admin

«Кыргызы - ленивые бухарики?»

Оцените эту тему

Recommended Posts

C4781804-FDDB-41E8-A95E-CB259F99B5D9_w10

Неоднозначный твит известного кыргызстанца о том, что людям в регионах следует начать с антилени и меньше пить, вызвал обсуждения в соцсетях.

В ответ на это некоторые гражданские активисты призвали его извиниться перед жителями регионов.

В сетях продолжаются споры о том, прав ли кыргызстанец в том, что в регионах люди ленивы и пьют. Например, виноваты ли «ленивые и пьющие» люди в том, что около миллиона человек в регионах не имеют доступа к чистой воде, или есть какие-то другие причины? Не вдаваясь в подробности обсуждений, хотелось бы поговорить с читателями о том, что внушаемое чувство вины – это, прежде всего, инструмент управления.

Чувство вины, чувство страха и тщеславие, по словам одного друга-философа, являются основными инструментами управления обществом. В контексте данной статьи, наверное, нет нужды показывать, кто и как управляется через тщеславие. Страх, к сожалению, внушается нашим собственным государством – взять хотя бы пример «суда» над тем же Мавляном Аскарбековым, который со стороны ГКНБ обвиняется по ч.1 статьи 297 УК КР (публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному изменению конституционного строя). Показательный пример для остальных людей, кто осмелится высказываться против властей. И если первые два чувства действуют на людей избирательно, то чувство вины – это весьма интересный и знакомый многим способ управления и манипуляции.

Многие психологи отмечают, что чувство вины – это не врожденное чувство, а социально сформированное. Чувство вины не порождается совестью человека. Совесть собственная, неуправляемая извне, будет запускать не чувство вины, а принятие нужных решений для достойного выхода из ситуации.

Некоторые родители, к сожалению, используют чувство вины для управления своим ребенком, путая это с воспитанием. Религия и религиозные деятели также используют чувство вины для управления верующими, начиная от первородного греха и заканчивая пропущенной молитвой. У древних кыргызов в верованиях не было чувства вины и греха, а было понимание целостности и общности человека с окружающим миром, где действия человека могли вести к тем или иным последствиям. Вместо чувства вины вырабатывалась сознательность и понимание связи в цепочке: действие – последствия. Чувство вины – это властная взаимосвязь между неопытным родителем и ребенком, религиозным лидером и паствой, государством и его подданными. Использование чувства вины редко приводит к росту самосознания «виноватого», скорее, наоборот, усугубляет проблему, подчиняет его. Эта связь отражена в известной басне Ивана Крылова «Волк и ягненок»: «У сильного всегда бессильный виноват».

Особенно интересным использование чувства вины становится в колониальный период, когда чувство вины распространяется на целые подчиненные народы. Многие человеческие недостатки стали причисляться подчиненным народам как их врожденные культурные особенности. Одним из таких «культурных изъянов» колонизированных народов «становится» лень. Мексиканская писательница Хосефина Олива де Коль писала, что первая встреча с американскими индейцами поразила воображение Христофора Колумба: «Невозможно поверить, что человек может где-нибудь ещё увидеть таких добросердечных и открытых людей, готовых отдать христианам все, что имеют», людей, которые, «когда их просят, дают все с превеликой охотой, так что кажется, что, прося их о чем-либо, ты оказываешь им огромную милость».

Всего лишь через сорок лет после таких восторженных отзывов, Фернандес де Овьедо, назначенный испанским королем «историографом Индий» описывает индейцев как «людей, которые по природе своей ленивы и порочны, плохие работники, унылы и трусливы, подлы и с дурными наклонностями… Многие из них по своей воле приняли яд, чтобы не работать, а иные повесились» («Сопротивление индейцев испанским конкистадорам», Москва, Издательство «Прогресс», 1988). Надо полагать, что по мнению конкистадора Овьедо, индейцы покончили жизнь самоубийством не от безнадежности и рабского труда, а от лени и нежелания работать.

Каждый президент нашей страны высказывался по поводу лени своих подданных. Говорили о том, что «стыдно жить бедно в такой прекрасной стране… Я часто езжу по Чуйской области и вижу, кто в каком доме живет. Если дом с колючками, сразу понятно, здесь живет кыргыз. Нужно работать».

Колючки во дворах, неухоженные дома и подворья происходят не от лени, а от чувства безнадежности, желания уехать. Такие села и дома можно увидеть и в других странах, вполне процветающих, в чьих некоторых депрессивных районах люди не связывали свое будущее с этим местом и постепенно уезжали. Само чувство безнадежности также может внушаться со стороны власть имущих, особенно в нашей стране, где народ решился на два бунта. Делается все, чтобы внушать людям мысль, что любое сопротивление или борьба с системой – безнадежна.

Это характерно для всего пространства СНГ. Показателен пример двух нашумевших российских фильмов - «Левиафан» режиссера А. Звягинцева и «Дурак» Ю. Быкова. Эти ленты получили множество призов в России и за ее пределами. Фильмы посвящены борьбе героев-одиночек против системы в лице государственной машины и их поражению. При этом они были профинансированы за счет государственных средств и могут повлиять на русскоязычную аудиторию в любой стране СНГ.

Интересно, что в лени обвиняли даже малайцев, которые сегодня признаны одними из «азиатских тигров». Отличное академическое описание «мифа о ленивом туземце» и функционировании данного мифа в идеологии колониального капитализма дал малайский ученый Саед Алатас в своей одноименной книге, вышедшей в Лондоне в 1977 году. И если раньше миф о лени коренных народов внушался колонизаторами, то теперь данный миф выгоден правящей компрадорской буржуазии.

Под компрадорской буржуазией сегодня обычно понимается прослойка чиновников-бюрократов и олигархов, которые богатеют за счет продажи ресурсов собственной страны и разграбления кредитов. Большинство, если не все, кредиты были взяты на крайне невыгодных для страны условиях, при которых для выполнения работ привлекались иностранные специалисты - от руководителей вплоть до чернорабочих. В таких случаях всегда приводится аргумент о том, что местные рабочие и специалисты «недостаточно квалифицированы», «недисциплинированны» или самый простой аргумент - «кыргызы – ленивы».

На примере родителей, которые избегают прививать ребенку чувство вины, можно видеть, что на такое идут только любящие родители, которые хотят сознательного ребенка, а не послушного. И если кто-то внушает нам мысль о том, что мы сами виноваты в том, что происходит в стране, начиная от бедности в регионах, заканчивая продажей голосов на выборах, то нас, как минимум, не любят и хотят нами управлять и манипулировать по максимуму.

Историк, философ Элери Битикчи

Публикации в рубрике «Особое мнение» не отражают точку зрения радио «Азаттык».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



  • Сообщения

    • Мэрия Бишкека не планирует повышать тарифы на проезд в общественном транспорте. Об этом сообщила ее пресс-служба. В муниципалитете напомнили, что сегодня на заседании комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительстве Жогорку Кенеша депутат Эльдар Абакиров задал вопрос: «За какой период окупится один новый автобус?» На что первый заместитель мэра Мирланбек Байгончоков ответил, что при нынешних тарифах автобусы себя не оправдывают (не окупаются). «Для этого необходимо повышение тарифов, если он будет на уровне 25 сомов, то возможно окупится через 8-10 лет. Но это все при неизменных ценах на комплектующие, если инфляция будет на одном уровне, при стабильном курсе валюты», — сказал он. Важно подчеркнуть, что это была не позиция мэрии Бишкека, а предварительные прогнозы для пояснения относительно периода окупаемости. «При этом муниципалитет не планирует повышать тарифы на проезд в общественном транспорте. Столичная мэрия будет уделять больше внимания на правильное администрирование деятельности и оптимизацию расходов предприятия», — заявили в муниципалитете.   24.kg
    • Проект постановления вынесли на общественное обсуждение Министерство энергетики предлагает пересмотреть тариф на отопление и горячую воду. На общественное обсуждение вынесен проект постановления кабмина «О внесении изменений в постановление кабинета министров «Об утверждении среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2021-2025 годы» от 30 сентября 2021-го № 193». Так, согласно документу, в целях снижения субсидирования и поэтапного достижения самоокупаемости энергетического сектора, а также введения справедливого подхода к тарифообразованию проектом предлагается ввести социальную норму ежемесячного потребления тепловой энергии для жилого помещения с общей площадью до 80 квадратных метров (с увеличением действующего тарифа на тепловую энергию на 25 процентов), тариф на горячее водоснабжение приравнивается к социальной норме. Для граждан, превысивших объем социальной нормы, тарифы будут применяться на уровне стоимости тепловой энергии на каждый квадратный метр превышения. Предлагается установить тариф свыше социальной нормы на уровне себестоимости тепловой энергии. Кроме того, в целях упрощения расчета тарифов на горячее водоснабжение предлагается тариф на тепловую энергию в виде горячей воды по приборам учета и по норме потребления для всех групп потребителей устанавливать исходя из тарифа на тепловую энергию в виде горячей воды. «Целями и задачами проекта являются улучшение основных показателей деятельности энергетического сектора в условиях дефицита денег, введение принципов самоокупаемости энергетического сектора, справедливого подхода к тарифообразованию, в том числе введение социальной нормы потребления, снижение размеров субсидий из государственного бюджета, а также уменьшение объемов перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей», - говорится в документе. В Минэнерго напомнили, что постановлением кабинета министров от 30 сентября 2021 года утверждена среднесрочная тарифная политика на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2021-2025 годы. Она предусматривает установление тарифов для всех групп потребителей до 2025-го с ежегодной корректировкой на 10 процентов для населения. В ноябре 2023 года в тарифную политику внесли изменения, по которым повысили тарифы для промышленных, бюджетных и прочих потребителей до уровня себестоимости. При этом социально ориентированные тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение для населения сохранили: на цели отопления — 1 тысяча 248 сомов за гигакалорию; на цели ГВС (за тепловую энергию в горячей воде) — 1 тысяча 120 сомов за гигакалорию; на цели ГВС (за горячую воду по приборам учета) — 72 сома за кубический метр; на цели ГВС (за горячую воду при норме за одного человека) — 345 сомов в месяц. * Эти тарифы применяются для всех теплоснабжающих предприятий, за исключением локальных частных отопительных котельных, осуществляющих теплоснабжение вновь введенных в эксплуатацию многоэтажных домов, которые реализуют тепловую энергию по тарифу, равному себестоимости. При этом себестоимость одной гигакалории тепловой энергии на сегодня в разрезе теплоснабжающих предприятий выглядит следующим образом: филиал ОАО «Электрические станции» «Бишкектеплосеть» — 2 тысячи 918,92 сома за гигакалорию; филиал ОАО «Электрические станции» ТЭЦ Оша — 5 тысяч 933,28 сома за гигакалорию; КП «Бишкектеплоэнерго» — 5 тысяч 896 сомов за гигакалорию; ГП «Кыргызтеплоэнерго» — 7 тысяч 780,34 сома за гигакалорию; Ошское МП «Теплоснабжение» — 5 тысяч 993,46 сома за гигакалорию; предприятие «Котельная ВДНХ СЭЗ «Бишкек» — 5 тысяч 798,37 сома за гигакалорию; котельная МП «Токмок Жылуулук» — 8 тысяч 071,89 сома за гигакалорию. «Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение для бытовых потребителей установлены на уровне значительно ниже фактической себестоимости тепловой энергии и горячего водоснабжения, что приводит к необходимости выделения прямых субсидий из государственного бюджета, а также перекрестного субсидирования между различными группами потребителей. На 2023-й теплоснабжающим предприятиям выделено 3,1 миллиарда сомов субсидий на покрытие затрат по реализации тепловой энергии и горячего водоснабжения населению», — говорится в справке-обосновании.   Vesti.kg
    • Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша одобрил в третьем чтении законопроект, направленный на урегулирование вопросов, связанных с эксплуатацией электросамокатов. Поправки вносят в Закон «О дорожном движении в Кыргызской Республике» и Кодекс КР о правонарушениях. Инициаторы — депутаты Марлен Маматалиев, Медербек Саккараев, Медетбек Алиев, Дастанбек Бекешев и Сеидбек Атамбаев. Отмечается, что документы разработали для урегулирования вопросов, связанных с эксплуатацией электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и иных подобных устройств. По проекту нарушителей ПДД будут штрафовать на 10 расчетных показателей (1 тысяча сомов), за нарушение в пьяном виде — 30 расчетных показателей (3 тысячи сомов). Компании, которые предоставляют мобильные средства передвижения в аренду, могут обязать проводить инструктаж арендаторов и ввести ограничения по возрасту. Депутаты поддержали законопроект, отметив участившиеся случаи ДТП с пострадавшими в результате передвижения электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Докладчики отметили, что для передвижения электросамокаты и гироскутеры должны использовать велодорожки. Документ в ближайшее время поступит на рассмотрение Жогорку Кенеша.   24.kg      
    • За пять лет, считают эксперты, пробация помогла снизить загруженность тюрем и адаптировать бывших осужденных к жизни Посмотреть полностью.
    • ГКНБ КР выявлена коррупционная схема в управлении капитального строительства Таласской области, сообщает пресс-служба ве Посмотреть полностью.
    • С 19 по 26 апреля 2024 года состоятся "Большие гастроли" Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) Посмотреть полностью.
    • Все члены Центризбиркома проголосовали за прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша Жусупбека Коргонбай уулу. Посмотреть полностью.
    • Президент Садыр Жапаров принял делегацию cената Французской Республики, возглавляемую главой группы дружбы "Франция – Це Посмотреть полностью.
    • «Новые автобусы не смогут себя оправдать с нынешними тарифами» В мэрии Бишкека снова заговорили о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте. Так, сегодня на заседании комитета Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству депутаты поинтересовались у вице-мэра Бишкека Мирлана Байгончокова, за сколько лет себя окупят новые автобусы, закупленные по гранту ЕБРР. Чиновник на это ответил, что нужно поднять тарифы на проезд, чтобы автобусы окупились в более короткие сроки. «В настоящее время тариф на проезд в общественном транспорте по безналичному расчету составляет 17 сомов, наличными - 20 сомов. Если тарифы останутся на действующем уровне, тогда автобусы не смогут себя оправдать. Для этого необходимо повышать тариф. Если тарифы будут 25 сомов и цены на запчасти будут неизменными, а курс валют стабильным, то, возможно, оправдают за 8-10 лет», - сказал Байгончоков.   Vesti.kg