admin

Остались без самолетов. Горькая правда о гражданской авиации Кыргызстана

Оцените эту тему

Recommended Posts

Самолет авиакомпании Air Manas. Архивное фото

Наш колумнист огорчена положением дел в отечественной авиации, ей, как и многим, не верится, что у Кыргызстана нет ни одного собственного самолета. Точнее, по документам они есть, но почему-то не летают.

В Кыргызстане несколько дней подряд рушились планы как минимум 700-800 человек, которые не могли вылететь из Бишкека в Ош и наоборот: авиакомпания Air Manas отменила соответствующие рейсы, объяснив это "техническими причинами". Позже Министерство транспорта и дорог сообщило, что в республике отсутствуют запчасти для ремонта лайнера, который совершает перелет по указанному маршруту.

К сожалению, проблемы возникли не сегодня — можно привести много примеров того, как рейсы отечественных компаний задерживали на 10 и более часов, а то и вовсе отменяли. Многие соотечественники знают об этом не понаслышке.

Власти постоянно заявляют о стремлении развивать туристический сектор и бизнес в государстве. Однако большинство иностранцев по-прежнему добираются в Кыргызстан "окольными" путями, а наши граждане не могут напрямую летать во многие страны.

Страна без самолетов

Положа руку на сердце надо признать, что в КР нет не то что самолетов, а даже государственных авиакомпаний. По документам имеется только "Эйр Кыргызстан", 100 процентов акций которой принадлежат Фонду управления госимуществом. Но единственный самолет этой фирмы неисправен и не поднимается в воздух с ноября 2017 года.

У международного аэропорта "Манас" есть дочерняя компания "Эйр Кей Джи", которая владеет бортом Ту-154. К сожалению, он не используется для перевозки обычных пассажиров, так как основная деятельность компании — перевозка первых лиц государства.

Невыполненные обещания

В сфере отечественной авиации звучало много обещаний, но они так и остаются невыполненными.

Теперь уже бывший министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов в августе 2018 года заявил, что в первом квартале 2019-го Кыргызстан выйдет из "черного списка" Международной организации гражданской авиации. На дворе уже четвертый квартал, а мы до сих пор не услышали ни о выходе из злополучного списка, ни о подвижках в этом вопросе.

Кстати, еще год назад знакомые авиаторы говорили мне, что заявление министра их рассмешило. По словам специалистов, даже если правительство всерьез возьмется за решение наболевшего вопроса, на то, чтобы завершить процедуру выхода из "черного списка", потребуется несколько лет.

Руководитель компании "Эйр Кыргызстан" Жолдошбек Бектурганов много говорил о поиске инвестора для совместной работы. Он даже сообщал, что китайская China Southern Airlines заинтересована в покупке 49 процентов акций предприятия и что уже ведутся переговоры. Однако довести это дело до конца Бектурганов не смог. Кстати, год назад он же заявлял, что подписан предварительный договор о покупке российских лайнеров Sukhoi Superjet 100 и МС-21 по льготным ценам. С тех пор о сделке ничего не слышно.

В сентябре 2018-го появилась информация, что борт №1 морально устарел, посему президенту и премьер-министру направлено предложение о его замене. Однако и это предложение осталось только словами. Позже завотделом развития гражданской авиации и правовой поддержки Агентства гражданской авиации (АГА) Алымбай Абакиров заявил, что нынешний борт №1 был в свое время подарен и "хорошо если бы кто-нибудь опять подарил такой самолет". На просьбу никто не откликнулся...

В том же году глава АГА Курманбек Акышев говорил о планах сделать "Эйр Кей Джи" основной государственной авиакомпанией. Власти намеревались закупить два Boeing и два Airbus, но воз и ныне там.

Что происходит с Air Manas?

В 2013–2014 годах на рынок Кыргызстана пришла турецкая компания Pegasus, которая стала серьезным конкурентом местным авиаторам. Цены на билеты были такими низкими, что деятельностью лоукостера заинтересовалось Госагентство по антимонопольному регулированию — оно даже провело расследование.

У Pegasus было 49 процентов акций Air Manas, однако недавно выяснилось, что турки продали свою долю компании AviaTrade Corp. LP, зарегистрированной в Белфасте (Великобритания). Пока не ясно, что из этого получится...

Avia Traffic и Tez Jet

В Кыргызстане есть еще два частных авиаперевозчика — Avia Traffic и Tez Jet. Первая компания выполняет как внутренние, так и зарубежные рейсы; вторая работает только в пределах страны.

Из открытых источников известно, что обе фирмы принадлежат отечественным авиаторам Кариму Дамину и Алику Аскарову. По данным Министерства юстиции, среди учредителей, кроме них, числятся Аскаров Максим Аликович и Мамытов Эсен Сыргакович.

Учитывая, что наша авиация находится в глубоком кризисе, нельзя не отдать им должное за работу. Но и в этой работе тоже есть недостатки. К примеру, самолеты Avia Traffic несколько раз возвращались в аэропорт из-за поломок — рейсы либо полностью отменяли, либо выполняли с задержкой до 15 часов.

Тем временем у соседей…

Для сравнения по традиции узнаем, как обстоят дела у стран-соседей.

В Казахстане работают более 10 авиаперевозчиков, которые выполняют рейсы во Франкфурт, Бангкок, Гонконг, Куала-Лумпур и другие города дальнего зарубежья. Узбекская национальная компания Uzbekistan Airways осуществляет рейсы в Нью-Йорк, а из Таджикистана летают лайнеры в Дели, Пекин и Дубай.

Компания Air Astana, например, создана при участии иностранных инвесторов: 49 процентов ее акций принадлежат британской корпорации BAE Systems plc, а 51 процент — АО "Самрук-Казына", которым владеет правительство Казахстана. Сейчас у Air Astana 35 самолетов ведущих авиапроизводителей, в ней работают более 5 тысяч сотрудников. В прошлом году на базе Air Astana открыли компанию FlyArystan, которая осуществляет пассажирские перевозки по сниженным ценам.

Почему мы не можем работать так же? Что мешает? Почему нам приходится летать в дышащих на ладан развалюхах, моля Бога о благополучной посадке в пункте назначения? Я каждый раз с тревогой жду возвращения родственников и друзей из поездок, и сердце екает, когда слышу о непредвиденной задержке рейса. Я не хочу наблюдать ухмылку на лицах иностранцев, которые входят в салон видавшего виды самолета, и надеяться на "авось пронесет". Неужели для того, чтобы власти всерьез занялись решением проблемы, должна произойти очередная трагедия?

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

sputnik

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Авиатор

Узбеки освобождены от налогов , поэтому у них парк весь новый , Боинги и Эйрбас все еще идут с заводов в целлофане так сказать . Тоже самое в Казахстане , там есть гос поддержка авиакомпании эйр Астана. У нас только миллионами дерут налоги с местных перевозчиков , так как бюджет больше нечем пополнять  и нет никакой гос поддержки . Выводы можете сами делать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



  • Сообщения

    • В Канте два года назад провели новый водопровод, но доступа к счетчикам учета у жителей нет. Об этом сообщил житель.

      «Мы платим за воду по квитанциям, которые нам приносит Водоканал, а сами не можем проверить показания. То есть мы отдаем им свои деньги и верим в их честность. Нас никто не хочет слышать. Каждый абонент имеет право знать, за что он платит свои деньги», — написал он.
    • Задержан подозреваемый в грабеже, сообщила пресс-служба УВД Октябрьского района Бишкека.

      В милицию с заявлением обратился парень. По его словам, 2 апреля примерно в 6 часов утра на пересечении улиц Малдыбаева и Жаманбаева применив физическую силу, неизвестные отобрали телефон Xiaomi Poco X4 Pro стоимостью 20 тыс. сомов, наручные электронные часы стоимостью 8 тыс. сомов, беспроводные наушники стоимостью 6 тыс. сомов и деньги в сумме 35 тыс. сомов.

      По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье 206 (Грабеж) Уголовного кодекса КР.

      Сотрудники милиции задержали подозреваемого М.Б., 2001 года рождения. Он водворен в ИВС.

      В настоящее время устанавливается его причастность к другим аналогичным преступлениям.

      Пострадавшие от действий задержанного и владеющие какой-либо информацией могут сообщить по номерам телефонов: 0707-27-66-66 или 102.
    • Доступ к сервису TikTok на территории Кыргызстана в ближайшие дни будет полностью ограничен. Служба по регулированию и надзору в отрасли связи при Минцифры разослала соответствующее письмо всем интернет-провайдерам страны. Эту информацию подтвердили несколько интернет-провайдеров. В письме говорится, что в адрес Службы по регулированию и надзору поступило соответствующее письмо от ГКНБ. В этом письме утверждается, что в кыргызском сегменте TikTok "отсутствует системный и принципиальный подход к цензуре контента", в частности, по утверждению ГКНБ, в "детском информационном пространстве". В своем письме комитет ссылается на Закон "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, духовному, нравственному развитию". "В целях недопущения причинения вреда здоровью детей, их интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, в соответствии с пунктом 8 Правил проведения радиочастотных назначений, утвержденных постановлением правительства КР от 22 сентября 2023 года №501, и на основании статьи 21-1 Закона КР "О связи" ГКНБ просит ограничить доступ к информационному сервису TikTok на территории Кыргызской Республики и предоставить письменный ответ до 18 апреля 2024 года", - говорится в письме. Само письмо подписано председателем Службы регулирования и надзора отрасли связи Алтынбеком Токторбаевым. Напомним, 30 августа 2023 года Министерство культуры решило прекратить деятельность сервиса TikTok на территории Кыргызстана. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию в обществе - свое мнение высказали политики, блогеры и простые кыргызстанцы. В тот же день Министерство цифрового развития попросило провайдеров "безотлагательно" принять меры по блокировке соцсети в КР. Ранее с инициативой заблокировать соцсеть на заседании Жогорку Кенеша выступали депутаты Надира Нарматова, Шайлообек Атазов и Жаныбек Кыдыкбаев. В конце декабря 2023 года в Минцифры заявили, что соцсеть пока не заблокирована из-за ряда причин.   Kaktus.media
    • Инвалиды и участники ВОВ получат к 9 Мая по 20,4 тысячи сомов. Об этом сообщили в Министерстве труда, социального обеспечения и миграции. По данным ведомства, на выплаты ко Дню Победы предусмотрено 9 миллионов 934,5 тысячи сомов.  Единовременные выплаты получат 637 человек: инвалиды Великой Отечественной войны — 5 человек — по 20 тысяч 600 сомов; участники Великой Отечественной войны — 23 человека — по 20 тысяч 400 сомов; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей — 8 человек — по 20 тысяч 400 сомов; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда» — 11 человек — по 20 тысяч 400 сомов; родители и не вступившие в повторный брак вдовы (вдовцы) воинов, погибших в ВОВ, — 1 человек — 15 тысяч 200 сомов; лица, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ — 589 человек — по 15 тысяч 100 сомов. 24.kg
    • Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев на совместном заседании двух парламентских комитетов напомнил генеральному прокурору о выселении жильцов из дома на ул. Суеркулова. Он считает, что "ради инвестора забыли об интересах простого народа". "Я к вам обращался еще в марте 2023 года, говорил, что есть вот такой скандал. Генпрокуратура ответила мне, что рассмотрит это дело. Ничего не сделали с тех пор. ГКНБ возбудил дело на одного человека, а люди остались без денег и жилья. Год назад я к вам обращался, но вы ничего не сделали", - возмутился Бекешев. По мнению депутата, Генпрокуратура занимается только отписками. "Я вам за год написал 35 писем на различные темы, в том числе по парку Ататюрка. Вы отвечаете, что перешлете письмо в районные прокуратуры, будто вы исполняете роль почтальона", - пояснил депутат. Курманкул Зулушев ответил, что на следующей неделе предоставит подробные ответы на все 35 писем. Комментируя дело о выселении, он отметил, что дом на ул. Суеркулова изначально строился как коммерческое помещение. "Задержана Асыл Талипова, у которой помещения покупали. Когда граждане покупали себе жилье, это здание числилось как коммерческое. Поэтому мы не вмешиваемся", - заявил он.   kaktus.media
    • Мэрия Бишкека намерена вернуть территорию парка Ататюрка к границам 1992 года. 12 апреля этого года мэр столицы Айбек Джунушалиев подписал соответствующее постановление о восстановлении границ парка имени Мустафы Кемаля Ататюрка, площадь которого составляет 107 гектаров. Сегодня же на пресс-конференции Айбек Джунушалиев рассказал, что в парке около 198 объектов будут снесены. "Мы возвращаемся к принятому постановлению 1992 года. Это решение подразумевает отмену всех ранее принятых решений, а именно 124 решений, связанных с выделением земельных участков в собственность или в пользование. Будут приняты меры по возврату земельных участков, сносу незаконно возведенных объектов, возмещению ущерба за счет виновных лиц. Под эти отмененные решения подлежат 198 объектов", - сказал он. Кто именно эти виновные лица, которые должны будут возместить ущерб, градоначальник не сказал, но в принципе можно догадаться, о ком идет речь. Напомним, еще в 1997 году земельный участок в парке площадью 3,5 га был выделен под строительство учебного корпуса КАСИ. Позже земля по кусочкам была распилена, и львиная доля этой земли ушла под частные особняки. Однако на деле многие из получателей участков в парке, которые, кстати, получили их бесплатно, были далеко не бедными людьми и даже находящиеся при власти. Видимо, понимая, что когда-нибудь государство их отберет, многие из них продали свои участки. За какую цену они продали свои наделы, неизвестно. Одним из таких получателей "халявного" участка был и экс-президент КР Сооронбай Жээнбеков. Его он получил в 2003 году и продал через несколько лет. Интересно, что в последующем уже президенту Жээнбекову журналисты прямо задавали вопрос, будет ли он компенсировать стоимость этого участка, который ему выдали совершенно бесплатно. Но вместо прямого ответа он крайне неуклюже попытался выставить себя чуть ли не жертвой бакиевского режима. "В 2007 году я ушел в оппозицию и этот участок кому-то передали. Этот человек землю перепродал. В общем, это была спорная земля. Потом в 2010 году мы переговорили уже с владельцами дома, решили вопрос полюбовно, мне выплатили символическую компенсацию", - ответил президент. Стоит напомнить, что в 2010 году Сооронбай Жээнбеков находится в команде Атамбаева, то есть у власти, и занимает должность губернатора Ошской области. Поэтому как именно проходил этот полюбовный разговор и о какой сумме символической компенсации идет речь, можно только догадываться. Не исключено, что Жээнбеков отправил поговорить по душам с владельцем дома своего любимчика Алмамбета Салиева, который, видимо, уже тогда набирался опыта в подобного рода разговорах. Отметим, по данным СМИ, одними из первых владельцев участков в парке имени Ататюрка были бывшие министры: Болот Абильдаев, Ильяс Давыдов, Мустафа Кидибаев, Курманбек Осмонов, Калыкбек Султанов, Турсун Турдумамбетов, Абдылда Суранчиев, Омурбек Кутуев, Кенешбек Дуйшебаев, Александр Костюк, бывший премьер-министр Апас Жумагулов, мать бывшего премьер-министра Джоомарта Оторбаева, Мария Нанаева, отцы бывших мэров Бишкека Ташполот Тюлеев и Кенешбек Кулматов, экс- президент Сооронбай Жээнбеков, а также бывшие депутаты, судьи, прокуроры и другие известные люди.   vb.kg
    • В Баткене погибла школьница, получившая ножевые ранения, сообщила пресс-служба УВД области.

      По ее данным, вчера, 15 апреля, около 21:05 в Баткенскую областную больницу с двумя ножевыми ранениями попала 16-летняя К. А. Примерно через полчаса, не приходя в сознание, она скончалась.

      Данный факт был зарегистрирован в ОВД Баткенского района. Была начата доследственная проверка.

      «Для выяснения причины смерти А. К. назначена судебно-медицинская экспертиза. А для выяснения всех обстоятельств даны соответствующие поручения.

      Умершая является ученицей 10-го класса из села Бужум Баткенского района», - говорится в сообщении.
    • Депутат Эльдар Абакиров на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству возмутился, что власти хотят за каждый литр бензина дополнительно взимать неналоговый сбор в 1 сом.

      «За 1 тонну бензина у нас взимают 5 тысяч сомов налога. Вы хотите еще с каждого литра брать по 1 сому. Получается, это просто дополнительный сбор. Будет два вида налога. Какое заключение давало Минэкономики по этому законопроекту? Значит, вы согласны на девять видов налогов?» — спросил он.

      Замминистра экономики Искендер Асылкулов ответил, что ведомство давало положительное заключение. «В Кыргызстане очень много неналоговых выплат», — отметил он.

      «Это хоть и считается неналоговым сбором, на самом деле получается налог. Никаких изменений. С каждого человека просто будут взимать еще по 1 сому. Поэтому у меня предложение — убрать эту выплату. Если так хотите, увеличивайте акцизный налог до 5 тысяч 100 сомов. Насколько у нас будет много налогов, настолько инвестиционный климат будет тяжелым. Это препятствие приходу инвесторов», — добавил Эльдар Абакиров.
    • В микрорайоне "Джал" и жилом массиве "Арча-Бешик" 17 и 18 апреля предполагается временное отключение холодной воды. Об этом сообщает пресс-служба столичной мэрии. Как уточняется, отключение связано с проведением ремонтных работ на магистральном водоводе диаметром 600 мм. Отключение запланировано на 8 часов утра 17 апреля. "В рамках данных работ будут заменены задвижки и перемычки на 11 участках водовода, - говорится в сообщении. - Целью данного масштабного ремонта является обеспечение эффективного водоснабжения для жителей и организаций в будущем". Для удобства населения власти обещают организовать временный подвоз питьевой воды и установить биотуалеты в местах массового скопления людей. Производственно-эксплуатационное управление "Бишкекводоканал" просит заранее подготовится к отсутствию холодной воды.