admin

Честное интервью о Бишкеке, после которого вам станет стыдно

Оцените эту тему

Recommended Posts

�в�о� и �ежи��е� п�оек�а �и�кек 140 Э�ик �бд�кал�ков

А вы знали, что отцом таксомоторного дела в Российской империи был наш соотечественник, а знаменитый кыргызстанский скульптор Ольга Мануйлова училась с Владимиром Маяковским? Герой этого материала знает еще больше: он скрупулезно изучил историю Бишкека, чтобы поделиться ею с горожанами в самой доступной форме.

Весной прошлого года кыргызстанцы увидели первую серию проекта "Бишкек 140". В короткометражных роликах молодые люди прогуливались по столице, попутно рассказывая ее историю. Горожане тепло приняли идею: не каждый сможет собрать по крупицам прошлое Бишкека и облечь его в увлекательную форму. Корреспондент Sputnik поговорил с автором и режиссером проекта Эриком Абдыкалыковым.

— Как пришла идея создать исторический гид по Бишкеку?

— Увлекшись историей Бишкека, я понял, что найти информацию о его прошлом не так-то просто: у нас нет специальной дисциплины, да и мало кто целенаправленно занимается изучением этого вопроса. Над архивами я корпел около двух лет: все это время искал не цифры и факты, а переплетения судеб, явлений и событий. Передо мной открылось столько невероятных историй, которые захотелось донести до соотечественников. Я и сейчас уверен, что прошлое Бишкека незаслуженно забыто.

— Я была на одном из показов очередной серии проекта. Во-первых, на презентации яблоку негде было упасть; во-вторых, пришло много молодежи. Как удалось привлечь ее внимание?

— Чтобы заинтересовать молодых людей, важно не прогадать с форматом: мы выбрали короткометражное видео, которое легко смотрится за завтраком, на учебе — где угодно. Не последнюю роль сыграла и визуальная эстетика: красивая картинка вкупе с хорошей музыкой дала свои плоды. К тому же герои роликов — ровесники целевой аудитории проекта. Молодым людям намного легче воспринимать и "рефлексировать" на себя те или иные факты, если о них расскажет сверстник, а не умудренный старец.

Я намеренно привлекал к работе над проектом молодежь: операторы, монтажеры, звукорежиссеры смогли показать Бишкек свежим, незамыленным взглядом, удивив горожан, которым приелся привычный облик столицы. Мне хотелось рассказать о новых талантах, считайте это моей миссией.

— А как вы находили рассказчиков? Все-таки серия роликов об истории Бишкека — это не рекламный ролик, нужны добровольцы.

— Пусть звучит не столь представительно, но я просто звал друзей и знакомых. Проект не преследует коммерческую цель, так что я приглашал людей, которые ради идеи могли уделить мне в своем бешеном графике пару дней. Главное, что участники проекта — это неравнодушные к городу люди, которые сопереживают ему и хотят внести в его развитие свой вклад.

— Если внимательно проследить за локациями съемок, можно заметить любопытную деталь. Вам удалось попасть туда, куда обычному бишкекчанину вход воспрещен, к примеру, в машину Чингиза Айтматова. Насколько сложно было договориться о съемках?

— Нам пришлось пройти сквозь обычную бумажную волокиту. Я написал кучу писем, в которых объяснял суть проекта и просил пойти навстречу. Люди соглашались: не так часто к ним приходят ребята, которые хотят знать историю авиации Кыргызстана, например. Понятное дело, что процесс переговоров отнимает уйму времени: приходится ждать ответа по месяцу и больше. График то и дело сбивался и растягивался, однако нам все же удалось довести дело до конца. Думаю, при искреннем желании нет ничего невозможного.

Что касается машины Айтматова, то в бытность послом в странах Бенилюкса он приобрел "Ягуар". Выбор на эту марку авто пал не просто так: Чингиз Торекулович решил не тратить много денег на привычный для дипломата Mercedes, ведь "Ягуар" не только дешевле, но и колоритнее. Тем более машину народного писателя отличал роскошный винно-сливовый цвет. Конечно, кататься на ней не рекомендуется, но нам удалось упросить руководство на один выезд во двор.

— Некоторые трэвел-блогеры и обычные туристы воспринимают Бишкек как типичный советский город, в котором нет изюминки. Чем может быть необычна наша столица?

— Реакция иностранцев объяснима: работа по популяризации бренда Бишкека оставляет желать лучшего, да и туристических точек не так много, как хотелось бы. Представьте, что человек впервые оказался в столице: ему ничего не остается, кроме как идти куда глаза глядят или сразу ехать на Иссык-Куль. У нас даже в Исторический музей не попадешь!

Однако в Бишкеке есть свои особенности. Город пережил три эпохи: царскую, советскую и современную. Архитектурное наследие прошлого переплетается с минималистичными зданиями — это экзотическая связка, которая привлекает внимание.

— Как изменился, на ваш взгляд, Бишкек после полного погружения в его историю?

— Как только я закончил изучать материалы для проекта, мне стало невыносимо грустно! Я понял, сколько было сделано, сколько этапов пройдено, чтобы нас окружали именно такие архитектура и атмосфера. Обидно, что эта увлекательная история оказалась на обочине общественного внимания, из-за чего до сих пор непонятно, кто такой настоящий бишкекчанин и каков его портрет. Переживаю, что облик столицы размыт и почти никому нет до этого дела.

Бишкек — это гибкое пространство, которое при правильном управлении и планировании может принять нужную форму. К тому же людей привлекают вещи с историей, биографией. Города в этом отношении не исключение: по той же причине знакомые мне казахстанцы считают, что в Алматы намного больше душевности. Одно дело выбрать новую машину, другое — сесть в авто, на котором ездил сам Айтматов.

— Какой факт из истории Бишкека удивил вас больше всего?

— Часто говорят, что у нас нет предпринимателей большого калибра, которые пользовались бы авторитетом и популярностью хотя бы на уровне СНГ. Однако мало кто знает, что в царские времена токмокский маслодел Бабахан Нурмухамедбаев привез в Пишпек первый автомобиль! Если вы думаете, что это была какая-то развалюха, то глубоко ошибаетесь — предприимчивый коммерсант удивил местных жителей машиной марки "Берлье". Позже он отправится в город Верный, где вместе с крестьянином, нанятым в качестве водителя, создал первую таксомоторную компанию в Российской империи. Только представьте, наш соотечественник стал отцом таксомоторного дела не только в Кыргызстане, но и в целом регионе!

Это лишь один факт. К примеру, вы знали, что знаменитый архитектор, народный художник Киргизской ССР Ольга Мануйлова училась на одном курсе с Владимиром Маяковским? Они оба проходили обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

— Какие главные проблемы столицы беспокоят вас больше всего?

— Облик города формируют его жители. К сожалению, в Бишкеке нет ни культурной, ни идеологической работы с населением. Мы упускаем важное направление, в котором необходимо действовать в первую очередь, чтобы сформировать в голове у людей вектор, общность, благодаря которой они смогут почувствовать себя едино.

Молодежь уезжает, потому что не видит возможностей для самореализации. Здесь переживают о платье на выпускной или о свадебном тое, а многим амбициозным ребятам хочется быть ближе к глобальным процессам. Чтобы прийти к успеху, большинству приходится себя ломать. Масла в огонь подливает отсутствие социальных лифтов. Однако я надеюсь, что молодежь, покинувшая нашу страну, обязательно вернется и применит свои знания на родной земле.

Я бы хотел видеть город, ответственный за экологию: чтобы жители не страдали от пыли и смога, пили чистую воду. Хочу, чтобы в Бишкеке все чувствовали себя в безопасности в любое время суток. Хочу, чтобы наша столица стала тем местом, куда гостей приглашают с гордостью и уверенностью. В конце концов, Бишкек должен оставаться не только городом, а домом, который продолжается за нашей дверью.

— Если отойти от оптимистичных прогнозов и постараться взглянуть на действительное положение дел в столице, какое будущее ждет Бишкек?

— Если ничего не изменить, он увязнет в хаотичных застройках. Бишкек ждет безвкусное, бездарное градостроительство, которое не считается с его жителями, не ставит во главу угла интересы горожан. Без кардинальных мер столица зачахнет.

— Вы не раз бывали за рубежом. Что стоит перенять Бишкеку из опыта других городов?

— Я был в Киото. Он поражает чистотой, потому что его жителям не чуждо понятие городской культуры. Они живут как в муравейнике: все связаны общими целями и готовы сделать вклад в дела друг друга. У нас же нет той тонкой нити, которая бы объединяла: каждый борется сам за себя.

— Исторический гид по Бишкеку не первый ваш проект. Какие еще идеи вам удалось претворить в жизнь?

— Один из проектов, которым я могу гордиться, — это Курултай молодежи. За него мы получили награду как за лучший социальный проект в Центральной Азии. Это было масштабное событие, в котором участвовали молодые люди из 25 стран — представители сфер науки, спорта, предпринимательства.

Несколько лет назад мы запустили проект развития туристического потенциала Кыргызстана, куда пригласили блогеров из Казахстана. В то время только начали появляться вайнеры. Мы отправили их в путешествие по достопримечательностям республики, а также сняли документальный фильм. Отклик в соцсетях дал нам понять, что работа проделана не зря.

Сейчас я занимаюсь предпринимательством. Помимо "Бишкек 140", мы занимаемся коммерцией: снимаем рекламные видео. Кроме режиссуры, я занимаюсь IT-проектом.

— Наверняка случались и неудачи…

— Чего только не было! Мы и в организаторы ивентов подавались, и ремонты пробовали делать, даже продажей батутов занимались. В этом нет ничего удивительного: сделать хотелось многое, но получалось далеко не все.

— Чего нам ждать от "Бишкек 140" в будущем?

— Я стараюсь экспериментировать, поэтому четвертый выпуск будет отличаться по формату. Планирую отойти от динамики в роликах и перейти на более тонкие темы, погружая зрителя в вопросы, где нужно меньше скорости, но больше внимания.

Sputnik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас