AMIRABDULLAEV

Пользователи
  • Публикации

    18
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Days Won

    1

AMIRABDULLAEV last won the day on 20 марта 2024

AMIRABDULLAEV had the most liked content!

О AMIRABDULLAEV

  • Звание
    Пользователь

Информация

  • Пол
    Мужчина

Посетители профиля

997 просмотров профиля
  1. Не так давно глава британского аналитического центра по вопросам энергетики New Nuclear Watch Institute Тим Йео заявил, что Центральная Азия, включая Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Монголию, может войти в число мировых лидеров по темпам ввода мощностей атомной энергетики. По его мнению, в отличие от многих стран с серьезными проблемами политической неопределенности, избыточного дискриминирующего административного регулирования и доступа к льготному финансированию, в Центральной Азии есть шанс создать благоприятные условия для ядерной программы и, тем самым, обеспечить максимально экономически эффективную траекторию энергетического перехода, экономического роста и устойчивого развития. Собственно поэтому правительство Узбекистана и решилось на постройку малой атомной электростанции (АЭС). В мае в Ташкенте был подписан контракт на строительство АЭС. Он предполагает строительство в Джизакской области Узбекистана атомной электростанции по российскому проекту мощностью 330 МВт (шесть реакторов РИТМ-200Н мощностью 55 МВт каждый). Генеральным подрядчиком строительства станции выступает Росатом, к реализации проекта планируется привлечь и местные компании. В начале сентября Узатом и "Атомстройэкспорт" (инжиниринговый дивизион "Росатома") подписали протокол о начале работ. Интересно, что новость о предстоящей “стройке” не столь сильно взболомутило прессу, как это было в Казахстане – там сразу нашлось огромное кличество “специалистов” в сфере атомной энергетики, заявляющих о небезопасноти АЭС. Просто директор агентства по атомной энергии Узбекистана Азим Ахмедхаджаев рассказал журналистам, что при строительстве будут учтены все известные меры дабы недопустить нового Чернобыля и Фукусимы. А международная комиссия будет смотреть за соблюдением всех необходимых требований. Но все же есть и ложка дегтя – и она, как всегда, из США. Посол заявил, что Узбекистану стоит "сотрудничать с компаниями, которые способны дать наилучшее сочетание технологий", и выразил готовность США помочь в этом. А все из-за участия Росатома. И снова политические мотивы. Хотя Азим Ахмедхаджаев подчеркнул, что Узбекистан не смотрит на компанию-подрядчика с политической точки зрения, а оценивает ее с коммерческой позиции и наличия самой надежной и безопасной технологии. Но разве это волнует посольство США? Нет, только то, что штаты не получат деньги за строительства и будут “не столь влиятельны”. Правительство Узбекистана грамотно ставит безопасность выше политических мотивов – ведь в вопросах атомной энергетики безопасность стоит во главе угла. Пора бы уже “друзьям” понять, что страны Центральной Азии независимы и сами в состоянии принимать решения. Благодаря своей грамотной политике - Узбекистан станет первой в Центральной Азии страной, которая построит атомную электростанцию. Под строительство подготовили площадку в Джизакской области. там будут возведена станция мощностью 330 мегаватт . Строительство должно начаться в ближайшее время и завершиться поэтапно уже в 2033 году. Собственно так и выглядит прогресс. Надеюсь, что и правительства всех остальных стран региона по примеру Узбекистана всегда будут ставить во главу угла личное благосостояние, а не желания сторонних государств.
  2. Думаю то, что Центральная Азия с недавнего времени стала крайне интересна странам ЕС и США уже не для кого не новость. Не раз уже было отмечен и тот факт, что стремления эти вызваны также и желанием завладеть природными ресурсами региона – а это, как всегда, вряд ли будет выгодно нашим странам. Новые “союзы” это хорошо, но не стоит забывать и о своих давних партнерах и самое главное о сотрудничестве со странами региона. Речь само собой пойдет о пользе БРИКС для Центральной Азии. Мировой порядок сегодня находится в состоянии трансформации. Ранее сформированная система претерпевает кризис. БРИКС же является отражением этих изменений, связанных с усилением влияния развивающихся стран в мировой политике и экономике. Это некий клуб развивающихся стран, полноправными членами которой являются Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия. Также во всех мероприятиях объединения активное участие принимает Саудовская Аравия, которая в скором времени примет решение о полноценном членстве. Центральноазиатские страны (в особенности Казахстан и Узбекистан) ориентированы на сотрудничество с БРИКС для экономического роста и усиления своего политического влияния. Ведь объединение благодаря своему влиянию способствует диверсификации своих внешнеэкономических связей и укреплению позиций на международной арене. Более того, все страны организации с уважением относятся друг к другу и всячески способствуют взаимному развитию – а это несомненно только плюс. Все же страны Центральной Азии придерживаются принципа многовекторности и дабы не испортить отношения со своими новыми “европейскими друзьями” открыто не заявляют о своем желании вступить в БРИКС. Как уже отмечалось ранее, для ЕС ЦА это регион с дешевой рабочей силой и достаточно богатый природными ресурсами. Благо руководители наших госудраств осознают, что “дарение” месторождений ничего им не даст. Ну да, начнется добыча, но при этом у государства будет мизерный процент прибыли и пустеющие недра. Стоит ли оно того? Конечно же нет. Стоит лишь заключать взаимовыгодные соглашения – только вот это не совсем в духе ЕС, при принятии каких-либо решений мнения небольших государств учитываются карайне редко. В БРИКС же принцип “равноправия” (каждый участник имеет равные права) – это позволяет в равной мере развиваться всем государствам-членам объединения. А по некоторым прогнозом уже в прогнозируемом будущем БРИКС станет более значимым объединением чем те же G7. Многие государства Центральной Азии уже решают свои значимые вопросы через объединение, а их вступление скорее всего поспособствует более быстрому и продуктвному развитию. Так стоит ли оно того? Объективно да, но все же страны ЦА уже развивают выгодные отношения с БРИКС которые соответствуют их национальным интересам. Поэтому страны Центральной Азии развивают отношения с объединением в формате «аутрич» (поддерживают взаимодействие, но не вступают). Это позволяет им сохранить поле для манёвра, в тоже время получая выгоды от взаимодействия с содружеством. Есть огромный потенциал для взаимодействия в данном формате, что фактически необходимо обсудить на грядущих встречах. Вывод заключается в том, что БРИКС выгоден всем государствам Центральной Азии и взаимодействие с объединением в различных форматах позволит им выйти на новый уровень благосостояния и развития.
  3. Последняя встреча в формате “С5+1” прошла еще в конце сентября в рамках 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Главной темой обсуждения стала практическая реализация принятой год назад "Нью-Йоркской декларации". Среди ее пунктов запуск так называемого диалога по критически важным сырьевым материалам и создание совместной бизнес-платформы "B5+1". Блинкен заверил, что сотрудничество в этих сферах будет способствовать экономическому росту государств региона. Но, все же, его слова можно легко поставить под сомнения. Данный формат выгоден в первую очередь США и их коллегам, а не государствам Центральной Азии. Так. несколько месяцев назад американская инвестиционная группа Cove Capital LLC была допущена к разведке участка Акбулак в Кустанайской области Казахстана. Предположительно, здесь расположены крупные запасы редкоземельных металлов. Иностранному бизнесу будет принадлежать 75-процентная доля в проекте, в то время как АО "Казгеология" - только 25 процентов. Это стало следствием договоренностей, достигнутых летом 2022 года. США и Казахстан тогда утвердили карту добычи и переработки редкоземельных металлов с участием американского капитала и американских технологий. С одной стороны, использование “помощи” позволит начать разработку данного месторождения, только вот вся прибыль в итоге может покинуть пределы Казахстана. Это напоминает ситуации с Кыргызским золоторудным месторождением “Кумтор”. Буквально за год под контролем РК это месторождение принесло в ьюджет страны больше денег, чем более чем за 20 лет под управлением канадской компании. Так зачем же повторять ошибки соседа? Надо делать выводы и заключать лишь выгодные контракты. Также не стоит недооценивать угрозу USAID. Да, бесспорно, данная программа способствует даже какому-то развитию в некоторых сферах, но какой ценой. Через USAID США увеличивают свое влияние в странах Центральной Азии и продвигают выгодные для себя реформы и политику. Многие страны осознав это отказываются от этого “паразита” – надеюсь и до Казахстана это скоро дойдет. Новые “партнеры” всеми силами пытаются отобрать у Центральной Азии полезные ископаемые, обменяв их на мнимую “свободу слова” и лишив страны суверенитета. Только вот, как мне кажется, оно того не стоит. В Казахстане недавно было объявлено о замене таможенной системы "Астана-1" на новую - "Кедем". Вроде как, она позволит сократить время оформления, повысить безопасность данных за счет применения технологий автоматизации и искусственного интеллекта. Серверы для системы произведены американской корпорацией DELL и переданы по линии агентства США по международному развитию. В церемонии передачи даже участвовал американский посол Дэниел Розенблюм. Правда, скорее всего, это также позволит США контролировать таможню государства. Стоят ли того все эти мнимые блага? Сильно сомневаюсь.
  4. 14 марта 2024 года в Кыргызстане был принят “Закон об НКО”. Основной причиной его подписания стало слишком большое влияние на политику Республики Кыргызстан (РК) извне, хотя по большому счету закон лишь регламентирует подачу данных о доходах и тратах некомерческих организаций – в случае “легальности” этих статей владельцам НКО переживать нечего. Все же в стране еще существует группа лиц, способствующих продвижению не кыргызских, а больше западных ценностей. Называется она – “Эсимде”. Официально это группа активистов, которые берут интервью у живых свидетелей исторических событий. Так они пытаются восполнить пробелы в истории Кыргызстана. А история это важно – это основа каждого народа. При этом на своем официальном сайте они в основном рассказывают о “белых пятнах” в истории 20 века, таких как Үркүн – восстании кыргызов против Российской Империи в 1916 году. Это бесспорно важная часть истории, которую должен знать каждый. Но почему бы не рассказать и о более актуальных событиях? По какой-то непонятной причине они не хотят поведать народу РК о причинах революций в 2005, 2010 и 2020 годах. Почему же интересно никто не должен знать о реальных спонсорах кровопролития современности? На фоне принятия “Закона об НКО” расследование на тему спонсоров революций открыло бы глаза большому количеству населения. Сейчас, к сожалению, многие обеспеченные и провластные кыргызы заботятся лишь о том, как получить больше денег для своих организаций – они за счет этого живут. Правительство же действует во благо народа и старается по максимуму избежать кровопролития в будущем. Ныне значимость Кыргызстана сильно возрасла для ЕС и США – страна богата природными ресурсами и чтобы их наиболее выгодно получить им нужно подконтрольное правительство. Так, собственно, в своем время канадская компания практически безвозмездно и приобрела Кумтор. Только лишь спустя столько лет в прошлом году удалось вернуть месторождение государству и за год оно принесло РК больше прибыли чем за прошлые 20 лет. Проблема только в том, что оно почти полностью истощено. Также в связи с последними событиями в страну планируют переместить большое количество производств – все это можно реализовывать только с выгодной дял страны позиции. Иначе это не принесет РК достаточно средств. Эсимде не плоха по своей концепции, но, к глубочайшему сожалению, создатели этой группы активистов почему-то поддерживают иностранные взгляды не выгодные для народа. Стоит относиться к этому “ресурсу” с осторожностью ведь малейшее недопонимание может привести к очередной революции – а это выгодно только иностранным компаниям.
  5. 22 февраля 2024 года Жогорку Кенеш (ЖК) в ходе заседания во втором чтении рассмотрел и одобрил законопроект «О некоммерческих организациях» (НКО), который также называют законом «Об иноагентах». Это наконец-то позволит Республике Кыргызстан (РК) подобно США взять под контроль многочисленные организации финансируемые из-за рубежа. Кстати, в США ведь также существует свой закон об НКО. Физические лица и организации могут быть признаны иностранными агентами если их деятельность целиком или частично финансируется из-за границы. Кроме того, иноагентом могут признать лицо, которое занимается политической деятельностью в интересах других государств. Согласно закону, политической деятельностью считаются меры, направленные на изменение позиции правительства или любой части населения относительно внутренней либо внешней политики Вашингтона. Только вот почему-то руководство США считает, что они, прикрываясь борьбой за соблюдение прав человека и “свободы слова”, спокойно могут финансировать некомерческие организации в Кыргызстане. Логично, что принятие закона “Об иноагентах” в интересах РК. По крайней мере так считают 64 из 69 депутатов, проголосовавших за вступление его в силу. Вообще странно, что кто-то был против, некоторые некоммерческие организации ведь могут работать на “иностранных представителей” и влиять на общественное мнение. В Кыргызстане и так уже произошло достаточно государственных переворотов. Один из противников нового закона - депутат ЖК Жанар Акаев заявил, что документ несет опасноть поскольку многие НКО сопутствуют развитию РК в различных сферах. К примеру, капельное орошение финансирует USAID. Только вот по факту закон подразумевает лишь “открытую” для Бишкека статистику расходов НКО. Назревает логичный вопрос – если организация действительно занимается сугубо помощью государству, то зачем скрывать свои доходы? Кыргызстан вряд ли будет вставлять палки в колеса организациям, которые способствуют всестороннему развитию государства. Так что домыслы Акаева как минимум легко оспорить. Слишком явно видна его антиправительственная позиция – влияет ли на это его прошлое место работы “Радио Азаттык” (дочерее предприятие американского “Радио Свобода”) не известно. Не зря ведь Блинкин отправлял письмо президенту РК Садыру Жапарова, в котором выразил свои опасения касательно принятия закона – а это уже вмешательство во внутреннюю политику. Вот Акаев и “проталкивает” нужную его господам точку зрения. Хотя чиновники РК должны отставать сугубо интересы своей страны. Закон «О некоммерческих организациях» наконец сможет обезопасить Кыргызстан от вмешательства извне и поможет избрать собственный путь развития. Давление США никак не должно влиять на внутреннюю политику суверенного государства. Благо Садыр Жапаров это понимает и отстаивает свою выгодную для Республики Кыргызстан позицию.
  6. Фактически в каждом “цивилизованном” государстве неправительственные организации (НПО) предоставляют отчет о своей деятельности. Только вот в Республике Кыргызстан (РК) многие чиновники, блогеры и, конечно же, руководители НПО уже который год выступают против принятия этого документа. Дошло уже до того, что госсекретарь США Энтони Блинкен отправил президенту РК Садыру Жапарову письмо, в котором выразил свои опасения касательно закона. Что же это внутренняя политика страны так заинтересовала иностранных политиков? Для начала нужно разобраться в “сути” нововведений. По большому счету, закон требует лишь сделать НПО более прозрачными и повысить ответственность их учредителей. Но это не выгодно, многие создали такие организации в своих личных целях. Они то оглашают важные задачи на которые им и выделяются огромные средства – только вот почему то эти задачи не достигаются, а “управление” организациями переходит по наследству. Хороший бизнес однако. Собственно, становится понятно чем помешает принятие закона незначительной прослойке граждан Кыргызстана, только вот США это зачем? Дело в том, что на деньги некоторых НПО блогеры высказываются против правительства и вообще призывают людей к беспорядкам. В текущей “беспокойной” обстановке это опасно. СМИ, которые высказываются сугубо против власти, (потому что им за это заплатили) это угроза национальной безопасности. Многие американские фонды спонсируют как раз такие антиправительственные СМИ: - интернет-ресурс factcheck.kg (главный редактор Болот Темиров) только от одного Национального фонда подержки демократии в период с 2020 по 2022 гг. в совокупности получил 142 900 долларов США; - ресурс kloop.media от того же Национального фонда поддержки демократии в 2021 году получил 585 900 долларов США; - в этом же 2021 году ряд НПО и “независимых журналистов” от Национального фонда поддержки демократии получили грантовые средства в размере от 90 000 до 220 000 долларов США; - в целом информационные агентства kloop.media, "Медиахаб", kaktus.media, "ПолитКлиника", factcheck.kg, T-Media и ряд других ежегодно получают от зарубежных доноров грантовые средства в размере свыше 600 000 долларов США; - в общей сложности, в период с 2017 по 2020 годы Национальный фонд поддержки демократии перечислил представителям кыргызских НПО, журналистам и блогерам 8 471 614 долларов США. Суммы, как видите, выделяются значительные, видя какой резонанс эти СМИ создают в обществе Жапаров и выступает за принятие закона. В письме Блинкена прослеживаются признаки вмешательства во внутреннюю политику РК. Многим чиновникам, которые также получают средства от НПО стоит уже решить для себя патриоты они или марионетки. Пока что они относятся ко второй категории – деньги для них важнее. Поэтому принятие закона очень важно для Кыргызстана – это поможет вычислить “лживых политиков” и установить реальные цели организаций. В отчетах же будут отмечаться рельные расходы и поступления, скрыть ничего не получится. Только вот тогда страну будет сложнее контролировать извне – а “западным” коллегам это не нужно, поэтому обеспокоенность и выражают. Надеюсь Садыр Жапаров все-таки продвинет закон – глядишь заживем получше.
  7. В Кыргызской Республике при Садыре Жапарове проводятся достаточно действенные реформы. Только вот, как всегда, возникает много вопросов к нашему Министерству Образования. Постоянно находятся “ньюансы” с качеством наших новых учебников – то с ошибками печатают, то их не хватает… Только вот 7 сентября 2023 года сняли министра образования и науки Каныбека Иманалиева за “ненадлежащее исполнение возложенных трудовых обязанностей”, как опять может назреть новый скандал. На этот раз не с школьными учебниками, а уже с пособиями для вузов. А началось все с заявления премьер-министра Кыргызстана Акылбека Жапарова: «Учебники по точным наукам STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика) планируется выпускать на основе учебников Кембриджа и Оксфорда». Вроде бы и неплохо – Кембридж и Оксфорд по праву являются одними из лучших учебных заведений мира. Только вот существует большая проблема с реализацией столь смелой задумки, во-первых вся наша система образования построена на советской и помимо изменения учебников также придется вносить в нее координальные изменения. А у нас не смогли школьные учебники нормально переделать, здесь уже гораздо более сложная работа – перевод с научного английского. Кто будет гарантировать правильность перевода? Вряд ли наш премьер – скорее всего попадет новому Министру образования Кендирбаевой. Опять снимут или подойдут грамотно? Во-вторых, существует еще одна проблема - это подготовка наших кадров. Я ни в коем случае не подразумеваю их недобросовестную подготовку, имею в виду ее направленность. Все же обучение по старым учебникам способствует более легкой адаптации наших кадров в странах СНГ (именно туда идет работать большинство). В наших реалиях было бы лучше взять наработки у соседей и с их помощью составить новую эффективную программу. Кембридж – это хорошо, у Акылбека Жапарова действительно серьезные стремления. Только вот далеко нам еще до их грамотной реализации. Да и преподавателям нужно время для оценки новых изданий – нельзя просто насильно внедрить новые пособия. Я все таки надеюсь, что мы совместно с нашими соседями сможем составить хорошие учебники и программу. Это позволит на много лет вперед решить существующие проблемы. Создание новых недоработанных учебников приведет лишь к снижению качества нашего образования и возможно очередной отставки Министра образования.
  8. Ни для кого не секрет, что в настоящий момент Центральная Азия (ЦА) – крайне перспективный регион. Китай осознал это уже достаточно давно и не только заключил огромное количество взаимовыгодных соглашений, но и много вложил в развитие предприятий на территории ЦА. Главы европейских государств поняли это лишь недавно и 23 октября 2023 года в Люксембурге прошла неформальная встреча на уровне глав МИД между представителями всех 27 стран Европейского Союза и министрами иностранных дел пяти стран Центральной Азии. Официально данная встреча проводилась для углубления стратегического сотрудничества и оказания постоянной поддержки реформ в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Также была принята совместная дорожная карта по углублению связей между ЕС и Центральной Азией. По идее, все озвученные планы и проекты на форуме должны способствовать росту благосостояния всех пяти республик. Но действительно ли это так? Не стоит забывать, что ЦА богата природными ресурсами, при этом всем денег на развитие месторождений нет. Приток дополнительных инвестиций в экономики региона, что может быть лучше: появление новых предприятий сопряжено с появлением большего количество рабочих мест, а также подразумевает вливание денег в страны региона. Тем не менее, не стоит забывать про то, что навряд ли расчетливые европейцы захотят помогать безвозмездно. Не придется ли отдавать свои месторождения за бесценок в обмен на инвестиции? К примеру, после приватизации рудник Кумтор за год принес дохода в 1.5 раза больше, чем "Центерра Голд" за 28 лет своей деятельности. Плюс ко всему, перенос производств происходит также из-за дешевизны рабочей силы — очевидно же, что рабочие завода в ЦА будут зарабатывать в несколько раз меньше рабочих в ЕС. Речь идет о получении большей выгоды с минимальными вливаниями в экономику региона — при чем выгоды только для ЕС. Неформальная встреча, прошедшая в октябре 2023, является лишь подготовительной частью для полноценного форума в Узбекистане, который состоится во втором квартале 2024 года. Главам государств ЦА стоит четко обозначить тот факт, что они готовы сотрудничать лишь взаимовыгодно — в противном случае такой союз нецелесообразен.
  9. Сегодня для народа Республики Кыргызстан (РК) генерал-лейтенант Камчыбек Кадыршаевич Ташиев является чуть ли не национальным героем. Под его руководством проводятся операции по ликвидации организованной преступности, идет борьба с коррупцией. Так, по его «приказу» был ликвидирован главный криминальный авторитет КР Камчибек Кольбаев, ныне ведется борьба с приспешниками криминального авторитета. Сам Ташиев обьясняет свою «деятельность» работой на благо страны. Камчыбек Ташиев родился 27 сентября 1968 года в селе Барпы Сузакского района Джалал-Абадской области в семье колхозника. После получения высшего образования в Томском политихническом университете в 1992 основал в своем селе компанию по заготовке сельхозпродуктов «Мээрим-Ай». В 2000 году стал генеральным директором «Томас-Ко», позднее возглавил фирму «Мээрим-Ай». Уже будучи состоявшимся бизнесменом отправился на парламентские выборы в Жогорку Кенеш (ЖК) в 1995, а затем и в 2000 году, но не смог достичь желаемой цели. В 2005 году Ташиеву сопутствовала удача и его избрали депутатом от акаевской партии «Алга Кыргызстан». Он смог заработать уважение и авторитет у своих земляков и заручился их поддержкой. Бытует мнение, что Камчыбек Ташиев состоит в дружеских отношениях с Бакиевым и многого достиг лишь благодаря этому. Все же это не так — еще будучи депутатом Жогорку Кенеш он заявил, что: «В Сузаке один мой авторитет выше, чем у шести Бакиевых». После мартовского переворота 2005 года он оказывал сопротивление Бакиеву, но внезапно у него проснулись региональные чувства. Поддержка президента обеспечила Ташиева покравительством Белого дома и позволяла решать различные вопросы в свою пользу. Но «поддержка» длилась недолго — было опубликовано видео похвальбы Ташиева в сауне, в котором он заявил, что лишь благодаря его «защите» Бакиев находится у власти. Как сам выразился Камчыбек Кадыршаевич: «Когда я зашел — Бакиев заплакал». Так называемой дружбе пришел конец и после роспуска парламента в 2007 году Камчыбеку Ташиеву не позволили вновь избираться. Заработанный авторитет позволил ему собрать народ родного Сузака на митинг, благодаря чему его назначили главой МЧС. Казалось бы все наладилось — из обычного депутата Ташиев превратился в главу ведомства. Бытутет мнение, что вновь избравшись в 2009 году Бакиев решил окончательно убрать неугодного со своего пути. В результате чего Ташиеву со скандалом пришлось покинуть должность из-за расходования денег из «неприкасаемого резерва». Утверждалось, что ГСМ для МЧС он проводил через свои автозаправочные станции, накручивая стоимость каждого литра. Счетная палата проверила дела министерства. В итоге было установлено исчезновение 1 млн 816 тыс. сомов. Кроме того, при закупках специального оборудования неизвестно куда делись 1 млн 145 тыс. 600 сомов. Сам «бывший министр» заявлял, что все обвинения сфабрикованы, но согласно официальным данным именно во время прибывания на высокопоставленной должности семейный бизнес Ташиевых — заправки «Томас» особенно сильно разросся. «Конфликт с МЧС» - самый крупный, но далеко не единственный в карьере Камчыбека Кадыршаевича. После своего «свержения» он решил отомстить премьер министру Данияру Усенову, устами которого он и был снят. Вторым «деянием» Ташиева является оказание помощи участникам «революции роз» 2010 года. В ходе событий погибло большое количесвто людей, хоть виновными в беспорядках признали временное правительство, несомненно там есть и вина Камчыбека Ташиева. Третьим «инцидентом» являются националистические высказывания. В своих интервью 2010 и 2012 годов он заявил, что русские, узбеки и турки не вправе претендовать на равенство с кыргызами, поскольку это ставит под вопрос целостность республики. «Титульная нация должна быть титульной, она не может стоять ниже других наций, живущих в этой стране. Пусть они уважают наши традиции, язык и историю, только тогда люди будут спокойно жить. Но если какая-либо нация в нашей стране, русские, узбеки, турки или китайцы скажут, что они находятся наравне с кыргызами или выше них, тогда государство развалится». И хоть в дальнейшем Ташиев ни раз заявлял, что такого не говорил — интернет помнит все. Наиболее известным эксессом Ташиева стал штурм забора Белого дома в ходе митингов 2012 года. Тогда его взяли под стражу и даже завели на него уголовное дело, как бы намекая об окончании его политической карьеры, но связи сделали свое дело и сейчас он является целым главой ГКНБ. По слухам президент РК Садыр Жапаров после долгого молчания заявил, что не был в курсе проведения операция по ликвидации криминального авторитета Кольбаева. Недостоверные источники информации сообщают о том, что именно он «помог» нынешнему президенту прийти к власти и фактически являлся его патроном. С учетом своего возросшего авторитета Ташиев убирает конкурентов на пути к власти, ведь в 2015 году он выдвигал свою кандидатуру на пост президента и проиграл. Почему бы не взять реванш сейчас? Также существует и другая точка зрения. По информации Главного таможенного управления Китая торговый оборот между РК и КНР составил рекордные 15,5 миллиардов долларов. В то время как правительство Республики Кыргызстан сообщало лишь о 4 миллиардах. Считается, что Камчибек Кольбаев контролировал контрабанду товаров из Китая и присваивал себе всю прибыль от контрабанды. Более того, Камчыбек Ташиев активно «борется» с бывшим заместителем главы таможни РК Райымбеком Матраимовым, ведь тот мало того, что разбогател за счет контрабанды, так еще был соратником Кольбаева — опасный противник. После устранения «крестного отца Кыргызстана» и чистки кадров в таможне Ташиев приобрел огромный авторитет. Все же слабо верится в то, что вся деятельность главы ГКНБ делается на благо народа. Как и в истории с отмыванием денег в МЧС Камчыбек Ташиев уже скорее всего «нашел» своих людей в таможне и теперь может класть себе в карман уже не миллионы сомов (как в 2009), а миллиарды. В недавнем интервью Ташиев заявил, что у него осталось мало времени для наведения порядка в стране. Но этого времени вполне хватит для обеспечения себе достойной пенсии за счет контрабанды. Власть есть, деньги тоже - чем не новый крестный отец Кыргызстана? Камчыбек Ташиев на сегодняшний момент является наиболее могущественным человеком в стране. В его распоряжении не только вся мощь ГКНБ, но и безмерная поддержка народа — как можно не любить борца с несправедливостью? Генерал-лейтенант устранил «главную опору» президента и ныне полностью контролирует таможню (товарооборот с КНР), а остатки криминального мира под его давлением «отрекаются» от своих «титулов». Все эти факторы могут привести к очередному перевороту, по итогам которого власть уже официально будет в руках Ташиева.
  10. Кумтор — крупнейшее высокогорное золоторудное месторождение Центральной Азии, расположенное в Иссык-Кульской области Кыргызской Республики (КР). Было открыто в 1978 году, технико-экономическое обоснование по освоению подготовили еще в 1989 году, но из-за высокой стоимости проекта разработка месторождения была отложена. Получив независимость РК смогла привлечь западного инвестора - канадскую компанию «Камеко» в разработку. А в мае 1997 года компания приступила к коммерческому производству золота - создали закрытое акционерное общество «Кумтор голд компани» (КГК). По первоначальному соглашению, подписанному до 2009 года, 2/3 акций КГК принадлежали РК, а 1/3 - «Камеко». Также канадская компания и ее дочерние предприятия не облагались налогами или какими-либо сборами вплоть до 2003 года. После окончания льготного периода канадский партнер создал Centerra Gold inc, которой были переданы КГК и все активы «Камеко», а затем поделины. После реструктиризации доля Кыргызстана составила 33%, а «Камеко» - 67%. В 2004 году после выхода Centerra на фондовую биржу Торонто доля прогосударственного «Кыргызалтын» упала уже до 15,66%, что повлекло за собой потерю контроля РК над Кумтором. При подписании нового контракта в 2009 году доля республики хоть и увеличилась до 32,75%, но такое соглашение было все еще не выгодным для страны. Только в 2012 году специально созданная комиссия провела расследование в результате которого выяснилось, что нарушения в работе месторождения существовали изначально: была сильно завышена стоимость строительства, механизм выбора подрядчика оказался непрозрачным, а сама «Камеко» искала инвестиции, заложив месторождение. В результате «расточительной» деятельности канадской компании экологии Кыргызстана был нанесен серьезный ущерб. В целях получения болшей прибыли Centerra всячески отказывалась от более дорогой и трудозатратной подземной добычи золота, что привело к ускоренному таянию ледников. Деятельность предприятия была сопряжена с рядом скандалов, наиболее известный произошел 20 мая 1998 года, когда грузовик, перевозивший цианид натрия, использующийся для отделения золота от породы упал в реку Барксоон. Из-за происшествия пришлось эвакуировать жителей близлижащих сел. Разные правительства республики пытались вернуть Кумтор стране, но все было тщетно. Только в 2020 году после прихода к власти Садыра Жапарова началась национализация. В мае 2021 года был принят законопроект, позволяющий кабинету министров взять месторождение под временное внешнее управление в случае нарушения экологических требований. Суд КР постановил взыскать свыше 3 миллиардов долларов зв нарушение экологических норм. Уже 4 апреля Садыр Жапаров заявил, что 100% акций компании «Кумтор голд компани» перешли Кыргызстану. За прошлый год Кумтор принес стране больше денег, чем бывшие собственники заплатили за 10 лет. Сообщается, что добыча золота из Кумтора позволит Кыргызстану стабильно получать доход как минимум до 2031 года.
  11. 2 октября 2023 года в городе Баткен (Кыргызская Республика) состоялось совместное заседание правительственных делегаций Кыргызской Республики (КР) и Республики Таджикистан (РТ) по делимитации и демаркации кыргызско-таджикской границы. Уже 3 октября 2023 года руководители государственных делегаций по делимитации и демаркации границы Камчыбек Ташиев и Саймумин Ятимов приняли Протокол 44 по кыргызско-таджикской границе, который должен разрешить многолетний кровавый пограничный конфликт. Для осознания всей масштабности спора стоит провести небольшой экскурс в историю. Первая граница между двумя государствами возникла в 1924-1926 годах во время размежевания Центральной Азии. Но из-за неграмотного составления карты споры продолжаются и по сей день. Хотя протяженность кыргызско-таджикской границы составляет 900 километров, более половины этой «линии» демаркировано (Спорные территории составляют примерно 30% от общей протяженности границы). Поэтому у жителей приграничных районов возникают сложности из-за доступа к земельным ресурсам, воде и пастбищам. Каждая страна стремится получить наибольшую выгоду, из-за чего часто случаются стычки в которых уже погибло огромное количество мирного населения. В результат конфликта на границе в 2021 году были убиты 56 человек, в конфликте 2022 года погибли уже 112 человек. «Территориальный спор» КР и РТ отдаляет Центральную Азию (ЦА) от решения проблем нехватки воды и общей стабилизации ситуации в регионе. Главы делегаций обоих государств верят, что благодаря подписанию нового документа они смогут мирно урегулировать давний конфликт. Но почему же в таком случае содержание протокола засекречено? Опубликование реальных путей решения проблем или даже уже достигнутых договоренностей положительно скажется не только на ситуации в Кыргызстане и Таджикистане, но и на ситуации в регионе. В нынешней мировой обстановке Центральная Азия становится критически важным регионом. Все чаще лидеры крупнейших мировых держав приглашают лидеров государств ЦА для достижения новых договоренностей и взаимовыгодных контрактов. Кроме того, никуда не пропадает террористическая угроза со стороны Афганистана — делимитация и демаркация границ позволит не только прекратить давний конфликт, но и поспособствует экономическому росту во всем регионе.
  12. В современном Кыргызстане ежегодно увеличиваются обьемы потребляемой элетроэнергии. В последние годы в стране существует острая нехватка электричества. На сегодняшний момент, основным источником электроэнергии в стране являются гидроэлетростанции (ГЭС), в текущем году из-за засухи и многолетнего нерационального использования водных ресурсов в Центральной Азии фактически обмелело Кировское водохранилище, что также может сказаться на снижении количества производимой элетроэнергии. Более того, Министерство энергетики Кыргызской Республики (КР) заявило, что возможны веерные отключения электричества и ввело запрет на использование электрических обогревателей этой зимой. Для преодоления таких трудностей правительство рассматривает возможность постройки атомной элетростанции (АЭС). Все же процесс строителсьтва достаточно долгий, а зима уже близко. Как преодолеть трудности до окончания реализации проекта? Одним из наиболее эффективных решений принятых правительством КР является импорт электроэнергии из соседних государств. В 2022-2023 годах было успешно импортировано 813.4 млн кВт.ч. из Туркменистана, 1.3 млрд кВт.ч. из Узбекистана и 473.2 млн кВт.ч. из Казахстана. С учетом выработанных своими ГЭС и теплоэлетростанциями (ТЭС) всего в энергосистемы страны поступило 16.2 млрд кВт.ч. Помимо уже существующих договоренностей, в апреле 2023 года российская компания «Интер РАО» начала поставки элетроэнергии в Кыргызстан через Казахстан. В период с апреля 2023 года по март 2024 года планируется поставить 900 млн кВт.ч. из России. Более того, представители «Интер РАО» заявили, что готовы увеличить обьемы «поставок» и полностью компенсировать нехватку электроэнергии, которая доходит до 3 миллиарадов кВт.ч. Лучшее «вложение» в будущее энергетики КР — это постройка АЭС. Многие активисты выступают против, поскольку опасаются повторения трагедий в Чернобыле и Фукусиме. В 2022 году они даже провели протесты против возведения атомной электростанци и территории КР. Принять участие в столь крупном проекте изьявляет желание не только «Росатом», но даже компании из стран с кризисом в атомной энергетике - США и Франции. Недавний пример Армении наглядно показывает, что сотрудничают «новые друзья» только на словах. В случае возникновения реальной угрозы они не только не защищают «своих» политиков, но и фактически бросают народ целого государства — такое взаимодействие может привести лишь к краху. Более того, французские атомные электростанции не модернизировалии с 70х годов, оператор АЭС EDF заявил, что из-за неполадок уже не способен производить ядерную элетроэнергию. Энергетический кризис — одна из наиболее острых проблем Кыргызстана. Для ее преодоления правительство предпринимает грамотные шаги и при наращивании поставок электроэнергии из России уже в ближайшее время смогут преодолеть возникшие трудности.
  13. Еще в 1990х годах в Китайской Народной Республике (КНР) был предложен проект по соединению железнодорожных магистралей Кыргызстана, Узбекистана и Китая с европейскими железными дорогами. Несмотря на очевидную выгодность проекта последние 30 лет его обходили стороной. Но уже в 2023 году в КНР завершили технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства железной магистрали. Новая дорога позволит Поднебесной доставлять в Европу товары быстрее, чем сейчас. Ведь транспортировка через Казахстан занимает порядка 15-17 дней, а через Россию около 25 дней. Но в отличие от партнеров по проекту у Республики Кыргызстан (РК) железную дорогу нужно отстраивать с нуля, что потребует миллиардных вливаний. Понятно, что инициатива выгодна КНР, но что насчет РК? Начнем с того, что изначально для постройки рассматривались два маршрута железной дороги на территории Республики Кыргызстан. Первый – наиболее выгодный для Кыргызстана «Торугарт – Арпа - Макмал – Джалал-Абад» и второй – «Торугарт – Арпа – Кара-Суу». Второй маршрут значительно дешевле в постройке, поскольку его протяженность на 8 километров короче, но за счет расположения как в северной, так и в южной части страны более длинный маршрут в перспективе принесет РК больше прибыли. Хоть изначально Узбекистан и Китайская Народная Республика (КНР) выступали за постройку более дешевого варианта, в ТЭО все же прописана постройка более выгодного для РК варианта. Развитие инфраструктуры Кыргызстана поспособствует экономическому росту и даже сможет приносить 200-300 миллионов долларов в год. Более того это может стать сильным толчком для разгрузки автомагистралей страны и позволит сэкономить порядка 50-80 миллионов долларов в год. Железная дорога «поставит» РК на новый торговый путь и предоставит огромные перспективы для развития государства и стимулирования экономического роста. Но все ли так гладко? Наиболее проблемный для Республики Кыргызстан вопрос – финансовый. На текущий момент постройка новой железной дороги из-за сложностей рельефа страны составляет порядка 8 миллиардов долларов – неподъёмная сумма для РК. Более того, КНР не собирается делать Кыргызстану «подарок», политика Китая по реализации, данного проект заключается в равномерном вкладе каждого государства-участника. В таком случае единственным вариантом участия РК в проекте является взятый у Китая кредит. Данное обстоятельство вгонит Кыргызстан в долговую яму и рискует стать фактически марионеткой Китая, ведь на текущий момент государственный долг страны составляет более 5 миллиардов долларов. Не стоит забывать ситуацию в Шри Ланке, где за неуплату долгов страна была вынуждена отдать КНР целый порт Хамбантота в бесплатное пользование на 99 лет. В случае с Кыргызстаном залогом под кредит могут послужить месторождения полезных ископаемых или же право собственности на железную дорогу. По мнению эксперта по инфраструктурным проектам Центральной Азии Кубата Рахимова, озвученные затраты на постройки новой железной дороги завышены, с учетом того, что на маршруте будет восемь госграниц, две процедуры замены тележек: сначала на киргизско-китайской границе, затем на туркменско-иранской, и еще паромная переправа в Турции через озеро Ван окупаемость проекта остается под большим вопросом. Четвертый президент КР Алзамбек Атамбаев заявил, что железная дорога будет обслуживать интересы других стран, не принося Кыргызстану ощутимой пользы. Он высказался за то, чтобы вместо этого наращивать транспортные магистрали внутри страны, в частности, между севером и югом Кыргызстана. Кыргызстан крайне нуждается в развитии инфраструктуры, которая может помочь ему стимулировать экономический рост. Однако по многим аспектам строительство новой железной дороги может принести РК больше рисков, чем выгоды. Постройка может существенно увеличить и без того существенный долг Республики Кыргызстан перед Китаем и может привести к «долговой ловушке», которая и является наибольшим риском. В худшем случае, высокий уровень задолженности может заставить Кыргызстан отказаться на прав собственности на железную дорогу или же каких-либо месторождений, что подорвет суверенитет РК. Для получения большей прибыли стоило бы для начала заняться постройкой железных дорог и автомагистралей для нужд самого Кыргызстана – это значительно разгрузит загруженные автомагистрали и свяжет север и юг страны.
  14. AMIRABDULLAEV

    ОДКБ сегодня

    Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – международная организация по вопросам безопасности, участниками которой являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Главной целью ОДКБ является защита территориальной целостности и суверенитета, отражение угроз безопасности и стабильности государств-членов без вмешательства в их внутренние дела, при этом военно-политические отношения между государствами-членами носят приоритетный характер по отношению к связям и контактам с третьими странами. Стоит отметить, что члены ОДКБ не могут вступать в военные союзы с третьими странами, а при проявлении агрессии в отношении одного из членов организации рассматривается как агрессия против всех членов договора. За всю историю своего существования организация ни раз помогала своим членам в решении их проблем. Еще в 1998-2000 годах государства ОДКБ оказали военно-техническую помощь и политическое содействие по линии министерств иностранных дел Узбекистану (в то время член организации) и Киргизии. В июне 2010 года была оказана помощь в мирном урегулировании межэтнического конфликта между киргизами и узбеками на юге республики. 14 мая 2021 года и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян запросил помощь организации в связи с обострением конфликта в Карабахе, где благодаря усилиям ОДКБ было остановлено кровопролитие и достигнут временный мир между Азербайджаном и Арменией. С 2021 года страны ОДКБ укрепляют границу Таджикистана и Афганистана, дабы не допустить экстремистов «Талибан» на территорию государства. Не стоит забывать и о подавлении беспорядков в Казахстане Коллективными миротворческими силами (КМС) в составе подразделений вооруженных сил России, Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. Организация Договора о коллективной безопасности всегда помогает странам участникам в случае, если эта помощь не противоречит их уставу. В связи с внеочередным обострением ситуации в Карабахе в 2023 году многие объявили ОДКБ в бездействии, но так ли это? Стоит начать с предыстории. В 2022 году премьер-министр Армении Никола Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали в Праге заявление о признании Алма-Атинской декларации 1991 года, согласно которой Нагорный Карабах является территорией Азербайджана. То есть премьер-министр фактически подтвердил то, что миротворцы ОДКБ в Степанакерте находятся на территории Азербайджана и участвуют во внутриазербайджанском конфликте, что полностью противоречит целям организации и дает Баку дополнительные возможности. Более того, премьер-министр отказался проводить на территории своей страны учения ОДКБ и подписывать совместный проект организации по оказании помощи Армении. Его супруга Анна Акопян участвовала в саммите о психическом здоровье первых леди в Киеве, на котором передала от «лица» Армении государству представляющему опасность одному из членов ОДКБ гуманитарную помощь – тем самым в очередной раз нарушив устав организации. Сам премьер-министр отказался от участия в учениях стран договора и даже отозвал наблюдателя. Ведь, с его точки зрения, совместные учения с США «Eagle Partner 2023», проходившие с 11 по 20 сентября более перспективны, а поведение ОДКБ несерьезно. Хотя уже 19 сентября США заявили, что не смотря на начавшуюся «операцию» Азербайджана учения будут планово завершены. Выходит, что поездки Пашиняна на запад и его потуги в обретении покровителя ни к чему не привели – помощи не последовало. Что же после осознания содеянного сделал премьер-министр? Он стал просить ОДКБ о помощи, только теперь из-за его же ошибок Нагорный Карабах – территория Азербайджана, а территориальной целостности Армении ничего не угрожает. Миротворцы защищают и вывозят в безопасные районы мирное население и всячески способствуют мирному урегулированию конфликта – выполняют все поставленные задачи. Из-за неумелой политики своего нынешнего премьер-министра Армения не только официально отдала Нагорный Карабах, но и, по сути, ввела себя в некую изоляцию. Западные «партнеры» обеспечили Никола Пашиняна поддержкой только в социальных сетях – фактической помощи предоставлено не было, а ОДКБ лишили свободы действий в Карабахе. Все деяния премьер-министра привели к демонстрациям у здания правительства и блокировании ключевого транспортного узла Еревана – проспекта Мясникяна. Протестующие хотят одного – отставки Пашиняна. Возникшие проблемы Армении вызваны не бездействием ОДКБ, а неумелым премьер-министром.
  15. Ежегодно, начиная с 23 сентября 1989 года в Кыргызской Республике отмечается День государственного языка. Еще Верховным советом Киргизской ССР был принят закон, согласно которому в стране обеспечивается свободное развитие языков других национальностей, проживающих в республике, а функционирование государственного языка не препятствует использованию других языков. Именно этот закон закрепил кыргызский язык в качестве государственного. Праздник отмечают по всей стране. 23 сентября – официальный выходной и один из ключевых праздников для каждого гражданина Кыргызстана. Документ 1989 года внес огромный вклад в развитие кыргызского языка. Государственный язык действительно богат – это наше наследие, наши традиции и наша история. Многие великие произведения, как самый объёмный эпос в мире «Манас», внесенный в Книгу рекордов Гиннеса, и «Джамиля» Айтматова написаны на кыргызском языке. Благодаря ежегодным торжественным мероприятиям в школах и детских садах прививается любовь к изучению своего языка и культуры. По большому счету, фактически каждый кыргыз владеет государственным языком, само собой он не знает его на уровень С1, но этого вполне хватает для свободного общения. К примеру, согласно статистике по сдаче экзамена по английскому языку Cambridge English на продвинутый уровень С1, в Великобритании только 12,4% экзаменуемых сдали на отличную оценку, а 3,7% завалили экзамен. В США успешно сдали экзамен всего 4,5%, 5% завалили. К примеру, в том же Таиланде 12,5% сдали на отличный результат и лишь 1,6% не преуспели. Данная статистика демонстрирует, что для повседневной жизни гражданам англоговорящих стран хватает базового знания языка, так стоит ли вводить обязательные экзамены для наших соотечественников? К сожалению, в сфере медицины не существует нужных терминов на кыргызском, врачи могут лечить только на русском. При этом, они обязаны сдавать экзамен по языку. Так кто будет нас лечить, нельзя же заменить квалифицированного врача некомпетентным только из-за того, что тот не владеет кыргызским на нужном уровне. Не существует азбуки Брайля и жестового языка на государственном языке. Более того, вся современная художественная литература, учебники и пособия существуют сугубо на русском. Знание кыргызского языка – показатель патриотизма, показатель любви к своему государству и народу. Но можно ли насильственно заставить знать язык? Нужно ли это? Не стоит забывать, что в том же Бишкеке в 16 из 103 школ ведется обучение сугубо на русском языке, в 73 на государственном и официальном, только в 14 на кыргызском. Более того, порядка 44% кыргызов считают себя русскоговорящими (по оценке агентства «Россотрудничество»). К сожалению, в текущем году был принят новый закон «О государственном языке», который несколько омрачает предстоящие торжества. Помимо государственного языка, в Республике Кыргызстан также существует официальный язык-русский. Новый закон ввел ограничения на его использование. Хоть официальные лица и заявляют, что это не так, но приведем ряд фактов: 10 августа Минкультуры КР оштрафовали телеканалы «312 КИНО» и «312 ТВ» на 23 тысячи сомов за недостаточный процент вещания на кыргызском языке, еще в декабре 2022 года доклад министра природных ресурсов, экологии и технадзора Динары Кутмановой был прерван из-за того, что был на русском. Школьникам теперь для перехода в следующий класс требуется сдать экзамен по кыргызскому, хотя во многих школах он изучается факультативно. При не сдачи государственного языка на должный уровень вас не возьмут на работу или же уволят, поступить в высшее учебное заведение без экзамена теперь также нельзя. Закон создал тяжелую ситуацию для многих жителей нашей страны. Мы идем по верному пути развития, но для достижения больших высот нам следует реформировать систему преподавания кыргызского языка, ведь сейчас она на достаточно низком уровне. Каждый кыргыз должен знать свой язык, но свой язык это не только кыргызский, но также русский, с которым у нашего народа очень тесные связи. Порядка миллиона наших соотечественников работают в России и им требуется знание русского для более простой адаптации. Все же, наше правительство заботится об изучении русского языка. Ежегодно строятся российские школы и детские сады, а Кыргызско-Российский Славянский университет имени Бориса Ельцина является одним из самых престижных учебных заведений страны. 1 сентября 2023 года президенты Кыргызстана Садыр Жапаров и России Владимир Путин в онлайн формате дали старт строительству новых русскоязычных школ. Более того, на сайте Министра просвещения России сообщается, что в рамках проекта «Российский учитель за рубежом» 121 российский учитель начал преподавать в 51 школе Кыргызстана. Мы должны любить оба наших языка – это поможет нам стать современной страной с сильными партнерами.