
 
ОДКБ можно считать более узкопрофильной организацией, в отличие, например, от СНГ. Организация направлена именно на охрану, защиту и безопасность региона. В ее уставе среди целей определены такие как укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
ОДКБ располагает также аффилированными с ней структурами безопасности – коллективными силами быстрого развертывания центрально-азиатского региона (КСБР) и коллективными силами оперативного реагирования (КСОР). Первые были созданы в 2001 году, и их основными задачами помимо общего обеспечения безопасности, являются отражение военного нападения или агрессии и организация проведения контртеррористических операций. КСОР были сформированы в 2009 году, их основной задачей является, что следует из самого названия, оперативное реагирование на различные вызовы и любого вида угрозы безопасности членам организации. ОДКБ также имеет свои миротворческие силы, а в ближайшее время планируется создание коллективных авиационных сил (КАС ОДКБ – подготовка началась в 2015 году), а также центра кризисного реагирования и согласование стратегии коллективной безопасности государств-членов (подготовка началась в 2016 году).
 
Такая разветвленная и сложная структура организации говорит о действительно серьезной и профессиональной подготовке в отражении потенциальных угроз для региона. Наряду с этим можно утверждать, что ОДКБ является достаточно мощной организацией, нацеленной как на защиту внешних границ, так и на углубление военного сотрудничества с государствами Центральной Азии, для которых вопросы безопасности стоят весьма остро.
 
В череде вопросов, связанных с коллективным реагированием на различного вида угрозы и нештатные ситуации в зоне своего влияния и ответственности ОДКБ в последнее время отдельно выделяет Афганистан, ситуация в котором известна своей нестабильностью и слабой прогнозируемостью. Более того, это государство находится в непосредственной близи от региона Центральной Азии, что при неблагоприятном сценарии может напрямую отразиться на безопасности региона и иметь самые неприятные и непредсказуемые последствия, вплоть до проникновения в Центральную Азию разветвленных сетей международного терроризма и организованной преступности. В этой связи советом коллективной безопасности ОДКБ были приняты и разрабатываются в настоящее время меры, направленные на снижения уровня угрозы и негативного влияния со стороны Афганистана на государства-члены ОДКБ, в особенности после вывода основной части контингента международных сил содействия безопасности (МССБ) в 2014 году.
 
В организации намерены также более активно использовать и привлекать к выполнению поставленных задач специализированные структуры организации, прежде всего, такие как КСБР и КСОР. Будучи важным элементом деятельности ОДКБ, КСБР предназначены для выполнения боевых задач исключительно в Центральной Азии. КСОР же предполагается использовать для более сложных задач, среди которых отражение военной агрессии, операции по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
 
Роль ОДКБ касательно обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе нельзя недооценивать. В настоящее время существует рост террористической угрозы: ситуация на Ближнем Востоке, учитывая, что оттуда возвращаются домой – в Центральную Азию, подготовленные боевики. Они могут стать той социальной силой, которая может стать причиной дестабилизации. Именно здесь и важна деятельность ОДКБ с точки зрения обеспечения безопасности в отдельно взятом государстве. Кроме этого, последние годы идет укрепление обороноспособности ВС стран региона, поэтому Узбекистану и Туркменистану стоит задуматься о вступлении в союз.
 
Подводя некий итог относительно самой ОДКБ, ее роли и значимости в деле безопасности Центральной Азии, представляется целесообразным отметить, что, безусловно, на сегодняшний день ОДКБ является одной из ключевых и наиболее эффективных военно-оборонительных структур на постсоветском пространстве. Ее сложная структура способствует высокому уровню безопасности в Центральной Азии и на ее границах.
 
Сурат Набиев

yvision.kz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



  • Сообщения

    • Проект постановления вынесли на общественное обсуждение Министерство энергетики предлагает пересмотреть тариф на отопление и горячую воду. На общественное обсуждение вынесен проект постановления кабмина «О внесении изменений в постановление кабинета министров «Об утверждении среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2021-2025 годы» от 30 сентября 2021-го № 193». Так, согласно документу, в целях снижения субсидирования и поэтапного достижения самоокупаемости энергетического сектора, а также введения справедливого подхода к тарифообразованию проектом предлагается ввести социальную норму ежемесячного потребления тепловой энергии для жилого помещения с общей площадью до 80 квадратных метров (с увеличением действующего тарифа на тепловую энергию на 25 процентов), тариф на горячее водоснабжение приравнивается к социальной норме. Для граждан, превысивших объем социальной нормы, тарифы будут применяться на уровне стоимости тепловой энергии на каждый квадратный метр превышения. Предлагается установить тариф свыше социальной нормы на уровне себестоимости тепловой энергии. Кроме того, в целях упрощения расчета тарифов на горячее водоснабжение предлагается тариф на тепловую энергию в виде горячей воды по приборам учета и по норме потребления для всех групп потребителей устанавливать исходя из тарифа на тепловую энергию в виде горячей воды. «Целями и задачами проекта являются улучшение основных показателей деятельности энергетического сектора в условиях дефицита денег, введение принципов самоокупаемости энергетического сектора, справедливого подхода к тарифообразованию, в том числе введение социальной нормы потребления, снижение размеров субсидий из государственного бюджета, а также уменьшение объемов перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей», - говорится в документе. В Минэнерго напомнили, что постановлением кабинета министров от 30 сентября 2021 года утверждена среднесрочная тарифная политика на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2021-2025 годы. Она предусматривает установление тарифов для всех групп потребителей до 2025-го с ежегодной корректировкой на 10 процентов для населения. В ноябре 2023 года в тарифную политику внесли изменения, по которым повысили тарифы для промышленных, бюджетных и прочих потребителей до уровня себестоимости. При этом социально ориентированные тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение для населения сохранили: на цели отопления — 1 тысяча 248 сомов за гигакалорию; на цели ГВС (за тепловую энергию в горячей воде) — 1 тысяча 120 сомов за гигакалорию; на цели ГВС (за горячую воду по приборам учета) — 72 сома за кубический метр; на цели ГВС (за горячую воду при норме за одного человека) — 345 сомов в месяц. * Эти тарифы применяются для всех теплоснабжающих предприятий, за исключением локальных частных отопительных котельных, осуществляющих теплоснабжение вновь введенных в эксплуатацию многоэтажных домов, которые реализуют тепловую энергию по тарифу, равному себестоимости. При этом себестоимость одной гигакалории тепловой энергии на сегодня в разрезе теплоснабжающих предприятий выглядит следующим образом: филиал ОАО «Электрические станции» «Бишкектеплосеть» — 2 тысячи 918,92 сома за гигакалорию; филиал ОАО «Электрические станции» ТЭЦ Оша — 5 тысяч 933,28 сома за гигакалорию; КП «Бишкектеплоэнерго» — 5 тысяч 896 сомов за гигакалорию; ГП «Кыргызтеплоэнерго» — 7 тысяч 780,34 сома за гигакалорию; Ошское МП «Теплоснабжение» — 5 тысяч 993,46 сома за гигакалорию; предприятие «Котельная ВДНХ СЭЗ «Бишкек» — 5 тысяч 798,37 сома за гигакалорию; котельная МП «Токмок Жылуулук» — 8 тысяч 071,89 сома за гигакалорию. «Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение для бытовых потребителей установлены на уровне значительно ниже фактической себестоимости тепловой энергии и горячего водоснабжения, что приводит к необходимости выделения прямых субсидий из государственного бюджета, а также перекрестного субсидирования между различными группами потребителей. На 2023-й теплоснабжающим предприятиям выделено 3,1 миллиарда сомов субсидий на покрытие затрат по реализации тепловой энергии и горячего водоснабжения населению», — говорится в справке-обосновании.   Vesti.kg
    • Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша одобрил в третьем чтении законопроект, направленный на урегулирование вопросов, связанных с эксплуатацией электросамокатов. Поправки вносят в Закон «О дорожном движении в Кыргызской Республике» и Кодекс КР о правонарушениях. Инициаторы — депутаты Марлен Маматалиев, Медербек Саккараев, Медетбек Алиев, Дастанбек Бекешев и Сеидбек Атамбаев. Отмечается, что документы разработали для урегулирования вопросов, связанных с эксплуатацией электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и иных подобных устройств. По проекту нарушителей ПДД будут штрафовать на 10 расчетных показателей (1 тысяча сомов), за нарушение в пьяном виде — 30 расчетных показателей (3 тысячи сомов). Компании, которые предоставляют мобильные средства передвижения в аренду, могут обязать проводить инструктаж арендаторов и ввести ограничения по возрасту. Депутаты поддержали законопроект, отметив участившиеся случаи ДТП с пострадавшими в результате передвижения электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Докладчики отметили, что для передвижения электросамокаты и гироскутеры должны использовать велодорожки. Документ в ближайшее время поступит на рассмотрение Жогорку Кенеша.   24.kg      
    • За пять лет, считают эксперты, пробация помогла снизить загруженность тюрем и адаптировать бывших осужденных к жизни Посмотреть полностью.
    • ГКНБ КР выявлена коррупционная схема в управлении капитального строительства Таласской области, сообщает пресс-служба ве Посмотреть полностью.
    • С 19 по 26 апреля 2024 года состоятся "Большие гастроли" Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) Посмотреть полностью.
    • Все члены Центризбиркома проголосовали за прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша Жусупбека Коргонбай уулу. Посмотреть полностью.
    • Президент Садыр Жапаров принял делегацию cената Французской Республики, возглавляемую главой группы дружбы "Франция – Це Посмотреть полностью.
    • «Новые автобусы не смогут себя оправдать с нынешними тарифами» В мэрии Бишкека снова заговорили о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте. Так, сегодня на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству депутаты поинтересовались у вице-мэра Бишкека Мирлана Байгончокова, за сколько лет себя окупят новые автобусы, закупленные по гранту ЕБРР. Чиновник на это ответил, что нужно поднять тарифы на проезд, чтобы автобусы окупились в более короткие сроки. «В настоящее время тариф на проезд в общественном транспорте по безналичному расчету составляет 17 сомов, наличными - 20 сомов. Если тарифы останутся на действующем уровне, тогда автобусы не смогут себя оправдать. Для этого необходимо повышать тариф. Если тарифы будут 25 сомов и цены на запчасти будут неизменными, а курс валют стабильным, то, возможно, оправдают за 8-10 лет», - сказал Байгончоков.   Vesti.kg
    • На конференции "Достижения и вопросы устойчивости комплексных реформ, разработанных в рамках инициативы USAID "Вылечить Посмотреть полностью.