admin

Китайские кредиты до добра не доведут

Оцените эту тему

Recommended Posts

440528766bbaaaa1901845cf4152b_mid%20%281

Сегодня ни для кого не секрет, что в основе глобальной внешнеполитической стратегии Китая лежит тезис о необходимости наращивания экономической экспансии по всему миру. Данная политика Пекина особенно ярко прослеживается на постсоветском пространстве, где китайское присутствие растет с каждым днем. Это в том числе видно на примере продолжающегося увеличения финансово-экономической зависимости ряда стран бывшего СССР от КНР.

Одним из ярких примеров в данном случае может считаться Кыргызстан, где на протяжении последних лет неоднократно высказывались предостережения о том, что уровень присутствия Китая в экономике и финансах страны может привести к потери части суверенитета.

На сегодняшний день одной из основных проблем Кыргызстана является невозможность его экономического развития без финансовой помощи извне. Неслучайно Бишкек стал членом Евразийского экономического союза в надежде получить различного рода торговые льготы, а также финансовую подпитку своей экономики со стороны как России, так и структур объединения. Однако нынешний уровень кредитования республики в рамках ЕАЭС все еще не может полностью удовлетворить киргизские власти, вынуждая их обращаться к иным, более доступным источникам финансирования, и в первую очередь к Китаю.

Известно, что по итогам первого квартала текущего года сумма государственного долга Кыргызстана составила около $4,5 млрд. При этом, как сообщала пресс-служба министерства финансов республики, из более $3,8 млрд внешнего госдолга наиболее крупная задолженность у Бишкека образовалась перед Экспортно-импортным банком Китая – более $1,7 млрд, или около 45% от общей суммы внешнедолговых обязательств. Казалось бы, сумма не столь критичная, и республика, как бы ей ни было тяжело, в состоянии расплатиться по своим долгам. Однако, как отмечают аналитики, главная проблема сегодня заключается не в самой долговой нагрузке, а в том, как быстро она растет, и в том, что может последовать в будущем. Особенно если учитывать, кто сегодня является главным кредитором Кыргызстана.

Стоит напомнить, что китайское правительство в последние десятилетия охотно раздает кредиты странам, где уровень экономической стабильности находится на невысоком уровне. Так, Китай финансирует проекты в 68 странах Азии, Африки и Европы общей стоимостью $8 трлн. При этом для Киргизии и еще семи стран КНР выступает крупнейшим кредитором в рамках инициативы «Один пояс – один путь», и в каждой из них Пекин проводит приблизительно одинаковую политику, направленную на увеличение своей доли в наиболее перспективных отраслях экономик этих стран, начиная от инфраструктуры и заканчивая энергетикой.

Например, в Черногории строятся автострады, в Таджикистане и Монголии финансируется реконструкция крупных автомагистралей, строительство гидроэлектростанций и газопроводов. В результате, как считают аналитики, повышается не только уровень задолженности, но и зависимость этих стран от Китая. Исключением в данном случае не является и Кыргызстан, который за последнее десятилетие стал активно привлекать в свою экономику китайские средства. При этом такая тенденция стала пугающей настолько, что в стране заявили о возможности потери в будущем стратегически важных объектов республики и ее природных ресурсов. Неслучайно, еще в 2018 году в киргизском парламенте предложили бизнесменам скинуться и выплатить долги перед Китаем. Правда, данная инициатива не нашла серьезного отклика, а страна и дальше продолжила брать кредиты и займы.

Необходимо отметить, что такая растущая зависимость от китайских кредитов —это тема, которая волнует многие страны Центральной Азии. Китай дает правительствам долгосрочные кредиты (от 20 лет) с низкими процентными ставками — около 2% годовых. Обычным условием выдачи кредита на зарубежные проекты становится привлечение китайских подрядчиков — рабочей силы, технологий и бизнеса. Кредиты выдаются по преимуществу на реализацию инфраструктурных проектов: строительство и реконструкция автомобильных и железных дорог, энергетических объектов. Центральная Азия для Китая – это прежде всего, ресурсы и транзитные территории.

Ненужно забывать, что кредиты – это инструмент давления, а Китай известен тем, что никогда не списывает долги, в отличие например от России,которая прощает миллиарды долларов странам СНГ, Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. Многие страны центрально-азиатского региона имеют спорные территории, от которых в принципе можно отделить некоторые участки за долги.

Поэтому можно сделать вывод, что одним из принципов внешней политики Китая является присвоение спорных территорий, потребление топливно-энергетических ресурсов, получение транзитных возможностей, которые открывают доступ к стратегически важным регионам для КНР. Хорошо, конечно, когда есть такой партнер, который в любой момент может предоставить кредит, но вопрос в другом, как возвращать деньги после? Об этом мало, кто задумывается. Нужно учиться жить самостоятельно, чтобы не быть от кого-либо зависимым. Ведь неизвестно чем все эти долгосрочные кредиты и грантовая помощь могут обернуться для государства в целом.

Сурат Набиев

cont.ws

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас