admin

Таалайбек Джумадылов: Нашим политикам нужно подарить глобус

Оцените эту тему

Recommended Posts

i-750x300.jpg

Редакция «Д№…» спросила у ветерана спецслужб Кыргызстана о том, можно ли было предотвратить конфликт на кыргызско-таджикской границе, и если да, то в чём упущение властей?


– Это же геополитика – элементарные география и политика. Есть аналитические записки, согласно которым у каждой страны своя экологическая ёмкость. Говоря другими словами, в каждом государстве при определённых стандартах жизнедеятельности (с доступом к минимальным благам – к питьевой воде, хлебу, пастбищам, сельхозугодиям и так далее) может проживать только определённое количество людей.

У наших ближайших соседей – Республики Узбекистан – этот показатель, согласно исследованиям, максимум 40 миллионов человек, а у Таджикистана – 10 миллионов человек. Поэтому в борьбе за жизненное пространство, за место под солнцем, мы обречены на столкновение с ними.

– Не нагнетаете?

– Объясню. Узбекистану, например, на запад расширяться некуда: нет ни воды, ни пастбищ – просто голая пустыня, где температура воздуха летом прогревается до +60 градусов. Народ живёт на привозной воде. Есть золото, полезные ископаемые, но здесь невозможно жить, только вахтовым методом. И государство всё это прекрасно знает, его стратегические институты работают хорошо, ещё с советских времён лучшие «мозги» остались. Узбекистан знает, куда ему нужно двигаться. Как в мультфильме: «А мы пойдём на Север!..» А они пойдут на восток – в Ферганскую долину и к нам…

Что касается Таджикистана. Здесь экономическая география. Таджикистан – горная страна. Даже столица – Душанбе – находится в «чаше». И территории Таджикистана расти некуда – у него нет сельхозугодий. На север он не пойдёт – Узбекистан не позволит. Такое уже было, вспомните хотя бы железнодорожную блокаду ГСМ при Каримове.

– Поэтому, считаете, они рвутся к нам?

– Конечно! У нас пустые территории. Представьте: человек живёт в однокомнатной квартире. И ему, чтобы попасть в ванную, нужно отстоять очередь. А тут у соседа освободилась пятикомнатная квартира (люди уехали на заработки). Что станете делать в такой ситуации?

– Я – соблюдать закон.

– Да? А скажите-ка, с какого региона Кыргызстана самый большой, массовый поток мигрантов?

– С юга.

– Именно! Мы теряем население этого региона, потому что ему зацепиться не за что, особенно молодёжи. Остаются старики и дети.

Возвращаясь к нашему разговору… И вот я мучаюсь, живя на пяти гектарах, когда рядом освободилось 50 гектаров, причём хороших земель – пахотных, с водой, с пастбищами. Естественно, руки чешутся. Поэтому нужно строить долгосрочную стратегию национальной безопасности. А мы этого не делаем.

Мы – «реактивное» государство: мы реагируем только тогда, когда наступают последствия.

Если мы как государство не хотим потерять свою территориальную целостность, мы должны строить долгосрочную стратегию и эффективно реагировать на вызовы и угрозы. И с этим нужно работать. А мы вместо работы на упреждение занимаемся неизвестно чем. И таджикская сторона в этом конфликте выиграла, показав, какие у неё жизненные интересы на этом «Футбольном поле».

– Считаете, наши ответственные госорганы вообще не работают?

– Этот приграничный инцидент, как и известные события в Кой-Таше, – лакмусовая бумажка, своеобразный тест для системы обеспечения нацбезопасности страны. Под этой системой понимаются способность и готовность государства как своевременно выявлять возможные угрозы и предвидеть вызовы ещё на ранней стадии, за горизонтом, так и принимать превентивные меры по недопущению негативных последствий.

– Конкретно, по пунктам…

– Если последствия уже наступили, что само по себе очень плохо, то надо адекватно реагировать – купировать максимально негативные последствия, минимизировать возможный ущерб, вырабатывать мероприятия по недопущению такого впредь. Поэтому, учитывая всё вышесказанное, надо провести качественный разбор полётов: где была разведка (ГКНБ), что делало Главное управление оперативной деятельности Государственной погранслужбы, чем занято Главное разведывательное управление Генерального штаба?

Зная о наличии острых и долгосрочных проблем на границе, эти службы просто обязаны отслеживать военно-политическую, оперативную обстановку на сопредельных территориях, тем более на линиях соприкосновения, где вероятны самые различные инциденты – бытовые, межнациональные, касающиеся разборок ОПГ, контрабандистов, наркобаронов и так далее.

Эти службы получают деньги из бюджета, поэтому надо спрашивать с них, как они используют деньги налогоплательщиков.

Есть вопросы и к Министерству иностранных дел, ведь не секрет, что диппредставительства просто обязаны добывать информацию политического, военного, экономического и другого характера в стране пребывания, иначе зачем они нужны?

Нужно спросить у депутатов и силовиков: кто хотя бы просматривал Концепцию национальной безопасности? Это очень громоздкий, увесистый документ – сплошные лозунги и прочая муть. Этот стратегический документ надо критически пересмотреть, переработать. Ведь мир постоянно и быстро меняется, турбулентность налицо. Можно внести и следующие предложения.

Внедрить обязательную практику ежегодной выработки директивы Верховного главнокомандующего, с чёткой постановкой конкретных целей и задач перед каждой силовой структурой.

По итогам года нужно заслушивать отчёты и делать оргвыводы – поощрять успешных, выгонять не справившихся. Тогда появится ответственность, причём персональная!

Правительство должно обязать ГКНБ, Министерство обороны, МВД ежемесячно представлять бюллетень с аналитическими материалами об оперативной обстановке в стране, в разрезе регионов, по отраслям экономики. И по выявленным и имеющим место негативным явлениям премьер-министр обязан давать поручения министрам, главам административных ведомств, своим полномочным представителям, чтобы не допустить повышения социальной напряжённости, наступления негативных последствий.

Анара МАМЫТОВА

delo.kg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



  • Сообщения

    • Кыргызстанка с четвертой стадией рака осталась без обезболивающих. Об этом сообщили в Ассоциации паллиативной помощи.

      "Хотела поделиться с вами голосом отчаяния паллиативной пациентки Аиды. У нее рак четвертой стадии, метастазы. Лежит в хосписе фонда "Фонтан жизни". Сейчас только апрель, а у нее уже исчерпан годовой лимит. Своих денег на покупку морфина у нее нет", - рассказала координатор по работе с пациентами ассоциации Тынара Касымалиева, предоставив аудиосообщения от онкопациентки.

      "Хотела обратиться в Минздрав, наверное, и ко всем вышестоящим, кто пишет указы, приказы. Кто пишет насчет лимита морфина. Лишая морфина, вы лишаете нас жизни. Чтобы купить его, получается, мне нужно пять месяцев прожить, до Нового года, чтобы мне снова открыли лимит на бесплатный морфин. В данный момент, чтобы купить обезболивающее, у меня нет средств. За эти 3,5 года, что я болею, я продала дом и все, что было. Чтобы сэкономить и купить лекарство, я иногда ущемляю себя в продуктах, не беру что-нибудь поесть", - говорит женщина на аудио.

      "Кто писал этот приказ? Какое вы имеете право? Вы не знаете, что такое боль, когда у человека остаются последние три-четыре ампулы и он впадает в панику, что препарат скоро закончится, а денег купить нет. Вы лишаете нас жизни! Вы лишаете нас существования", - плачет онкопациентка.

      "Таких больных, как я, в Кыргызстане очень много. Это люди, которые не могут позволить себе купить морфин. Они просто тихо умирают. Вы убиваете нас без ножа. Пожалуйста, пересмотрите лимит на морфин. Мы такие же люди, как и вы. Мы хотим жить. Пусть с этой болезнью, но мы хотим жить. Если бы был номер телефона, я бы написала или позвонила Садыру Жапарову. Он же всем помогает. Мне хотя бы морфин получать. Я бы больше ничего у него не просила", - обратилась она.

      Хоспис ОФ "Фонтан жизни": 0556 28 07 01.
      Ухаживающая за онкопациенткой медсестра: 0707 54 81 85.

      Напомним, пациенты на неизлечимых стадиях заболевания испытывают сильнейшие боли. Согласно Конвенции ООН 1998 года, неоказание помощи при сильных болях приравнивается к пыткам.
    • Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбек Жапаров принял губернатора Ленинградской области Российско Посмотреть полностью.
    • Глава Ленинградской области РФ Александр Дрозденко в Кыргызстане провел рабочую встречу с послом РФ Николаем Удовиченко. Посмотреть полностью.
    • Мэрия Бишкека не планирует повышать тарифы на проезд в общественном транспорте. Об этом сообщила ее пресс-служба. В муниципалитете напомнили, что сегодня на заседании комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительстве Жогорку Кенеша депутат Эльдар Абакиров задал вопрос: «За какой период окупится один новый автобус?» На что первый заместитель мэра Мирланбек Байгончоков ответил, что при нынешних тарифах автобусы себя не оправдывают (не окупаются). «Для этого необходимо повышение тарифов, если он будет на уровне 25 сомов, то возможно окупится через 8-10 лет. Но это все при неизменных ценах на комплектующие, если инфляция будет на одном уровне, при стабильном курсе валюты», — сказал он. Важно подчеркнуть, что это была не позиция мэрии Бишкека, а предварительные прогнозы для пояснения относительно периода окупаемости. «При этом муниципалитет не планирует повышать тарифы на проезд в общественном транспорте. Столичная мэрия будет уделять больше внимания на правильное администрирование деятельности и оптимизацию расходов предприятия», — заявили в муниципалитете.   24.kg
    • Проект постановления вынесли на общественное обсуждение Министерство энергетики предлагает пересмотреть тариф на отопление и горячую воду. На общественное обсуждение вынесен проект постановления кабмина «О внесении изменений в постановление кабинета министров «Об утверждении среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2021-2025 годы» от 30 сентября 2021-го № 193». Так, согласно документу, в целях снижения субсидирования и поэтапного достижения самоокупаемости энергетического сектора, а также введения справедливого подхода к тарифообразованию проектом предлагается ввести социальную норму ежемесячного потребления тепловой энергии для жилого помещения с общей площадью до 80 квадратных метров (с увеличением действующего тарифа на тепловую энергию на 25 процентов), тариф на горячее водоснабжение приравнивается к социальной норме. Для граждан, превысивших объем социальной нормы, тарифы будут применяться на уровне стоимости тепловой энергии на каждый квадратный метр превышения. Предлагается установить тариф свыше социальной нормы на уровне себестоимости тепловой энергии. Кроме того, в целях упрощения расчета тарифов на горячее водоснабжение предлагается тариф на тепловую энергию в виде горячей воды по приборам учета и по норме потребления для всех групп потребителей устанавливать исходя из тарифа на тепловую энергию в виде горячей воды. «Целями и задачами проекта являются улучшение основных показателей деятельности энергетического сектора в условиях дефицита денег, введение принципов самоокупаемости энергетического сектора, справедливого подхода к тарифообразованию, в том числе введение социальной нормы потребления, снижение размеров субсидий из государственного бюджета, а также уменьшение объемов перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей», - говорится в документе. В Минэнерго напомнили, что постановлением кабинета министров от 30 сентября 2021 года утверждена среднесрочная тарифная политика на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2021-2025 годы. Она предусматривает установление тарифов для всех групп потребителей до 2025-го с ежегодной корректировкой на 10 процентов для населения. В ноябре 2023 года в тарифную политику внесли изменения, по которым повысили тарифы для промышленных, бюджетных и прочих потребителей до уровня себестоимости. При этом социально ориентированные тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение для населения сохранили: на цели отопления — 1 тысяча 248 сомов за гигакалорию; на цели ГВС (за тепловую энергию в горячей воде) — 1 тысяча 120 сомов за гигакалорию; на цели ГВС (за горячую воду по приборам учета) — 72 сома за кубический метр; на цели ГВС (за горячую воду при норме за одного человека) — 345 сомов в месяц. * Эти тарифы применяются для всех теплоснабжающих предприятий, за исключением локальных частных отопительных котельных, осуществляющих теплоснабжение вновь введенных в эксплуатацию многоэтажных домов, которые реализуют тепловую энергию по тарифу, равному себестоимости. При этом себестоимость одной гигакалории тепловой энергии на сегодня в разрезе теплоснабжающих предприятий выглядит следующим образом: филиал ОАО «Электрические станции» «Бишкектеплосеть» — 2 тысячи 918,92 сома за гигакалорию; филиал ОАО «Электрические станции» ТЭЦ Оша — 5 тысяч 933,28 сома за гигакалорию; КП «Бишкектеплоэнерго» — 5 тысяч 896 сомов за гигакалорию; ГП «Кыргызтеплоэнерго» — 7 тысяч 780,34 сома за гигакалорию; Ошское МП «Теплоснабжение» — 5 тысяч 993,46 сома за гигакалорию; предприятие «Котельная ВДНХ СЭЗ «Бишкек» — 5 тысяч 798,37 сома за гигакалорию; котельная МП «Токмок Жылуулук» — 8 тысяч 071,89 сома за гигакалорию. «Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение для бытовых потребителей установлены на уровне значительно ниже фактической себестоимости тепловой энергии и горячего водоснабжения, что приводит к необходимости выделения прямых субсидий из государственного бюджета, а также перекрестного субсидирования между различными группами потребителей. На 2023-й теплоснабжающим предприятиям выделено 3,1 миллиарда сомов субсидий на покрытие затрат по реализации тепловой энергии и горячего водоснабжения населению», — говорится в справке-обосновании.   Vesti.kg
    • Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша одобрил в третьем чтении законопроект, направленный на урегулирование вопросов, связанных с эксплуатацией электросамокатов. Поправки вносят в Закон «О дорожном движении в Кыргызской Республике» и Кодекс КР о правонарушениях. Инициаторы — депутаты Марлен Маматалиев, Медербек Саккараев, Медетбек Алиев, Дастанбек Бекешев и Сеидбек Атамбаев. Отмечается, что документы разработали для урегулирования вопросов, связанных с эксплуатацией электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и иных подобных устройств. По проекту нарушителей ПДД будут штрафовать на 10 расчетных показателей (1 тысяча сомов), за нарушение в пьяном виде — 30 расчетных показателей (3 тысячи сомов). Компании, которые предоставляют мобильные средства передвижения в аренду, могут обязать проводить инструктаж арендаторов и ввести ограничения по возрасту. Депутаты поддержали законопроект, отметив участившиеся случаи ДТП с пострадавшими в результате передвижения электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Докладчики отметили, что для передвижения электросамокаты и гироскутеры должны использовать велодорожки. Документ в ближайшее время поступит на рассмотрение Жогорку Кенеша.   24.kg      
    • За пять лет, считают эксперты, пробация помогла снизить загруженность тюрем и адаптировать бывших осужденных к жизни Посмотреть полностью.
    • ГКНБ КР выявлена коррупционная схема в управлении капитального строительства Таласской области, сообщает пресс-служба ве Посмотреть полностью.
    • С 19 по 26 апреля 2024 года состоятся "Большие гастроли" Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) Посмотреть полностью.