admin

Афганский кризис и угрозы безопасности Центральной Азии

Оцените эту тему

Recommended Posts

or-43896 (1).jpg

Военно-политическая обстановка в мире и приграничных с зоной ответственности ОДКБ регионах остается нестабильной и имеет тенденцию к дальнейшему обострению.

В настоящее время в связи со сложной международной обстановкой и значительным расширением спектра вызовов и угроз всё больше акцентируется внимание на взаимодействии не только стран членов ОДКБ, но и с внешними партнерами, а также с международными организациями.

Организация является открытой международной структурой, готовой подключить заинтересованных внешних партнеров к отработанным за годы существования ОДКБ механизмам взаимодействия, а также сотрудничать в интересах укрепления международной и региональной безопасности.

Что же касается региональной безопасности центральноазиатского региона, там обстановка продолжает оставаться напряженной. Так, например, появление в Афганистане носителей идеи построения «нового халифата», сязанных со своими ближневосточными единомышленниками, транснациональным терроризмом и наркокартелями повышает потенциал угроз как для самого Афганистана, так и для светских режимов Центральной Азии.

Непредсказуемость развития событий в Афганистане, возможность возобновления там крупномасштабного вооруженного противостояния с вовлечением в него третьих сторон – предмет тревог центральноазиатских государств.

Систему безопасности в центральноазиатском регионе отличает сложный многоуровневый характер. Региональный срез безопасности обеспечивается такими организациями, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и ОДКБ. В краткосрочной перспективе центральноазиатские государства не станут представлять непосредственного интереса ни для талибов, ни для тех или иных отрядов радикального исламизма (ИГ и другие). Однако, в случае расширения влияния этих сил в районах, примыкающих к границам государств Центральной Азии, не исключено возникновение напряженности. Поэтому возможные будущие риски для центральноазиатского региона сводятся к нескольким позициям.

Во-первых, к вероятности возобновления в Афганистане крупномасштабной гражданской войны и распространения боевых действий на территорию соседних государств Центральной Азии. Причем основная угроза будет исходить от состоящих по большей части из экстремистских организаций ( «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Восточного Туркестана» и др.), базирующихся в Афганистане, но не оставляющих надежду вернуться в родные места с целью замены там светского правления на исламское. Не исключены их объединение с местными религиозно-политическими ячейками и инициирование межэтнических столкновений.

Во-вторых, риски рождают вытеснение религиозных радикалов, а также и талибов – вследствие проводимых против них военных операций в зоне афгано-пакистанского кризиса – на север Афганистана, что делает уязвимыми таджикско-афганскую и туркмено-афганскую границы и оставляет в зоне особого риска центральноазиатские республики. Вместе с тем в отличие от Туркменистана с его официально признанным нейтральным статусом, исключающим вхождение в любые военные структуры, и Узбекистана, приостановившего в 2012 г. свое членство в ОДКБ, три другие центральноазиатские республики ( Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан) могут рассчитывать в качестве членов ОДКБ на военную помощь России.

В-третьих, возможности реализовать в Афганистане исламистский проект, следствием чего могут стать радикализация центральноазиатской уммы, усиление там активности движений, часто связанных с организациями транснационального терроризма и наркокартелями. К этому перечню опасных проблем можно добавить и наркомафию, питающую религиозный экстремизм и становящуюся вместе с ним элементом дестабилизации центральноазиатских государств.

Для России Центрально-Азиатский регион останется в среднесрочной и долгосрочной перспективе стратегическим буфером против внешних угроз, и ее роль в поддержании безопасности в Центральной Азии будет иметь тенденцию к возрастанию ввиду необходимости противодействовать наркотрафику в сочетании с противостоянием угрозе роста исламистского радикализма.

Центрально-Азиатский регион представляет для РФ ценность и как коммуникационный узел, и как топливно-энергетический центр. Россия пытается формировать стратегию, нацеленную на урегулирование афганского кризиса и достижение безопасности во всем регионе.

Необходимо осознать, что религиозный экстремизм и терроризм в настоящее время представляют одну из самых значительных угроз стабильности Центральной Азии.

Сурат Набиев
cont.ws

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас