admin

Имамы в Кыргызстане. Первая линия обороны против экстремизма

1 сообщение в этой теме

В Кыргызстане остро стоят вопросы национальной безопасности и экспансии радикального ислама. Для противодействия экстремистским течениям на первый план выдвинута работа с имамами, которые непосредственно контактируют с населением.

В 2014 году в КР основали фонд развития духовной культуры «Ыйман», одной из целей которого является содействие государству и гражданскому обществу в укреплении межконфессионального согласия, веротерпимости, повышения образованности и толерантности. О работе с имамами ИА «24.kg» рассказал председатель фонда Нуржигит Кадырбеков.

 

23016.jpg

 

- Фонд создан распоряжением главы государства в январе 2014 года. Финансирование идет от частных лиц, участвуем в конкурсах и выигрываем гранты, основной источник - спонсоры. Бывает, президент в ходе поездок за рубеж договаривается о поддержке фонда.

 

- Какова цель вашей работы?

 

- Повышение духовности общества, помощь государству в осуществлении религиозной политики, а также в борьбе против радикализма и экстремизма.

 

- Как организована система мусульманского религиозного управления в Кыргызстане?

 

- В светском государстве религиозные конфессии имеют свою структуру. В нашем случае это Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК). Кроме него, есть Совет улемов. Если первый выступает как исполнительный орган, то второй выполняет надзорную функцию.

 

Структура выглядит следующим образом: муфтият, затем идут областные казияты, в районах – хатибияты, возглавляемые имам-хатибами. Далее следуют имамы мечетей.

 

23019.jpg

 

- Расскажите о положении, статусе имамов, ведь непосредственно на местах с народом работают они…

 

- В КР действует примерно 2 тысячи 700 мечетей. Соответственно столько же имамов. Сейчас наш фонд предоставляет им благотворительную стипендию. Не всем конечно, а тем, кто соответствует нашим требованиям: наличие соответствующей регистрации самой мечети, успешное прохождение аттестации как религиозного деятеля и обучение на наших курсах. Если не выполняется одно из этих требований, стипендия не предоставляется. Стипендию сейчас получают более 1 тысячи 300 имамов.

 

- Размер стипендии зависит от статуса?

 

- Да. Например, областным, городским, районным казы платим по 10 тысяч. Работающим в муфтияте – от 8 до 15 тысяч, рядовым имамам - по 5 тысяч сомов ежемесячно.

 

- Чем отличается молдо от имама?

 

- Молдо – это общее название религиозно образованных людей. К примеру, раньше у кыргызов всех, кто умел читать по-арабски, называли молдо. А имамы - это те, кто проводит религиозные обряды. Они несут службу в мечети, и само слово переводится как «руководитель» или «предводитель». На самом деле работа у них очень сложная и тяжелая. Ошибка наших имамов в том, что они работают с населением только во время намазов, а по сути должны взаимодействовать с населением, если требуется, 24 часа в сутки. Если есть проблемы со здоровьем, человек идет к врачу, в случае пожара звонит пожарным. А в вопросах нравственности, духовности, морали советником у него должен быть имам.

 

- Какие ступени приходится пройти, чтобы стать имамом?

 

- У муфтията есть свои требования: наличие у человека светского и религиозного образования. Но требовать наличие двух образований будут постепенно, потому что сейчас не все имамы могут это выполнить. Необходимо время для плавного перехода.

 

К тому же в настоящее время нередко частные лица строят мечеть у себя дома и говорят, что сами будут назначать имама.

 

- Кто контролирует их деятельность?

 

- Госкомиссия по делам религий во взаимодействии с ДУМК работает в этом направлении. Сейчас же хорошим рычагом для упорядочения работы имамов явилась благотворительная стипендия. У них появляется ответственность, стимул учиться и повышать свой профессиональный уровень.

 

23018.jpg

 

Говорят, когда раньше организовывали учебу для них, была низкая заинтересованность и участие, сейчас же почти 100- процентная посещаемость.

 

ДУМК и ГКДР подписали соглашение и внедрили для них ежемесячную отчетность. В результате появляется культура отчетности, составления планов работы, в целом повышается ответственность.

 

- А что требуют отражать в отчетах?

 

- Есть типовые вопросы: количество встреч, прочитанных проповедей (хутба), воспитательных бесед, наставлений, выступлений перед населением.

 

Отчеты начали требовать потому, что были имамы, которые даже в мечеть на намаз не приходили.

 

По хутбе вводим новшества. Например, в преддверии Дня независимости предлагаем читать проповеди о любви к родине, к Дню защиты детей - читать про детей, их воспитание, а когда в одной мечети одна тема, в другой - вторая, появляется некая хаотичность.

 

- Давайте перейдем непосредственно к обучению. Когда началась учеба имамов и как идет процесс?

 

- Сначала объясню, почему их начали обучать. Главная сила в борьбе против экстремизма, использующего религию, – это имамы. Почему люди вовлекаются в экстремизм? Из-за незнания религии. Потому что, если непросвещенному человеку показать неправедный путь, он слепо пойдет по нему. Кто должен просвещать народ в вопросах религии? Имамы.

 

23020.jpg

 

Учеба началась в августе 2015 года. Половина предметов по программе - религиозные, вторая - светские. В этом ее уникальность. Курс рассчитан на две недели интенсивных занятий по 19 предметам, в общем 96 часов обучения. За год обучение прошли более 2 тысяч 300 человек.

 

На занятиях имамы изучают Коран, Фикх, Акыйду, историю ислама. К числу светских относятся государственная политика в религиозной сфере, право, риторика и культура речи, стратегия планирования и управление временем, IT-технологии. К примеру, последний предмет мы ввели, чтобы имамы могли противостоять радикалам в виртуальном пространстве, так как не секрет, что экстремисты давно и активно используют соцсети.

 

В процессе учебы поняли, что многие обучающиеся не умеют пользоваться современными гаджетами. Для преподавания мы наняли известного специалиста по IT-технологиям, после его занятий некоторые сразу приобретали смартфоны и открывали странички в соцсетях.

 

Мы также ввели предмет «национальная культура и религия»,  слушатели курсов изучают там труды таких кыргызских философов и акынов, как Арстанбек, Калыгул, Токтогул, Барпы, Женижок и других. В их творчестве гармонично переплетаются вопросы религии и национальной культуры. Такой подход помогает глубже понять Ислам.

 

- Расскажите о преподавателях.

 

- В нескольких наших вузах действуют факультеты теологии. Там работают несколько преподавателей, которые защитили докторские диссертации в Турции. Вначале к ним было мало доверия со стороны имамов, но после занятий ситуация стала меняться.

 

До курсов они не понимали, чему вузовские преподаватели могут их научить, а после учебы дают им высокие оценки.

 

Кроме того, преподают такие известные улемы, как Максат ажи, Чубак ажи, Аким ажи, Сайдамир ажи и другие. В конце каждого занятия имамы заполняли анкету и выбрали наиболее интересные для себя предметы и лучших преподавателей.

 

- Какое течение ислама преподается на курсах?

 

- Раньше мы придерживались одного масхаба (школы)- имама Абу Ханифа. Сейчас же в связи с глобализацией через Интернет идет влияние других течений, порой радикальных. Мы же через наше обучение, через ханафитский масхаб хотим объединить всю мусульманскую общественность страны. Особенность этой школы в ее толерантности, она с уважением относится к науке и традициям.

 

23021.jpg

 

- А есть ли аналогичная деятельность в СНГ и подобный фонд?

 

- Такой информации у меня нет. В Кыргызстане это тоже проводится впервые. Наши зарубежные коллеги говорят нам, что мы выбрали хороший, так называемый мягкий путь.

 

По их признанию, они начали применять силу, но не знают, смогут ли таким образом решить проблему или просто отодвинули ее на будущее или даже усугубили.

 

Борьба с экстремизмом - это борьба идеологическая. Государство отвечает за безопасность граждан, за образование и науку, но оно, как правило, несет меньшую ответственность за духовность народа, не обязано отвечать на вопрос, как стать счастливым. Но каждый человек, в конце концов, сталкивается с этим вопросом. У науки нет ответа. И человек обращается к религии.

 

И если в этот момент наши имамы не будут хорошо работать, то сограждан заманят «волки в овечьей шкуре», прикрывающиеся знаменем ислама. А первая информация, как известно, хорошо оседает в сознании. Поэтому нужно работать на опережение.

 

Суйунбек ШАМШИЕВ

ИА «24.kg»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

Загрузка...



  • Сообщения

    • Рядом с Бишкеком на объездной автодороге водитель грузового автомобиля насмерть сбил пешехода. Фотографии ДТП. Просмотр полной статьи
    • Вы смотрите трансляцию очередного выпуска конкурса "Ты супер! Танцы" — совместного проекта телеканала НТВ и международного информагентства и радио Sputnik Просмотр полной статьи
    • Яссер Эльварраки — единственный кыргызстанский студент, который приехал из Марокко. Даже пограничники два часа продержали его в аэропорту, потому что раньше такого паспорта не видели. Девятнадцатилетний Яссер — будущий врач. Он преодолел почти 9 тысяч километров, чтобы стать обычным бишкекским студентом. Однако, когда впервые увидел столицу Кыргызстана, поймал себя на мысли, что жить здесь не хочет. — Как вы решились приехать из североафриканской страны в сердце Центральной Азии? — Я всегда знал, что буду врачом. Моя мама — тоже доктор, а папа руководит университетом. Я мог бы спокойно учиться на родине, но мне хотелось познакомиться с какой-нибудь новой культурой. Подал заявление во многие вузы по всему миру, и благодаря хорошим оценкам меня приняли везде! Языковой проблемы не было: я владею английским, французским, арабским и берберским (на нем говорят в некоторых странах Африки). Тогда отец сказал мне: "В Англии или Америке ты будешь говорить по-английски — ничего особенного. Во Франции — по-французски. Если ты действительно хочешь узнавать новые культуры, выбери другой путь". Я уже собрался поехать в Россию или на Украину, но выяснилось, что марокканские клиники не принимают их дипломы. Потом узнал, что в Кыргызстане тоже легко выучить русский, а диплом международного университета "Ала-Тоо" признают и у нас.  — Каким было ваше первое впечатление от новой страны? — Начнем с того, что я ужасно перенес перелет. Он длился 16 часов, и все это время я не мог заснуть. В Бишкек прилетел, как выжатый лимон. Знаете, наш аэропорт Менара в Марракеше считается самым красивым в мире. Я вообще-то думал, что они все такие, и "Манас" показался мне невероятно маленьким. На погранконтроле возникли проблемы. Оказывается, ваши пограничники никогда не видели марокканские паспорта. Чтобы разобраться, понадобилось два часа. Я уже был близок к отчаянию… Меня встретили ребята из университета, и мы поехали в город. Все казалось мне каким-то "не таким": и люди, и дома, и машины. Я позвонил отцу: "Папа, хочу вернуться домой сегодня же!". Он посоветовал мне подождать неделю и подумать. — И что было через неделю? — Мое мнение о Кыргызстане кардинально изменилось! Первый месяц я изучал город: катался на маршрутках, много ходил пешком. Я ближе узнал культуру, людей, природу, и теперь мне не хочется уезжать. Здесь приятно находиться, окружающие всегда помогут. Мне нравится реакция людей, когда они узнают, что я из Марокко. Многие говорят: "Вау! Это очень красивая страна, хочу там побывать! Можно, я поживу у тебя?". Конечно, можно! С удовольствием буду гидом по родному краю. — Было ли что-то такое, что вас шокировало? — Марокканцев с детства учат уважать других людей, даже если они на нас не похожи. Я приехал сюда с открытым сознанием, готовым принимать незнакомые традиции и культуру. Нет, меня ничто не могло шокировать. Студент Яссер Эльварраки из Марокко: на погранконтроле возникли проблемы. Оказывается, ваши пограничники никогда не видели марокканские паспорта. Чтобы разобраться, понадобилось два часа — А есть ли разница между тем, как общаются парни и девушки в Кыргызстане и в Марокко? — У нас не принято начинать разговор с незнакомкой. Конечно, если требуется помощь, можно о ней попросить, но подойти со словами "привет, давай общаться" нельзя. Здесь же можно заговорить с любой девушкой и даже сказать ей о своей симпатии! Поначалу меня это насторожило… Мне нравится, что кыргызстанки очень дружелюбны и любознательны, — они интересуются другой культурой, традициями. Многие девушки просят говорить с ними на английском, французском или арабском, чтобы попрактиковаться. Мне же помогают с русским языком. Кстати, некоторые ваши парни приходят в бешенство, если видят, что иностранцы общаются с местными девушками, особенно красивыми. У нас в Марокко принято уделять внимание человеку, который к тебе обращается. Отвернуться просто невежливо. Однажды со мной здесь заговорила какая-то девушка, мы немного побеседовали, а потом меня остановил молодой человек: "Эй, ты не должен с ней говорить!". Я спросил, почему. Он ответил, что она ему нравится. Я поинтересовался: "Ты ее парень?". Ответ был отрицательным. "Тогда это не твое дело, — сказал я. — Буду говорить, с кем захочу".  — После окончания учебы вы планируете остаться здесь или вернуться в Марокко? — Пока не знаю. Я очень скучаю по родителям, но часто летать в Марокко не могу… И все-таки было бы здорово поработать в кыргызстанской больнице хотя бы года три. sputnik
    • Милиционеры остановят автомобили, которые будут ехать по двум основным трассам региона Управление патрульной милиции ГУВД Чуйской области в воскресенье, 19 ноября, проведет трехминутную акцию памяти жертв дорожно-транспортных происшествий в Кыргызстане. Согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН, третье воскресенье ноября считается Всемирным днем памяти жертв ДТП. На трассах Бишкек — Торугарт и Бишкек — Чалдовар в Чуйской области патрульные милиционеры остановят все движущиеся машины ровно в 10.00. Акцию проведут в целях привлечения внимания общественности к проблемам аварийности и формирования культуры поведения участников дорожного движения, отметили в УПМ. Правоохранители просят граждан отнестись к данному мероприятию с пониманием, так как почтение памяти погибших в ДТП — это напоминание общественности об угрозе. По информации ГУПМ МВД, с начала года жертвами трагедий на дорогах Кыргызстана стали более 700 человек. Sputnik
    • Испанская полиция начала поиски семерых туристов после того, как в соцсетях распространились кадры жестокой расправы над диким кабаном в горах на севере страны Просмотр полной статьи
    • Вчера, 17 ноября, в Бишкеке мужчина из-за ревности ударил своего приятеля ножом. Об этом сообщили в пресс-службе ГУВД Бишкека. Вечером 17 ноября на пульт "102" поступило сообщение, что в одной из квартир дома в 11-м микрорайоне лежит окровавленный мужчина. На место выехала следственно-оперативная группа УВД Октябрьского района. Оказалось, что в квартире находились двое мужчин и женщина. Они распивали спиртное, и один из собутыльников, приревновав подругу, начал ругаться. Словесная перепалка переросла в драку. Второй мужчина ударил соперника ножом в область шеи. Женщина вызвала скорую и милицию примерно в 18.30. Пострадавший госпитализирован, подозреваемый водворен в ИВС. Возбуждено дело по статье "Попытка убийства" Уголовного кодекса Кыргызстана. Фото иллюстративное. kaktus.media
    • Российские ученые назвали свою разработку Awake Inspector Просмотр полной статьи
    • Өзбекстандагы милиция кызматкерлери
      Өзбекстандын борборунда жана Ташкент облусунун Заңги-Ата районунда акыркы үч күндө 20 жаштан 60 жашка чейинки 80 адам кармалган. Арасында аялдар да бар. Өзбекстандагы укук коргоочулардын көз карандысыз тобунун маалыматы боюнча аларга 17-ноябрда аялдар кайрылып, 14-ноябрдан тарта милиция кызматкерлери үйлөргө кирип, тинтүү иштерин жүргүзүп, адамдарды кармап кетишкенин айтышкан. Алардын маалыматы боюнча, кармалган адамдар тууралуу түзүлгөн протоколдордун көчүрмөсү берилген эмес. Кызматкерлердин баары жарандык формада болушкан. Маалыматка ылайык, күч кызматкерлери Дилдора Агзамованы 23 жаштагы уулу Насрулла менен чогуу кармашкан. Булардын атасы Файзулла Агзамов дин ишеними боюнча айыпталып, 2001-жылдан бери абакта. 2014-жылы анын мөөнөтү дагы 16,5 жылга узартылган. Булардын тууганы Шүкүрүлло Агзамов да дин ишеними боюнча камалып, 2006-жылы кыйноолордон улам түрмөнүн ооруканасында каза тапкан. 16-ноябрь күнү кечинде беш эркек менен эки аялды Ташкенттеги тергөө абагына алып кетип, калгандарын кое беришкен. Аталган укук коргоо кыймылынын мүчөсү Сурат Икрамов дин ишеними боюнча айыпталып камакка алынгандардын "кара тизмесиндеги" адамдардын туугандарын кармоо уланып жатканы тууралуу маалыматтар дагы деле түшүп жатканын кабарлады. Июнь айында Өзбекстандын президенти Шавкат Мирзиёев "кара тизмеден" күнөөсүз айыпталгандарды чыгарууну тапшырган. Август айында аталган тизмеден 16 миң киши чыгарылганы кабарланган. Просмотр полной статьи
    • Корреспондент Sputnik Анна Неделько побеседовала с Нуризой Кочкомбай кызы за несколько минут до выступления на проекте "Ты супер! Танцы" Просмотр полной статьи