admin

Почему низкий интеллект, закрытость и неудачи заставляют ненавидеть «чужих»? (Часть I)

Recommended Posts

earl_13ab_rodneysmith_john_hinch_in_cab_london_england_1987.jpg

Коренные жители и иммигранты во Франции, Германии, США, тутси и хуту в Руанде, скотоводы и земледельцы в Нигерии, израильтяне и палестинцы на Ближнем Востоке, рохинджа и бирманцы в Мьянме…

Конфликты «своих» и «чужих» сопровождают человечество с древнейших времен и до наших дней. Однако неприязнь к «чужим» является не только социальным или культурным маркером. Ученые считают, что она коррелирует с затруднениями в логическом анализе действительности, не слишком развитыми когнитивными и интеллектуальными способностями.

ПОМЕШАТЕЛЬСТВО НА ИДЕНТИЧНОСТИ

Люди с легкость примеряют на живущих по соседству «других» маски Чужаков, Врагов, Нелюдей. Отличать «своих» от «чужих» человек учится с раннего детства, и в этом он далеко не одинок. Эволюция миллионами лет воспитывала у различных биологических видов бессознательную привычку опираться на себе подобных, которая должна была обеспечить выживание и безопасность.

Подобное поведение свойственно муравьям и макакам, птицам и пчелам. Однако только человек, по мнению эволюционного психолога Джона Туба, «помешан на самоидентификации». Люди и животные обладают способностью изменять свое групповое поведение.

При этом в животном мире невозможно такое разделение соплеменников, как это произошло, например, у югославов, — на воюющих друг с другом хорватов, сербов, боснийцев и косоваров. Природа не знает таких парадоксов, как противостояние Северной и Южной Кореи.

Один народ, несмотря на общий язык, культуру, историю, внешний облик и этническую принадлежность оказался разделен на два государства, формально находящихся в состоянии войны друг с другом. Почему так происходит?

ИНГРУППЫ И АУТГРУППЫ

В 1970-е годы британский социальный психолог Генри Тэджфел делил участников эксперимента на случайные группы, сообщая им о четких критериях отбора. На самом деле эти критерии были весьма банальными и произвольными. В ходе эксперимента выяснилось, что участники одной группы (ингруппа) дискриминировали членов других групп (аутгруппа). 

Причем делали это и когда это было выгодно членам их группы, и без какой-либо конкретной пользы. С тех пор эксперименты с ингруппами и аутгруппами помогли объяснить многое: корни расовых и религиозных предрассудков, патриотизм и национализм, поведение школьных сообществ и футбольных фанатов… Люди бессознательно делят предметы на категории, структурируя представление о мире при помощи языка.

Точно таким же образом они ориентируются в социальных мирах: самоутверждаясь, определяя свое место и статус. В этом смысле, по мнению социального психолога из Нью-Йоркского университета Джея Ван Бейвела, патриотизм как форма самоопределения ничем не отличается от фанатизма в отношении футбольной команды.

Прибегнув к современным технологиям сканирования мозга, ученые однозначно установили, что отождествление с группой является врожденным и самым непосредственным стремлением человека. Примерно таким же, как бессознательное стремление ребенка говорить и ходить.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ И АЛЬТРУИЗМ НЕНАВИСТИ

Ван Бейвел произвольно поделил добровольцев на две части: ингруппа и аутгруппа, поместил их в томограф, дал просмотреть изображения членов их группы и противоположной. На первых, намного активнее, чем на вторых, реагировало миндалевидное тело — древняя структура мозга, связанная с эмоциональной валентностью. Реагирует мозг и на вознаграждение члена своей группы так же, как на личную выгоду. 

Подобные реакции являются врожденными, как показали исследования Стефани Престон, профессора психологии Мичиганского университета, роднят человека с другими «стайными» биологическими видами: волками, ездовыми собаками, шимпанзе и даже косяками рыб. В основе «стадного инстинкта» лежит так называемое «эмоциональное заражение», стирающее границы между Я и другими Я, принадлежащими одной группе.

«Своих» нам намного легче подключать к своим нейронным субстратам, чем «чужаков». Однако в случае патриотизма и национализма, как считает гарвардский нейробиолог Мина Сикара, это «подключение» происходит по-разному. Патриотизм — проявляется как «любовь к ингруппе», а национализм — как «ненависть к аутгруппе». То есть в коллективной психологии от ненависти до любви один шаг, но эмоциональную и ценностную разницу между любовью и ненавистью большинство из нас все-таки достаточно хорошо понимает.

«Живи сам и дай жить другим» — девиз тех, кто ориентирован на любовь к ингруппе, а вот с теми, кто ориентирован на ненависть к аутгруппе, все оказалось намного интересней. Сикара обнаружила у них даже некий весьма специфический «альтруизм».

Они с удовольствием, которое зафиксировали при сканировании мозга, жертвовали свои деньги в «общий котел ненависти к аутгруппе», наказывая тем самым отличных от них людей. Сканирование мозга баскетбольных болельщиков показало, что они испытывали просто-таки садистское удовольствие от проигрыша команды соперников. 

ЧЕМОДАН, ВОКЗАЛ… ГЕРМАНИЯ!

Солидарность с ингруппой и ненависть к аутгруппе, коренятся глубоко в подсознании. Но любовь к ингруппе можно трансформировать в ненависть к аутгруппе — если мы начнем воспринимать ее как внешнюю угрозу. Чем, собственно говоря, с успехом занимается идеология и пропаганда. Однако эксперименты показали, что в достаточно большой степени различия между патриотизмом и национализмом имеют не только идеологические, но в первую очередь генетические причины.

В 2014 году психолог из Йоркского университета Гари Льюис опубликовал исследования патриотизма, национализма и предрассудков на материале тестирования однояйцевых и разнояйцевых близнецов.

Им предлагали оценить свой уровень согласия с различного рода тезисами: «Я люблю Германию», «Люди, которые не поддерживают всем сердцем Германию и не уважают ее культуру, должны жить в другой стране» и др.

На основании того, что у идентичных близнецов одинаковые оценки встречались чаще, Льюис пришел к выводу, что 50% вариаций в составе похожей в культурном плане группы людей можно объяснить генетическими факторами. То есть патриотизм и национализм — не очень генетически связанные друг с другом явления. А вот отсутствие «открытости» (к новым впечатлениям, ощущениям, экспериментам и т.д.) и групповой фаворитизм оказались, наоборот, генетически связанными и обусловленными.

Продолжение следует…

 

huxley.media

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас