admin

Чоротегин: Навязывание чуждой культуры - путь нашего народа в ряды ИГИЛ!

Оцените эту тему

Recommended Posts

"Тотальный отказ от национальной одежды - путь к потере культуры, манкуртизму и в ряды ИГИЛ", - таким мнением с "ВБ" поделился глава Фонда исторического и культурного наследия народа Кыргызстана "Мурас" Тынчтыкбек Чоротегин, комментируя размещение в Бишкеке баннеров с изображением фотографии женщин в национальной кыргызской одежде и в парандже с надписью "Кайран элим, кайда баратабыз?".

Он уверен, что в последнее время в стране активно идет подспудный процесс "переноса культуры", которая обязательно приведет к ликвидации этнической самобытности народов, сделает их безликими, однородными и податливыми для манипуляций.

"Мы не против ислама, мы с уважением относимся к историческому выбору наших предков. Но мы против манкуртизма и навязывания нам чужой одежды как важной части культуры каждого народа. Это верный путь в ИГИЛ. Мы всего 25 лет назад восстановили государственную независимость, стали больше знать и понимать свои корни и историю, и, наконец, стали свободно и повсеместно говорить на кыргызском языке. Только начали открыто поддерживать и развивать свою культуру, носить одежду с кыргызским орнаментом.

И в этот момент возникает реальная угроза так называемой "арабизации". Поэтому призываем всех наших граждан быть умеренными во всех религиозных делах. Большая часть наших граждан, в том числе кыргызов, – сунниты-мусульмане. Но мы – кыргызы-ханафиты, которые сумели сохранять все исламские и неисламские культурные традиции через сотни веков. Почти десять веков назад, в 1072-1077 гг., наш общетюркский предок Махмуд Кашгари Барскани из Прииссыккулья написал свой энциклопедический труд, призывая арабоязычный мир изучать культуру, этнографию, фольклор и богатый спектр тюркских языков и сравнивая свой родной язык с аргамаком, который наравне приближается к финишу, бок о бок, с другим состязающимся - арабским языком. Это чувство равенства своей национальной культуры с арабской, персидской и китайской было главным и для мыслителя и поэта Жусупа Баласагына, который написал философско-дидактическую и политологическую поэму "Благодатное знание" (или "Управление, освященное Богом"; "Кутадгу билиг") в 1069-70-г.

Мы надеемся, что наши граждане, независимо от глубины их религиозных чувств, правильно поймут посыл плакатов "Кайран элим, кайда баратабыз?". У нас были свои кыргызские платки, элечеки, узорчатые каляки, кеп такыя, тюбетейки (в том числе и совиными перьями), которые были олицетворением красоты и открытости кыргызских женщин. Наши бабушки и прабабушки никогда не носили черную чадру или паранджу (даже и это слово – привозное), а старались одеваться ярко и величественно. Даже в советское время стремились к простым и ярким одеяниям).

Мы видим, что баннеры с призывами не забывать свою культуру сделаны исключительно из патриотических чувств, поэтому они вызвали дискуссию в обществе. Это и замечательно - все обсуждать открыто.

В постсоветское время, особенно последние 15 лет, у нас появились замечательные дизайнеры, которые готовят женские и мужские одеяния для мусульман-кыргызов с кыргызскими узорами и другими атрибутами национальной культуры. Сколько новых видов одежды с кыргызскими национальными узорами можно увидеть у артистов, танцоров, да и просто граждан Кыргызстана. Думается, наше общество и государство поддержат таких новых мастеров, которые уже обогащают нашу современную национальную культуру своими дерзкими и вековечными идеями.

Мы бы также хотели призывать граждан страны и наших политических деятелей, как когда-то призывал Махатма Ганди своих соотечественников носить национальную одежду, побольше носить свои национальные костюмы, а не оставлять эту традицию только для кружков художественной самодеятельности и профессиональных певцов и артистов.

В то же время мы весьма обрадованы, когда увидим новый тренд, связанный с тем, что все больше наших молдо и благоверных мужчин-мусульман надевают чапаны и топу с кыргызским узорами. Лёд ведь тронулся!"- считает глава фонда исторического и культурного наследия народа Кыргызстана "Мурас" Тынчтыкбек Чоротегин.

Напомним, в течение последней недели на крупнейших рекламных площадях столицы появились баннеры, на которых размещены две фотографии - женщин в национальной кыргызской одежде и женщин в парандже. Под ними написано: "Кайран элим, кайда баратабыз?".

"В настоящее время по городу Бишкек распространяется наружная социальная реклама следующего содержания "Кайран элим, кайда баратабыз?" с изображением женщин в кыргызской национальной одежде и женщин, одетых в хиджаб (паранджу) с закрытыми лицами. Информация, распространяемая в данной наружной рекламе, является социальной, которая не противоречит требованиям законодательства Кыргызской Республики о рекламе", - прокомментировали в Госантимонополии.

2016-07-15_14-33-54_421724.jpg

Источник: Вечерний Бишкек

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас