Uktam Namozov

Кризис в Афганистане привел к созданию новых платформ для ИГИЛовской пропаганды

Recommended Posts

 

 

В марте 2019 года теперь уже бывший президент США Дональд Трамп в пылу предвыборной гонки выступил с поспешным, на взгляд многих политобозревателей, заявлением о полном поражении террористической группировки Исламского государства. Слова Трампа вызвали неразбериху в мировых политических кругах: не может попросту так быстро исчезнуть организм, который в какой-то момент контролировал территорию размером почти с Соединенное королевство. И они от части оказались правы. ИГ потеряло большую часть своих территории, но не переставало существовать как террористическая организация.

 

В отличие от других международных исламистских группировок, таких как Аль-Каида, ИГ успешно использовало для достижения своих целей множество других инструментов, помимо выстраивания региональной политики и идеологии. Основной движущей силой группировки была и остается пропаганда. Несмотря на то, что уже три года прошло после заявления Трампа, в настоящее время отсутствует понимание и методика того, как бороться с террористической группировкой, которая существует скорее, как идея и бренд, и использует обширные возможности мировой сети для дальнейшей раскрутки своего имени и проповедуемых идеалов.

 

Своими действиями ИГ способствовало тому, что сегодня даже самые крохотные региональные джихадистские группировки по всему миру, от Африки до Юго-Восточной Азии, ассоциируют себя как часть “империи ИГ”. Таким образом “кооптация имени ИГ” и его обширная онлайн-пропаганда создали целую экосистему международного экстремизма, где радикально настроенные группировки или отдельные индивиды способны совершать атаки от имени ИГ в любой географической точке мира. В качестве примера можно привести пропагандистские фотографии и сообщения об успехах ИГ и его филиалов в Африке, например, в Мали, Мозамбике и Демократической Республике Конго, которые ежедневно появляются в социальных сетях на хинди и урду, а также на многих других языках.

 

Пропаганда ИГ после смены власти в Афганистане

 

Переломным моментом для всего мирового сообщества стал 2021 год, когда 15 августа талибы вновь взяли под контроль афганскую столицу, наблюдая за тем, как американцы в спешке покидают Исламскую республику. На тот момент мало кто обратил внимание на то, как Исламское государство провинции Хорасан (ИГПХ) из небольшой группировки, контролирующей лишь несколько провинций, превратилась в мощное и более смертоносное формирование.

Как ни странно, но идеологический подъем талибов подпитывал пропаганду ИГ. Основное интернет-издание ИГ, "Ан-Наба", в последних нескольких номерах уделяло много места операциям ИГПХ против талибов, обвиняя группировку в том, что она объединилась с США для установления своего правления, основанного на политической идентичности и узкой исламской юриспруденции, а не на исламской умме в целом. Сообщения о потенциальном антитеррористическом сотрудничестве между США и Талибаном запустили волну массного недовольства в сети, с созданием новых онлайн-изданий в поддержку ИГПХ.

 

За последние два года появилось как минимум два про-ИГИЛовских издания, сила которых умножается вместе с "Аль-Наба" и другими пропагандистскими изданиями. Одним из таких издательств стал индийский журнал, публикующийся на английском языке, Саут аль-Хинд” (“Голос Хинда”), был запущен в феврале 2020 года, в разгар массовых беспорядков в столице Нью-Дели. Издание выступало с жесткой критикой в адрес руководства Талибана, а также приложило руку к пропаганде межобщинной розни в Индии.

Вторым ярким примером стал запуск на территории Пакистана про-ИГИЛовского онлайн-журнала на языке урду под названием "Ялгар". В своих материалах онлайн-издание выступает против "действующего пакистанского государства, политики и религиозных институтов страны".

 

Увеличение числа пропагандистских платформ, в особенности в социальных сетях, характерно и для стран Центральной Азии. Несмотря на проводимую работу службами внутренней безопасности республик, ситуация еще далека от совершенства, и есть еще слабые стороны, над которыми стоит поработать. Тут, как это не парадоксально, на руку государственным органам играет низкая степень интернет покрытия и невысокий уровень использования мобильного интернета.

Стоит отметить, что некоторые ученые схожи во мнении, что руководство ИГ успешно использовало СМИ против них самих же. Значительная часть создания бренда ИГ заключалась в том, что в период с 2014 по 2017 год организация успешно размещала свою пропаганду на первых страницах мировой прессы и в прайм-тайм телевизионных сетей. Это стало одним из главных провалов в реагировании на ИГИЛовскую пропаганду. Теперь это должно послужить уроком и для центральноазиатских республик – государств с достаточно хрупкими общественными, культурными и политическими экосистемами.

download.jpeg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас