admin

Почему Бишкек развивается медленнее других столиц? Анализ бюджета города

Оцените эту тему

Recommended Posts

2020-01-20_17-00-19_191071.jpg

"Мы превратили Бишкек в большое зело", - справедливо заметил премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев в минувший четверг. И хотя глава правительства говорил о хаосе в строительстве, есть и еще одна причина не совсем презентабильного вида столицы - постоянное отсутствие денег. Например, в 2020 году, городские власти планируют потратить на развитие города всего 800 млн сомов. Для современного города - это не большая сумма. Но и этих денег Бишкек может не получить. О своих опасениях VB.KG рассказал депутат городского кенеша, член постоянной бюджетной комиссии Таалайбек Сагынов.

Доходы города

В первую очередь Таалайбек Сагынов отметил, что впервые бюджет Бишкека перевалил за отметку в 10 млрд сомов. И это для города важное событие. Так как долгие годы Бишкек зажимал себя в тесных финансовых рамках и топтался на месте. Но, финансовый рывок может оказаться рискованным предприятием:

- Доходы города складываются из нескольких частей. Самая большая часть - это налоги. В 2020 году планируется собрать 8 млрд 196 млн сомов. Это значительно больше, чем в 2019 году. Если учесть, что в прошлом году фактически город не выполнил план по налогам и собрал на 350 млн сомов меньше, чем планировалось, в этом году налоговые поступления должны увеличиться примерно на 14%, - говорит Таалайбек Сагынов.

В 2012 году бюджет развития составлял всего 200 млн сомов, постепенно он увеличился до 1,5 млрд сомов. Но в последние годы вновь наблюдается откат. В 2019 году фактический бюджет развития составил 300-350 млн сомов.

По его словам, налоговые органы столицы уже сейчас предупреждают, что не справятся с поставленной мэрией задачей. Расхождения между бюджетом города и подсчетами фискальных органов составляют около миллиарда сомов.

- Иными словами создается риск, что в бюджете будет меньше денег, чем планировалось. Это значит, что придется урезать расходы и первым делом сокращение коснется бюджета развития. А это значит, что никаких важных изменений в городе не произойдет, - говорит Сагынов.

При этом, он уверен, что выполнить амбициозную задачу мэрии по доходам можно. Для этого в городе есть достаточно резервов.

- Например, официально в Бишкеке сдается всего тысяча квартир. То есть всего тысяча граждан платят налоги от аренды жилья. Но, мы все прекрасно понимаем, что это цифра даже не 1% от реальных показателей, - продолжил Таалайбек Сагынов

Расходы города

Таалайбек Сагынов уверен, что можно не только увеличивать доходы, но эффективнее тратить те деньги, которые есть.

- Мы говорим, что наш бюджет социально ориентированный, но фактически на социальную защиту горожан мы тратим смешные деньги - около 100 млн сомов. Большая часть денег уходит на образование - это около 3 млрд 600 млн сомов в год. При этом около 2 млрд из этой суммы город по закону не должен платить, так как это обязательства государственного бюджета, - говорит Сагынов.

Он рассказал, что представители мэрии уже ведут переговоры с Министерством финансов о передаче части расходов в госбюджет.

- На сколько мне известно, с 1 сентября 2020 года на финансирование из республиканского бюджета переведут все дошкольные учреждения.

Кроме того, Таалайбек Сагынов считает, что в Бишкеке неэффективно работают муниципальные предприятия. Их в столице около 30 и на их содержание в 2020 году планируется выделить чуть меньше 2 млрд сомов в качестве субсидий.

- Мы породили иждивенцев, которые не приносят дохода, зато просят деньги. И с каждым годом запрашиваемые суммы становятся все больше. Пока не поменяется модель отношений между ними и мэрией ситуация не изменится, - уверен Сагынов.

Он предлагает мэрии формировать муниципальный заказ, чтобы городские предприятия участвовали в тендерах при конкуренции частных компаний.

- Я не говорю, что нужно полностью отказаться от субсидирования, но деньги должны эффективно работать. Необходимы четкие параметры измерения их полезного действия, - уверен Таалайбек Сагынов.

Депутат считает, что Бишкек вполне может стать развитым городом, но для этого местные власти должны рационально подходить к бюджетной политике.

Напомним, бюджет Бишкека был принят без обсуждений на последней сессии городского кенеша 14 декабря.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



  • Сообщения

    • Мэрия Бишкека не планирует повышать тарифы на проезд в общественном транспорте. Об этом сообщила ее пресс-служба. В муниципалитете напомнили, что сегодня на заседании комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительстве Жогорку Кенеша депутат Эльдар Абакиров задал вопрос: «За какой период окупится один новый автобус?» На что первый заместитель мэра Мирланбек Байгончоков ответил, что при нынешних тарифах автобусы себя не оправдывают (не окупаются). «Для этого необходимо повышение тарифов, если он будет на уровне 25 сомов, то возможно окупится через 8-10 лет. Но это все при неизменных ценах на комплектующие, если инфляция будет на одном уровне, при стабильном курсе валюты», — сказал он. Важно подчеркнуть, что это была не позиция мэрии Бишкека, а предварительные прогнозы для пояснения относительно периода окупаемости. «При этом муниципалитет не планирует повышать тарифы на проезд в общественном транспорте. Столичная мэрия будет уделять больше внимания на правильное администрирование деятельности и оптимизацию расходов предприятия», — заявили в муниципалитете.   24.kg
    • Проект постановления вынесли на общественное обсуждение Министерство энергетики предлагает пересмотреть тариф на отопление и горячую воду. На общественное обсуждение вынесен проект постановления кабмина «О внесении изменений в постановление кабинета министров «Об утверждении среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2021-2025 годы» от 30 сентября 2021-го № 193». Так, согласно документу, в целях снижения субсидирования и поэтапного достижения самоокупаемости энергетического сектора, а также введения справедливого подхода к тарифообразованию проектом предлагается ввести социальную норму ежемесячного потребления тепловой энергии для жилого помещения с общей площадью до 80 квадратных метров (с увеличением действующего тарифа на тепловую энергию на 25 процентов), тариф на горячее водоснабжение приравнивается к социальной норме. Для граждан, превысивших объем социальной нормы, тарифы будут применяться на уровне стоимости тепловой энергии на каждый квадратный метр превышения. Предлагается установить тариф свыше социальной нормы на уровне себестоимости тепловой энергии. Кроме того, в целях упрощения расчета тарифов на горячее водоснабжение предлагается тариф на тепловую энергию в виде горячей воды по приборам учета и по норме потребления для всех групп потребителей устанавливать исходя из тарифа на тепловую энергию в виде горячей воды. «Целями и задачами проекта являются улучшение основных показателей деятельности энергетического сектора в условиях дефицита денег, введение принципов самоокупаемости энергетического сектора, справедливого подхода к тарифообразованию, в том числе введение социальной нормы потребления, снижение размеров субсидий из государственного бюджета, а также уменьшение объемов перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей», - говорится в документе. В Минэнерго напомнили, что постановлением кабинета министров от 30 сентября 2021 года утверждена среднесрочная тарифная политика на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2021-2025 годы. Она предусматривает установление тарифов для всех групп потребителей до 2025-го с ежегодной корректировкой на 10 процентов для населения. В ноябре 2023 года в тарифную политику внесли изменения, по которым повысили тарифы для промышленных, бюджетных и прочих потребителей до уровня себестоимости. При этом социально ориентированные тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение для населения сохранили: на цели отопления — 1 тысяча 248 сомов за гигакалорию; на цели ГВС (за тепловую энергию в горячей воде) — 1 тысяча 120 сомов за гигакалорию; на цели ГВС (за горячую воду по приборам учета) — 72 сома за кубический метр; на цели ГВС (за горячую воду при норме за одного человека) — 345 сомов в месяц. * Эти тарифы применяются для всех теплоснабжающих предприятий, за исключением локальных частных отопительных котельных, осуществляющих теплоснабжение вновь введенных в эксплуатацию многоэтажных домов, которые реализуют тепловую энергию по тарифу, равному себестоимости. При этом себестоимость одной гигакалории тепловой энергии на сегодня в разрезе теплоснабжающих предприятий выглядит следующим образом: филиал ОАО «Электрические станции» «Бишкектеплосеть» — 2 тысячи 918,92 сома за гигакалорию; филиал ОАО «Электрические станции» ТЭЦ Оша — 5 тысяч 933,28 сома за гигакалорию; КП «Бишкектеплоэнерго» — 5 тысяч 896 сомов за гигакалорию; ГП «Кыргызтеплоэнерго» — 7 тысяч 780,34 сома за гигакалорию; Ошское МП «Теплоснабжение» — 5 тысяч 993,46 сома за гигакалорию; предприятие «Котельная ВДНХ СЭЗ «Бишкек» — 5 тысяч 798,37 сома за гигакалорию; котельная МП «Токмок Жылуулук» — 8 тысяч 071,89 сома за гигакалорию. «Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение для бытовых потребителей установлены на уровне значительно ниже фактической себестоимости тепловой энергии и горячего водоснабжения, что приводит к необходимости выделения прямых субсидий из государственного бюджета, а также перекрестного субсидирования между различными группами потребителей. На 2023-й теплоснабжающим предприятиям выделено 3,1 миллиарда сомов субсидий на покрытие затрат по реализации тепловой энергии и горячего водоснабжения населению», — говорится в справке-обосновании.   Vesti.kg
    • Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша одобрил в третьем чтении законопроект, направленный на урегулирование вопросов, связанных с эксплуатацией электросамокатов. Поправки вносят в Закон «О дорожном движении в Кыргызской Республике» и Кодекс КР о правонарушениях. Инициаторы — депутаты Марлен Маматалиев, Медербек Саккараев, Медетбек Алиев, Дастанбек Бекешев и Сеидбек Атамбаев. Отмечается, что документы разработали для урегулирования вопросов, связанных с эксплуатацией электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и иных подобных устройств. По проекту нарушителей ПДД будут штрафовать на 10 расчетных показателей (1 тысяча сомов), за нарушение в пьяном виде — 30 расчетных показателей (3 тысячи сомов). Компании, которые предоставляют мобильные средства передвижения в аренду, могут обязать проводить инструктаж арендаторов и ввести ограничения по возрасту. Депутаты поддержали законопроект, отметив участившиеся случаи ДТП с пострадавшими в результате передвижения электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Докладчики отметили, что для передвижения электросамокаты и гироскутеры должны использовать велодорожки. Документ в ближайшее время поступит на рассмотрение Жогорку Кенеша.   24.kg      
    • За пять лет, считают эксперты, пробация помогла снизить загруженность тюрем и адаптировать бывших осужденных к жизни Посмотреть полностью.
    • ГКНБ КР выявлена коррупционная схема в управлении капитального строительства Таласской области, сообщает пресс-служба ве Посмотреть полностью.
    • С 19 по 26 апреля 2024 года состоятся "Большие гастроли" Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) Посмотреть полностью.
    • Все члены Центризбиркома проголосовали за прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша Жусупбека Коргонбай уулу. Посмотреть полностью.
    • Президент Садыр Жапаров принял делегацию cената Французской Республики, возглавляемую главой группы дружбы "Франция – Це Посмотреть полностью.
    • «Новые автобусы не смогут себя оправдать с нынешними тарифами» В мэрии Бишкека снова заговорили о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте. Так, сегодня на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству депутаты поинтересовались у вице-мэра Бишкека Мирлана Байгончокова, за сколько лет себя окупят новые автобусы, закупленные по гранту ЕБРР. Чиновник на это ответил, что нужно поднять тарифы на проезд, чтобы автобусы окупились в более короткие сроки. «В настоящее время тариф на проезд в общественном транспорте по безналичному расчету составляет 17 сомов, наличными - 20 сомов. Если тарифы останутся на действующем уровне, тогда автобусы не смогут себя оправдать. Для этого необходимо повышать тариф. Если тарифы будут 25 сомов и цены на запчасти будут неизменными, а курс валют стабильным, то, возможно, оправдают за 8-10 лет», - сказал Байгончоков.   Vesti.kg