admin

Как тайные отношения с талибами обернулись для Пакистана крахом

Recommended Posts

2023-06-05_12-41-32_104537 (1).jpg

Примерно через две недели после того, как талибы захватили Афганистан в 2021 году, тогдашний глава пакистанского шпионского агентства прибыл в один из самых роскошных отелей Кабула, улыбаясь, попивая чай и, казалось, спокойно воспринимая возвращение боевиков к власти.

Генерал-лейтенант Фаиз Хамид из пакистанского шпионского агентства Inter-Services Intelligence имел основания полагать, что Пакистан собирается пожинать плоды тайной поддержки талибов в их борьбе с силами под руководством США. Взамен Пакистан ожидал, что группировка поможет обуздать ответвление у себя дома.

Почти два года спустя отношения между талибами и Пакистаном испортились, число террористических атак со стороны "Техрик-и-Талибан Пакистан" (ТТП) возросло, а некоторые лидеры талибов даже пытаются наладить связи с заклятым врагом Пакистана - Индией.

Пакистан считает, что талибы глубоко связаны с ТТП и могут убедить его прекратить теракты, говорят люди, знакомые с этим вопросом. ТТП давно заявляет, что хочет свергнуть правительство в Исламабаде.

По словам людей, знакомых с ситуацией, некоторые фракции "Талибана" категорически против помощи Пакистану в борьбе с ТТП, и многие из них расстроены тем, что правительство в Исламабаде не признало их режим. Сотни бойцов "Талибана" также присоединились к ТТП, чтобы вести еще одну священную войну, говорят они.

Пакистан допустил "замечательный" просчет, сказал Фарид Мамундзай, посол Афганистана в Индии, представитель предыдущего режима страны, не связанного с Талибаном.

В прошлом году ТТП совершила больше всего нападений боевиков на пакистанской земле, чем в 2018 году. В январе этого года группировка убила не менее 100 человек в результате взрыва смертника в северо-западном городе Пешавар - одного из самых смертоносных нападений в своей истории. Четыре человека погибли 24 мая в результате взрыва автомобиля смертника, ответственность за который не взяли на себя ни ТТП, ни другие боевики.

Некоторые ключевые члены Талибана хотят, чтобы группировка дистанцировалась от Пакистана и продемонстрировала свою независимость, отмечают люди, знакомые с этим вопросом. Среди них мулла Абдул Гани Барадар, заместитель премьер-министра Афганистана по экономическим вопросам, который провел годы в пакистанской тюрьме после того, как был захвачен в плен в 2010 году во время войны с США, и мулла Мохаммад Якуб, министр обороны и сын основателя Талибана муллы Мохаммада Омара, сказали люди. Якуб публично возглавлял усилия по налаживанию отношений с Индией, в том числе призывал индийское правительство обучать силы Талибана.

Другие члены Талибана занимают иную позицию. Верховный лидер Хайбатулла Ахундзада заявил, что создание Пакистана "неисламское" и основано на наследии британских колониальных правителей, согласно январскому отчету Института мира США.

Сираджуддин Хаккани, министр внутренних дел и лидер влиятельной фракции, в прошлом году выступил посредником в заключении перемирия между Пакистаном и ТТП в попытке обеспечить прочный мир. Оно продлилось около шести месяцев.

Источники, знакомые с вопросом указывают, что некоторые бойцы "Талибана", помогающие ТТП, привезли оружие, оставленное США, включая М-16 и снайперские винтовки с тепловизионными очками ночного видения. Сотни боевиков ТТП, выпущенных талибами из кабульской тюрьмы после того, как группировка вернула себе власть, также вернулись воевать в Пакистан

Мумтаз Захра Балох, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Пакистана, отказалась от комментариев. Inter-Services Public Relations, медиа-крыло вооруженных сил, не отвечало на звонки и сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.

Представители Талибана Забихулла Муджахед и Билал Карими не ответили на звонки и не ответили на сообщения WhatsApp с просьбой прокомментировать ситуацию. В заявлении, сделанном в феврале, ТТП заявила, что ведет "священную войну" против пакистанской армии и призвала политиков и других не становиться препятствием в этой войне.

В мае на встрече в Исламабаде с участием Пакистана, Китая и Талибана министр иностранных дел Талибана Амир Хан Муттаки сказал, что ТТП и Пакистан должны провести переговоры, но не предложил роли Талибана. Между тем, талибы договорились с Китаем и Пакистаном о распространении инициативы "Пояс и путь" на Афганистан.

Уход США "придал импульс деятельности ТТП", - сказал Ахмед Шариф Чодри, представитель пакистанской армии, на пресс-конференции 25 апреля. Около 239 человек, включая 137 офицеров и солдат, были убиты в сотнях нападений боевиков в этом году, сказал он.

Со своей стороны, талибы расстроены тем, что Пакистан не признал их режим, сказали люди, знакомые с вопросом. Но сделать это Пакистану будет сложно, учитывая санкции против талибов и необходимость того, чтобы Международный валютный фонд одобрил затянувшийся пакет мер по спасению Исламабада.

Пакистан является одним из основных союзников США, не входящих в НАТО. Хотя это дает некоторые военные и финансовые преимущества, это не включает в себя договор о взаимной обороне, который бы обязывал американские силы ответить в случае военного нападения. Некоторые американские законодатели на протяжении многих лет пытались отменить этот статус, отчасти из-за поддержки Пакистаном движения "Талибан".

"Во время войны Пакистан тайно помогал боевикам в их попытках свергнуть поддерживаемое США афганское правительство, более дружественное Индии, а также предоставлял убежище и медицинскую помощь лидерам и боевикам Талибана", - говорит Майкл Кугельман, директор Института Южной Азии в вашингтонском аналитическом центре Wilson Center.

ТТП - самая крупная и самая смертоносная из десятка повстанческих группировок Пакистана, тысячи боевиков которой являются выходцами из племенного пояса. Группа объявила о своем существовании в 2007 году после того, как пакистанские силы безопасности начали операцию против известной мечети в Исламабаде, которую подозревали в предоставлении убежища и подготовке исламских радикалов. В результате насилия погибло более 100 человек.

Нападения ТТП участились как раз в тот момент, когда Пакистан столкнулся с рядом других серьезных проблем. Политическая напряженность достигла предела. Более 10 000 человек, связанных с партией Хана "Пакистан Техрик-и-Инсаф", были арестованы в ходе полицейских рейдов после протестов после ареста Хана в мае. Хан и его жена были внесены в список лиц, запрещенных к полетам. Инфляция растет самыми быстрыми темпами в Азии, в результате чего многим из более чем 220 миллионов жителей страны становится трудно платить за топливо и продукты питания. А переговоры с МВФ находятся на критической стадии, поскольку международный кредитор до сих пор не выделил средства.

Учитывая все вышесказанное, уверенность ушедшего в отставку шефа ISI в кабульском отеле "Серена" выглядит неоправданной. "Пакистан давно рассчитывал на то, что талибы будут его лучшей стратегической ставкой в Афганистане - группой, готовой помочь Пакистану в реализации его интересов, включая борьбу с терроризмом", - говорит Кугельман. "Чего Пакистан, очевидно, не понимал, так это того, что "Талибан", когда ему больше не понадобится военное убежище в Пакистане, заявит о своей независимости от своего бывшего покровителя и откажется выполнять его приказы".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас