frost_ruby

"Повысить проезд до 15, а лучше до 20 сомов". Ситуация с маршрутками в Бишкеке

Оцените эту тему

Recommended Posts

В Бишкекском городском кенеше 12 января прошло совещание в связи с требованием водителей маршруток поднять тариф на проезд в общественном транспорте до 15 сомов. В последний раз тариф поднимался в 2012 году на 2 сома - с 8 до 10 сомов.

В ходе совещания председатель БГК Жаныбек Абиров и вице-мэр столицы Азиз Алымкулов заявили, что не могут поднять цену по заявкам. Они предложили изучить вопрос совместно с Министерством экономики. Водителям данная идея не понравилась, но они согласились создать рабочую группу для участия в обсуждении вопроса вместе с чиновниками.

Редакция Kaktus.media решила узнать, как к повышению тарифа относятся жители города и насколько это целесообразно.

Что говорят водители?

Водители в большинстве своем озвучивают одни и те же проблемы: повышение цен на продукты, дизельное топливо, запасные части, а заработанных средств недостаточно, чтобы прокормить семью.

Водитель Азирет, работающий на маршруте №212, говорит: "Запчасти дорогие, солярка дорогая, тормозные колодки в два раза подорожали. Доллар повысился. Жизнь дорогая. Поэтому просим повысить тарифы".

Водитель Айылчыбек Сейитбеков отметил, что посещение обычного общественного туалета стоит 10 сомов, цена повысилась на 5 сомов.

"Цены на продукты выросли, мясо до 500 сомов доходит, одно яйцо - 10-11 сомов. Мука, которая стоила 30 сомов, сейчас 55 сомов. Масло растительное 70-80 сомов стоило, сейчас около 165 сомов, 145 сомов самая низкая цена. Водители выходят на линии в 05:00 и работают до полуночи. Хорошо, если 500 сомов домой принесут, а бывает и того меньше. Приходится взаймы брать и как-то жить. Если бы тариф на проезд подняли хотя бы до 15 сомов, было бы очень хорошо", - отметил он.

Что думают жители города?

Жительница города Амина, проживающая в 12-м микрорайоне, считает, что основания, озвученные водителями, обоснованные. Но с повышением тарифа гражданам не повысят заработную плату.

"Когда мы начнем получать нормальную зарплату, я буду готова платить и 20 сомов", - сказала она.

Другой житель города Кубаныч, живущий в центре Бишкека, отмечает, что не согласен платить 15 сомов потому, что добирается до работы с пересадками. "То есть, чтобы добраться до места, мне вместо привычных 20 сомов надо будет платить 30 сомов, а дорога в обе стороны повысится до 60 сомов. Разница в 20 сомов в нынешнем положении дел существенная", - подчеркнул он.

Мать троих детей Гулиза заявила, что старшие сын и дочь - школьники и учатся как раз в 5-м и 9-м классах. "Когда 18 января откроются школы, они будут добираться до учебы на маршрутке. 60 сомов в день только на дорогу будет уходить, если тариф повысится", - сетует горожанка.

По результатам опроса Kaktus.media в Instagram, большинство бишкекчан понимают водителей, но платить не готовы. Однако есть и те, кто готов к повышению тарифов, но взамен требуют от водителей маршруток не забивать салон до отказа.

"15 сомов мало. Лучше 20"

Заместитель генерального директора транспортного предприятия "Ника Плюс" Вячеслав Атяков (на линию выходят маршруты №195, 216, 222, 225) говорит, что они провели расчеты.

По их подсчетам, себестоимость проезда составляет почти 21 сом.

По его словам, тарифы надо поднимать до 20 сомов, но увеличение проезда хотя бы на 5 сомов дало бы ощутимую помощь для перевозчиков.

"Идет инфляция, повышаются цены на продукты, ГСМ, обслуживание транспорта. Чтобы оправдать 1 литр солярки, надо троих пассажиров перевезти. Нужно учитывать и амортизацию. Водители сейчас работают себе в убыток", - отметил Атяков.

Он добавил, что повышение в 2012 году тарифа на 2 сома привело к обновлению автопарка.

"Тогда старые бусы, "сапоги", водители смогли поменять. Те, кто не сделал этого, потерпели убытки, потому что горожане тоже хотят на хорошем транспорте ездить. Водители были вынуждены продавать свое истощенное железо и покупать нормальные бусы", - сказал замдиректора "Ника Плюс".

Ранее на линию выходили до 2,5 тыс. маршруток, продолжает он, сейчас вследствие нерентабельности только 1,2-1,5 тыс. Многие водители к тому же приезжие, работают, арендуя транспорт.

"Нужно "вытащить" эту аренду для хозяина, купить солярку. А с нынешним тарифом средств на проживание не останется", - заверил Атяков.

Жить стало дороже?
По официальным данным, с 2012 по 2020 год в Кыргызстане инфляция составила около 40%. При этом прожиточный минимум вырос на 22%. Напомним, прожиточный минимум - это минимальный набор продуктов, непродовольственных товаров, налогов и услуг. Прожиточный минимум на одного человека в Бишкеке в 2012 году составлял 4 406 сомов. По итогам 2020 года показатель возрос до 5 381 сома.

Что касается цен на топливо, то за девять лет они существенно не изменились. В 2012 году дизель стоил 38,6 сома. В 2020 году средняя цена на дизельное топливо была 38,3 сома. Существенное повышение цен на дизель было в 2019 году.

Данные показывают, что инфляция и повышение цен на продукты сделали свое дело. За девять лет жить в Бишкеке стало дороже. У водителей маршруток есть основания требовать повышения тарифов на проезд.

Так как в столице Кыргызстана не развита сеть автобусов и троллейбусов, без маршруток в ближайшее время граждане не смогут обойтись. Особенно это касается жителей пригородов и жилмассивов. Однако повышение тарифов на проезд существенно ударит по карману.

При этом основной части населения ждать повышения зарплаты не стоит, особенно в этом году, когда придется разгребать последствия, связанные с коронавирусом и политической нестабильностью. Только за первое полугодие 2020 года количество рабочих мест в стране снизилось на 36%.

https://kaktus.media/doc/429834_povysit_proezd_do_15_a_lychshe_do_20_somov._sityaciia_s_marshrytkami_v_bishkeke.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас