admin

Крупный инвестор везет в Кыргызстан "шлаковое" ГСМ?

Оцените эту тему

Recommended Posts

White-Truck-single-1200x800.jpg

В Кыргызстане уже четвертый месяц действуют техрегламенты, регулирующие импорт ГСМ классов К4 и К5 на территорию страны. Нормативные документы вступили в силу 12 августа 2019 года. Однако не все импортеры готовы, как выяснилось, соответствовать требованиям и выполнять обязательства.

Так, в соответствии с разделом VII Протокола "об условиях и переходных положениях по применению в Кыргызстане Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, входящих в право Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который ратифицирован законом Кыргызской Республики от 21 мая 2015 года №111, установлено, что Технический регламент ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" вступил в силу на территории КР с 12 августа 2019 года. Согласно требованиям ТР ТС, отныне импортеры нефтепродуктов могут ввозить на территорию Кыргызстана только топливо, соответствующее классам К-4 и К-5. Импорт бензина и дизельного топлива класса ниже К4 запрещен.

При этом, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года №133 были внесены изменения в решение Коллегии от 26 января 2016 года №11, которым был установлен порядок вступления в силу ТР ТС 013/2011 на территории КР, только в отношении нефтепродуктов, произведенных в Кыргызской Республике. То есть, отсрочку на производство и продажу в республике ГСМ низкого качества, не соответствующего экологическим требованиям ТР ТС, получили местные производители. Таким образом местные НПЗ могут еще в течение двух лет производить, реализовывать на территории Кыргызской Республики и экспортировать в третьи страны, не входящие в ЕАЭС, "шлаковое" топливо.

- Тем не менее, в республике работают инвесторы, которые игнорируя обязательства Кыргызстана в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, по-прежнему продолжают завозить в республику "шлаковый" внеклассный ГСМ и использовать его в нарушении всех экологических нормативов и интересов населения страны, - рассказал VB.KG источник.

Согласно данных источника в правительстве республики, в течение 10-ти месяцев 2019 года самый крупный инвестор "Кумтор" завез на территорию страны 82,0 тысячи тонн нефтепродуктов для собственного использования. Вот только большая часть этого импорта – 80,0 тысяч тонн – приходится на топливо класса ниже К-2 так называемое "неклассовое топливо". По сути, оно является мусорным ГСМ и бьет все рекорды по вредным выхлопам. Причем, из года в год качественные тонны ГСМ заметно снижались, а "шлаковые" только росли.

- Так, если в 2014 году на бензин и дизтопливо класса ниже К-2 приходилось – 26 тысяч тонн, а на К-5 - 52 тысячи тонн. То к 2018-му году, эти объемы стали заметно меняться местами. В прошлом году в страну компания импортировала неклассового ГСМ в объеме – 96 тысячи тонн, К-3 – 8 тысяч тонн, а экологического К-5 - всего 15 тысяч тонн. Причем, более 20 процентов закупок, относящихся к товарам и услугам, приходится на топливо. Дизель и бензин используются для многих целей, например, для автомобилей и основных генераторов, - подчеркивает источник.

Вот только отработка машиной такого топлива выдает колоссальное количество вредных веществ. По словам экологов, все они оседают в почве высокогорья, попадают на ледники и в горные водоемы. В итоге идет активное отравление окружающей среды.

Ежегодно ледниковая масса в горах Тянь-Шаня сокращается на 0,25-0,5 метра. Причем выхлопные газы и химические соединения, попадающие на ледяные массивы, серьезно увеличивают эти цифры. Сера, образующаяся при сгорании в двигателях такого "шлакового" топлива, отравляет воду и почву.

Это настоящий удар по экологии ни только региона, но и страны в целом. Ведь, вредные вещества, с работающей на руднике на вредном топливе техники, оседают на ледники, а затем с водой попадают в земли других областей и далее. Причем, сами сотрудники вынуждены подрывать свое здоровье, вдыхая подобные выхлопы. А это противоречит и Трудовому Кодексу КР о безопасности на производстве.

Вот только в правительстве делают вид, что о происходящем не знают. Хотя нормы ТР ТС по пункту ГСМ обсуждались с Кыргызстаном на протяжении всех пяти лет интеграции республики в ЕАЭС.

Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования утверждает, что контроль за импортом топлива лежит непосредственно на Министерстве экономики. Второй указывает пальцем в сторону Госэкотехинспекции. И брать на себя ответственность никто из ведомств не готов. А если уж госорганы не могут разобраться в своих полномочиях, что уж тогда говорить про ситуацию с завозом "шлака".

- Причем, одно дело, если бы компания закупала топливо внутри страны, другое – непосредственно импорт. То есть, в этом случае компания не только создает экологические проблемы, но и выставляет КР в неприглядном свете перед другими участниками экономического объединения. Тем более, что они давно приняли нормы по экотопливу не только на ввоз, но и на производство ГСМ внутри страны, - считает источник.

По его словам, вопрос с завозом топлива периодически поднимается. Но раздувать из-за него скандал власти пока не готовы.

- Тем более, инвестор систематически пополняет госказну. А деньги в нашей стране, как показывает опыт, важнее здоровья и экологии, - отметил он.

Обратит ли на эти проблемы в этот раз правительство, или продолжит закрывать глаза на происходящее, покажет время.

Крупный инвестор везет в Кыргызстан "шлаковое" ГСМ?

 

VB.KG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас