admin

Одни — на коне, другие — в тюрьме

Оцените эту тему

Recommended Posts

jap01.jpg

О том, как одни участники госпереворота сажают других.

К вечно революционному Кыргызстану, как ни к какой другой стране, применимы два известных высказывания на тему госпереворотов.

Первое: «Мятеж не может кончиться удачей, когда он победит, его зовут иначе».

Второе: «Революция пожирает своих детей».

После двух удавшихся кыргызских госпереворотов — мартовского и апрельского — так и было. Поскольку они удались, их объявили РЕВОЛЮЦИЯМИ. Последующие попытки переворотов — уже против новых властей, — поскольку они оказывались неудачными, объявлялись «покушениями на насильственный захват власти». А «революционеры» оказывались не в министерских креслах, о чём они мечтали, а в тюрьме.

Самые удачливые «революционеры», уцепившись за власть и укрепившись в ней, начинали преследовать своих недавних соратников. Поводы находили самые разные. Но была одна особенность.

Победившим «революционерам» хватало сообразительности не обвинять кого-либо в участии в госперевороте, в результате которого они сами пришли к власти. Поскольку, как уже говорилось, это были никакие не перевороты, а «народные революции». Зачем пилить сук, на котором сидишь?!

Это железобетонное правило дало трещину после третьего — прошлогоднего октябрьского — госпереворота.

Недавний арест Женишбека Молдокматова — новоявленного оппозиционера, выступившего против «Ханституции» и ещё много чего, — выглядит совсем не логичным. Поскольку обвиняют его, по сути, в том, что он… привёл к власти Садыра Жапарова и его команду. В числе прочих «революционеров».

Сам по себе Молдокматов, которому на днях исполнилось 38 лет, — политик, прямо скажем, мутноватый. Официальная биография большей ясности в его политический портрет не вносит.

В начале 2000-х годов работал Молдокматов скромным учителем английского языка в обычной нарынской средней школе. Там, похоже, он попался на глаза кому-то из представителей вездесущего фонда Сороса, которые решили, что из этого молодого человека можно выковать будущего управленца для Кыргызстана. Целых три года — с 2005-го по 2007-й — Молдокматова готовили в соросовском Институте открытого общества в Венгрии на непрерывных курсах. Обучили его по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Этническое различие и управление конфликтами».

После этого, до 2013 года, Молдокматов работал в различных международных проектах, связанных в том числе с Нарынским госуниверситетом и Американским университетом в Центральной Азии. А затем полез в политику — вначале во главе движения под амбициозным названием «Совет молодёжи Кыргызстана», потом — движения «Калыс». Впрочем, обратил тогда на себя внимание никому не известный новоиспечённый политик Молдокматов не яркими и конструктивными идеями, а обыкновенным популизмом.

Популистом по большому счёту он остаётся и по сей день.

Ещё известен Молдокматов своими политическими шараханьями.

В октябре 2017-го на президентских выборах, будучи сопредседателем политпартии «Замандаш», он вовсю агитировал за Сооронбая Жээнбекова, повсюду его сопровождая. «Он никогда не продавал и не предавал свой народ и страну. Не обманывал и не запускал руку в государственную казну. У Жээнбекова — народная поддержка, и у него хватит сил, опыта и знаний сохранить единство народа и страны», — в таких выражениях рекламировал этого кандидата в президенты Молдокматов.

Ровно три года спустя — в октябре 2020-го, — когда кресло под Жээнбековым зашаталось, Молдокматов примкнул к освобождённому из тюрьмы Атамбаеву: сохранилось красноречивое фото, на котором лидер партии «Замандаш» вышагивает с опальным экс-президентом на демонстрации.

«Замандаш» Молдокматов возглавил в 2018-м — до этого партией руководила вдова её покойного основателя Омуракунова, которому Молдокматов доводился земляком. Некоторые СМИ сообщали, что на участие в парламентских выборах 2020-го нового лидера «Замандаша» благословил лично президент Жээнбеков.

Незадолго до дня голосования разразился скандал: одноимённая ассоциация «Замандаш» обвинила партию в том, что та обманывает избирателей, присваивая себе заслуги этой организации в работе с мигрантами.

Проиграв на выборах, партия «Замандаш» моментально перестала быть лояльной к действующей на тот момент власти. Во всяком случае, Молдокматов активно участвовал в митинге 5 октября, который в итоге привёл к госперевороту.

В январе Молдокматов снял с себя полномочия лидера «Замандаша». Выглядело это как сугубо добровольный поступок. Известно, однако, что с этого поста его выдавили сопартийцы, а вдова основателя «Замандаша» потребовала, чтобы Молдокматов передал партийную печать и лидерство в партии её сыну.

Уже в начале апреля Молдокматов вернулся в политику, возглавив другую политпартию — «Туран». Её ещё в 2007-м создали политики, объявившие себя идеологическими преемниками основателей Социал-Туранской партии, за принадлежность к которой в 1930-е годы были репрессированы несколько кыргызских государственных деятелей. Официальным лидером партии считался Тайырбек Сарпашев. Но он, насколько известно, был больше её «кошельком», идеологом же выступал Каныбек Иманалиев, ныне — один из главных сторонников «десоветизации» Кыргызстана.

К тому времени МВД уже занялось Молдокматовым — в его доме и офисе прошли обыски. Вялотекущее следствие активизировалось в начале мая: Молдокматова, вызванного на очередной допрос в качестве свидетеля, милиция задержала, затем суд санкционировал его арест на два месяца.

Первоначально Молдокматова, по словам его адвоката, МВД обвиняло в попытке захвата здания госучреждения, а именно ГКНБ. Затем обвинение переквалифицировали на «организацию массовых беспорядков». Речь идёт о событиях в ночь на 6 октября, когда в стране, собственно, и случился госпереворот.

Защита Молдокматова утверждает, что он не пытался захватить ГКНБ, а, наоборот, упрашивал митингующих не громить здание спецслужбы. Но признаёт, что именно Молдокматов вёл переговоры с помощником тогдашнего главы ГКНБ Опумбаева и передал ему требование толпы — освободить Алмазбека Атамбаева и Садыра Жапарова. «Вышел помощник, — рассказал адвокат Кантемир Турдалиев, — и сообщил, что Атамбаева выпустят через полчаса, а Жапарова — через час, поскольку последний содержался в Молдовановке. Толпа начала возмущаться и требовать немедленного освобождения. Молдокматов передал это помощнику председателя, тот вновь ушёл. Затем вернулся и ответил, что председатель согласился, но при условии составления акта. Так, через 10 минут выпустили Атамбаева. Потом толпа двинулась в Молдовановку и там освободила Жапарова. А сейчас Молдокматова за это сажают».

Итак, именно Молдокматов при поддержке толпы вытащил из тюрьмы Атамбаева (который вскоре вновь оказался за решёткой) и Жапарова (который оседлал «революционного коня» и в итоге возглавил страну). Но только ли его нужно привлекать к ответственности, если новая власть признала эти действия преступлением?

Экс-депутат Исхак Масалиев в своём обращении к генпрокурору назвал и другие фамилии. «ГКНБ, — напомнил он, — с первых часов бегства Опумбаева руководил генерал Омурбек Суваналиев. Садыр Жапаров занял кабинет премьер-министра — до утверждения на сессии Жогорку Кенеша. Кабинет генпрокурора занял (пусть даже на час) Алмамбет Шыкмаматов, кабинет председателя Финполиции — Сыймык Жапыкеев. Служебные кабинеты многих руководителей других ведомств и районных администраций занимали другие граждане».

Как, интересно, будет выкручиваться из этой щекотливой ситуации следствие? Как определится: кого объявлять «народным революционером», а кого — «переворотчиком»?

Артур ИСАЕВ

«Дело№…», 26 мая, 2021 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас