admin

Пытки в деталях. Почему милиционеры издеваются над задержанными?

Оцените эту тему

Recommended Posts

2017-03-29_12-27-05_979697.jpg

О проблеме пыток в Кыргызстане говорят не первый год. Но если раньше о ней кричали лишь активисты, то не так давно на верный путь искоренения негативного явления встало и государство. Так, в 2013 году был создан Национальный центр по предупреждению пыток. На сегодняшний день определенный прогресс в сфере борьбы с пытками был достигнут. Улучшилась выявляемость пострадавших, медицинские работники обучены правильному, доскональному документированию случаев пыток и жестоко обращения, от которого может зависеть ход расследования.

Однако впереди еще много работы. Основная проблема – безнаказанность преступников, совершающих пытки. Каков портрет применяющего пытки и какие инструменты он использует? Попытаемся разобраться.

В Кыргызстане 85 случаев пыток из 100 совершают сотрудники правоохранительных органов для получения признательных показаний.

Природа пыток - проявление власти сильного над слабым. Пытками называются только те действия, которые осуществляются со стороны должностного лица, когда человек ограничен в свободе, и должностное лицо для получения признательных показаний проявляет над ним свою власть.

Чем пытают?

Телефоны Национального центра по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: (0312) 663 718, (0555) 758 255.

Утюгов и паяльников, которые приходят на ум после слова "пытки", в кабинетах правоохранительных органов, конечно, нет. Вход идет имеющийся арсенал: милицейские дубинки, кулаки, ноги, зажженные сигареты…

Случались и вопиющие случаи, когда парню резали спину и сыпали соль. Затем и вовсе вспороли живот и в таком состоянии оставили умирать. Но чаще всего смерть пытаемого наступает вследствие повреждения внутренних органов.

Пытки наносят не только физические страдания, но и оставляют неизгладимый след в психике человека.

По данным специалиста Института омбудсмена Алберта Колопова, инструменты применения пыток меняются по мере реформ в области их искоренения. Сейчас сотрудники правоохранительных органов ищут и применяют такие способы, следы пыток после которых доказать достаточно тяжело, так как они не видны. К примеру, надевают на голову полиэтиленовый пакет, чтобы лишить задержанного воздуха. С этой же целью может использоваться противогаз. Могут поливать холодной водой при низкой температуре воздуха. А бить - бутылкой с водой, чтобы никаких следов не оставалось.

Правозащитные организации также фиксируют такие методы пыток, как поражение электрическим током различных частей тела задержанного, насильственные действия сексуального характера, вонзание игл под ногти, лишение пищи и воды, ограничение доступа к туалету.

Не остается внешних следов, по информации Колопова, при избиении человека по почкам.

"Зачастую пытки применяют оперативники уголовного розыска для того, чтобы получить признательные показания. Сотрудники правоохранительных органов - умные, они знают, что за это могут привлечь к ответственности. Поэтому в изоляторах временного содержания они пытки сейчас не применяют, там есть общественный контроль. Туда могут прийти представители омбудсмена, Национального центра по противодействию пыткам, прокуратура… Поэтому, в основном, избиения происходят в момент воспроизведения следственных действий, и при задержании, когда никого нет, в кабинетах оперативников", - рассказал специалист Аппарата омбудсмена.

Распространены и психологические пытки задержанных: признаться их могут вынудить под угрозами причинения вреда как ему самому, так и близким. Обещают ужасные вещи: изнасиловать жену, посадить ее, убить родителей, причинить вред детям.

Каков он - портрет пытающего

Почему сотрудники правоохранительных органов такие жестокие? Специалист отдела доказательной медицины Бермет Барыктабасова рассказала интересную историю. Проводилось исследование, во время которого студентов первого курса милицейской академии спросили, как они относятся к пыткам. Естественно, они говорили, что пытки - это плохо, потому что задержанный - это же тоже человек: у него тоже есть родители, братья и сестры. На последнем курсе студенты уже говорили другое: "Как же без пыток? Преступники – все одинаковые. Все они говорят, что не виноваты. А как же можно тогда преступления раскрыть?"

По словам Барыктабасовой, это демонстрирует неверие в свои силы раскрыть преступление без применения насилия.

"Преподаватели академии говорят, что не учат студентов плохому, но на практике уже через неделю они забывают все, чему учились пять лет. Становятся частью сложившейся системы"", - пояснила она.

Специалист пояснила, что на протяжении долгого времени сотрудники правоохранительных органов были зависимы от цифр – необходимо было достичь определенных показателей раскрываемости преступлений.

"Сейчас МВД приложили серьезные усилия для того, чтобы убрать зависимость от цифр. Они отменили это. За недостижение показателей по раскрываемости преступлений милиционеров сильно наказывали. И они этих показателей добивались искусственным путем. Сейчас в этом необходимости не будет", - отметила Барыктабасова.

Милиции нужны психологи

Сказывается на сотрудниках правоохранительных органов и профессиональное выгорание.

"Есть такое понятие как викарная травма. Когда люди каждый день или очень часто встречаются с человеческим страданием, людским горем, со смертью, с преступлениями, со злом, их психика травмируется. Сотрудники правоохранительных органов - это тоже люди. Когда у них низкая зарплата, им надо кормить семью, а тут их заставляют повышать раскрываемость любой ценой, или на работе - двойные стандарты: вслух говорят одно, а начальство говорит делать другое, все это сильно искажает психику", - прокомментировала Бермет Барыктабасова.

По ее словам, человек становится циничным, это его защита. Он становится агрессивным, злобным, не верящим, не доверяющим. "Мол, это все равно преступник, слезы его – вода, жена и мать тоже пусть рыдают, мне все равно, преступника не исправишь. Такие человеческие качества как сострадание, милосердие, забота, здравый смысл находятся под ударом. Некоторые, не имея возможности на работе выразить все свои эмоции, протест, невысказанные требования возмещают это на тех, кто слабее: на людях, которых задерживают, или своих семьях. Это очень опасная ситуация, когда в руках у человека, который доведен до отчаяния или озлобления, появляются полномочия что-то делать с другим человеком, к тому же беспомощным", - добавила она.

Барыктабасова еще раз подчеркнула, что человек, который вынужден работать в жесточайших психологических условиях и выдерживать огромное бремя страданий и ограничений, сам потом испытывает травму.

"Идет деформация, которая может привести к печальным последствиям. Масштабы последствия профессиональной деформации никто не определял. О теме викарной травмы никто не задумывался. Нужны психологи, которые бы работали с этими людьми, как это делается за рубежом. Иначе человек в силу деформации может натворить дел, навредить обществу, себе, своей семье. Совершить преступление, или даже не одно!", - заключила она.

Zanoza

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас