frost_ruby

Цензура, зависимые суды, узурпация. Опасные сюрпризы в новой Конституции

Оцените эту тему

Recommended Posts

186892.jpg

80 депутатов Жогорку Кенеша инициировали закон о назначении референдума по внесению изменений в Конституцию. Он вынесен на общественное обсуждение на официальном сайте парламента.

Но перекройка Конституции — изначально инициатива Садыра Жапарова. Об этом он говорил неоднократно. Однако попытку переписать Основной закон переложили на депутатов парламента шестого созыва, который, по сути, после 28 октября 2020 года стал нелегитимным — срок полномочий истек.

Эксперты отмечают, что в новом проекте содержатся опасные и противоречивые новеллы. А сам главный документ страны ориентирован на возрождение авторитарного правления.

Конституция тревоги нашей

Всенародное голосование по новой редакции Конституции планируется провести в один день с досрочными выборами президента — 10 января 2021 года. Таким образом, на обсуждение отводится полтора месяца.

Но рассмотрение депутатами Жогорку Кенеша в трех чтениях должно занять шесть месяцев. Окончательный вариант направляется в Конституционную палату для дачи заключения. После всех процедур он уходит на согласование экспертам Венецианской комиссии. Доработанный проект с учетом всех замечаний и возражений выносится на референдум.

Однако эти сроки уже не соблюдаются. Следовательно, и легитимность принятия Конституции должна быть поставлена под сомнение.

Но, кроме игнорирования необходимых процедур, аналитиков беспокоит и то, что в новом проекте ни слова не сказано о верховенстве права. В преамбуле говорится о том, что нужно «следовать традициям и заветам предков и Манаса Великодушного». А базовой основой концепции выступают нравственные ценности.

По мнению экспертов, в этом уже кроется нарушение и несоответствие международным стандартам. Поскольку в юридической трактовке нет и не может быть таких понятий, как «традиции» и «нравственные ценности». Их границы размыты и носят субъективный характер.

«Этот документ не приемлем. Сама процедура внесения инициативы абсолютно незаконна, поскольку вносится нелегитимным парламентом. А само содержание новых статей не подлежит логике, поскольку отсутствует верховенство права. Не регулируется деятельность граждан именно с точки зрения закона. Все больше пишется про мораль.

Но это субъективная дефиниция. Смешаны полномочия институтов власти. Правительство не может быть под контролем аппарата президента. Это первое. Второе — что такое Народный курултай? В документе сказано, что он созывается президентом, тогда в чем заключается власть народа? И потом, в древние времена курултай исполнял функции парламента. Если это представительский орган с совещательным правом, то тогда зачем нам нужны местные кенеши и сам Жогорку Кенеш?» — отметила юрист Айжан Орозакунова.

То, что нам продемонстрировали авторы, серьезно невозможно оценить. Это какой-то сумбур, где полностью обнуляется роль правительства, а президент облагается сверхполномочиями.

Айжан Орозакунова

С ней согласны и другие юристы. Директор Института конституционной политики Нурлан Садыков считает, что новая редакция несет угрозу свободе кыргызстанцев.

Что касается отдельных предложений: в частности ввести в систему управления Народный курултай, то, по мнению юриста, это очень смутная и неопределенная инициатива. «По своему содержанию курултай становится «высшим совещательным, консультативным и координирующим органом народовластия». Его статус остается непонятным. Если это консультативный и совещательный орган, то что он будет координировать? Под координацией можно понимать все: координация судебных и законодательных решений, координация государственной политики и решений органов МСУ. Практически координировать можно все. Иными словами, подменять собой органы власти, но не нести никакой ответственности», — подчеркнул Нурлан Садыков.

Опасность состоит в том, что курултай станет политическим оружием в руках недобросовестных политиков.

Нурлан Садыков

Экс-премьера Феликса Кулова беспокоит тот факт, что в предлагаемом варианте проявляются элементы узурпации власти, а премьер превращается в мальчика на побегушках.

 «Президент же становится не только главой государства, но также главой исполнительной ветви власти, то есть правительства. Но при этом есть еще отдельный глава правительства, у которого абсолютно нет никаких полномочий. То есть это мальчик на побегушках и для битья. Единственное, что ему разрешили, — это подавать прошение об отставке. Еще он может в случае досрочной отставки президента временно исполнять его полномочия. Президент влияет на назначение практически всех ветвей власти и государственных органов», — отметил Феликс Кулов.

Смущает откровенно еще и глава о полномочиях Жогорку Кенеша. Согласно поправкам, единственное, что позволено парламенту, который теперь будет состоять из 90 депутатов одномандатников, — это давать согласие на назначение членов кабмина. Но при этом отобрали у депутатов право выражать недоверие правительству или отдельным его членам. Иными словам, ЖК будет являть собой декоративный демократический орган, полностью подконтрольный главе государства и его аппарату.

Не СМИшно

Обеспокоенность у юридического сообщества и экспертов взывает очередная попытка взять под контроль СМИ. По мнению аналитиков, авторы нового проекта Конституции под предлогом защиты общественных и нравственных ценностей народов Кыргызстана пытаются ввести в стране тотальную цензуру.

«Мне эти пункты о защите нравственных ценностей напомнили закон о манипулировании информацией, который был рожден в стенах парламента и который спешно пытались принять еще до последних парламентских выборов», — сказал политолог Игорь Шестаков, добавив, что в концепции документа Гульшат Асылбаевой также говорилось о нравственных ценностях и их попрании.

Читайте по теме Новая редакция Конституции. Медиаэксперт о попытке исключить право на правду

Кто будет сейчас определять, какие публикации, каким образом и какой именно ущерб наносят нравственности народа? Кто эти люди? Об этом в указанных пунктах нет ни слова.

В свою очередь медиаэксперт Бегаим Усенова отмечает, что из проекта Конституции страны исключили право на правду. В откорректированном варианте нет нормы о конституционном запрете на уголовное преследование за распространение информации, порочащей честь и достоинство личности.

«Как известно, наши власть имущие терпеть не могут критику. Пример из новейшей истории — принуждение к извинению медиков из-за информации об отсутствии СИЗ. Или вызовы на допросы граждан, осмелившихся по причине смерти от коронавируса или болезни родных и близких высказать горькую правду в связи с отсутствием надлежащей помощи в больницах», —подчеркнула она.

Мы все свидетели, что даже в отсутствие санкционирующей нормы «выслуживающиеся» представители правоохранительных органов умудрялись запугивать людей, решившихся высказаться и способных мыслить критически.

Бегаим Усенова

В действующей редакции Основного закона, напомним, привлечение к уголовной ответственности за свободу слова отсутствует.

А судьи кто?

Существенным изменениям подверглись и главы, касающиеся Верховного суда и Конституционной палаты.

В проекте сказано, что, учитывая мировую практику формирования и деятельности структур конституционного контроля (надзора) и рекомендации Венецианской комиссии 2010 года о сохранении Конституционного суда как самостоятельного органа, предлагается Конституционную палату вывести из состава Верховного суда.

Будет образован Конституционный суд с компетенцией, определенной в Конституции и конституционном законе.

При этом к полномочиям Конституционного суда отнесены дополнительно: рассмотрение и дача официального толкования Конституции по запросу президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда, разрешение споров о компетенции между ветвями государственной власти, а также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента.

Читайте по теме Новая редакция Конституции. Налицо нарушение системы сдержек и противовесов

Одновременно предлагается установить, чтобы жалобы на нарушения прав и свобод граждан принимались Конституционным судом, если исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты.

Судьи Конституционного суда и Верховного избираются до достижения предельного возраста. При этом из числа судей названных президент с согласия Жогорку Кенеша назначает председателя и заместителей председателя данных судов сроком на пять лет.

Применительно к местным судам предлагается аналогичный порядок.

Таким образом, согласованность с парламентом будет носить, как отмечают эксперты, чисто номинальный характер. Фактически, глава государства получает неограниченное право при назначении служителей Фемиды. И тем самым ставит их в зависимое положение от своей администрации.

Автора!

Показательно еще и то, что от  новой редакции открещиваются все. Получается, как бы авторов у нее нет. Но так не бывает. Трусость не позволяет чиновникам и нардепам честно сказать кыргызстанцам, кто писал документ.

Заведующий главы аппарата президента, юрист Бектур Зулпиев тоже утверждает, что не имеет отношения к написанию проекта Основного закона. Руководитель отдела информационной политики аппарата президента Нургазы Анаркулов уверяет, что изменения готовили юристы Жогорку Кенеша совместно с депутатами. Но в аппарате ЖК открещиваются, кивая на седьмой этаж.

Из 80 народных избранников, поставивших свои подписи под инициативой о назначении референдума, только трое — Тазабек Икрамов, Пархат Тулендыбаев и Максат Сабиров — признались, что подписали, но с чем именно согласились, так и не поняли. Не удосужились ознакомиться с содержанием.

https://24-kg.turbopages.org/24.kg/s/vlast/172239_vyiboryi_prezidenta_s15dekabrya_kandidatyi_mogut_vstrechatsya_sizbiratelyami/?utm_source=turbo_turbo

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас