admin

Для чего Путин едет в Кыргызстан. Мнения экспертов

Оцените эту тему

Recommended Posts

��езиден� РФ �ладими� ���ин. ���ивное �о�о

ВНК ГЭС, железная дорога, коррупция на таможне... Какие вопросы, возможно, будут подниматься во время переговоров глав двух государств, вместе с российским политологом, кыргызстанским экспертом по безопасности и экономистом разбирался Таалайбек Ороскулов.

28 марта этого года КР посетит с государственным визитом президент России Владимир Путин. Эксперты рассказали Sputnik Кыргызстан о возможной повестке дня его переговоров с коллегой Сооронбаем Жээнбековым.

Ранее Жээнбеков, выступая на открытии пограничного комплекса в селе Отукчу Кадамджайского района Баткенской области, заявил, что госвизит главы РФ поднимет кыргызско-российские отношения на более высокий уровень. О предстоящем визите Путина он говорил и на встрече с зампредседателя российского правительства Константином Чуйченко.

Безопасность на первом месте

По мнению руководителя Евразийского аналитического клуба, политолога Никиты Мендковича, вопрос обеспечения безопасности будет одним из главных в разговоре двух президентов.

"Очевидно, что ситуация в Афганистане и связанные с ней угрозы станут главной темой переговоров. Кыргызстан уже получает соответствующую помощь в рамках ОДКБ, и, возможно, стороны обсудят усиление Вооруженных сил республики. В СМИ муссируется вопрос открытия второй российской военной базы, но думаю, это преждевременно. Для Москвы более целесообразно усиливать позиции в Туркменистане и Узбекистане", — пояснил Мендкович.

Эксперт по безопасности, ветеран спецслужб Максат Мамытканов считает, что без РФ обеспечить безопасность в Центральной Азии практически невозможно.

"Кыргызстану необходима вторая военная база как гарантия защиты от прорыва боевиков из Афганистана через Таджикистан. Возможно, президенты обсудят этот вопрос вкупе с другими. Как бы там ни было, тема безопасности в регионе будет ключевой на переговорах", — сказал Мамытканов.

С ним согласен доктор экономических наук, профессор Айылчы Сарыбаев, который отметил, что важна не только физическая, но и экономическая безопасность.

"Конфликт Пакистана и Индии, напряженная ситуация на границе с Афганистаном и другие факторы являются серьезным препятствием на пути развития региональной экономики, в том числе мешают разработке межгосударственных проектов. Поэтому безопасность будет главной темой в разговоре двух лидеров", — подчеркнул Сарыбаев.

Ранее секретарь Совета безопасности КР Дамир Сагынбаев заявил, что в целях недопущения проникновения террористов укреплена линия госграницы, усиливается межгосударственное взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом (в том числе в рамках ШОС и ЕАЭС), а Кыргызстан и другие страны получают ощутимую военную поддержку в виде авиационного компонента сил ОДКБ — авиабазы "Кант".

"Русгидро" поможет найти инвесторов

По словам Мамытканова, другой важной темой встречи двух президентов может стать развитие энергетики.

"Пресса муссирует тему возобновления строительства Камбар-Атинской ГЭС и Верхне-Нарынского каскада (ВНК). Для нас увеличение энергетических мощностей — важнейшая задача, но, к сожалению, самостоятельно мы не можем осилить такие крупные проекты", — уточнил эксперт.

Он отметил, что данные проекты интересны России, но много лет вопрос не был согласован с соседними странами, в частности с Узбекистаном.

"Сегодня ситуация изменилась, и Узбекистан тоже выражает заинтересованность в строительстве ГЭС на Нарыне. Не исключено даже его участие в проекте, так что, возможно, Россия вернется к обсуждению этой темы", — сказал Мамытканов.

Мендкович же полагает, что во время переговоров Путина и Жээнбекова не будет подниматься вопрос о реанимации проекта ВНК ГЭС.

"Думаю, "Русгидро" потеряло интерес к проекту. Как мы помним, компании его предложил тогдашний президент Дмитрий Медведев, и после разрыва договора российская сторона вряд ли будет возвращаться к этой теме. Хотя она, безусловно, интересна обеим странам", — заметил Мендкович.

По мнению Сарыбаева, вопрос о том, вернется ли "Русгидро" в проект, уже не имеет прежнего значения.

"Так или иначе, развитие энергетики в ЦА — один из важнейших вопросов для России. Ведь от нее зависит состояние экономики в регионе и ЕАЭС, а значит, президенты будут это обсуждать. Вероятно, дело пока не дойдет до конкретных проектов, но РФ не может упустить из внимания гидроэнергетический потенциал Кыргызстана", — заявил экономист.

Отметим, что на прошлой неделе стало известно: ПАО "Русгидро" не планирует возвращаться в проект строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС. При этом компания намерена помочь Кыргызстану с поиском инвесторов и передать им актуализированные расчеты финансовой модели проекта.

Россия заинтересована в ж/д Китай — Кыргызстан — Узбекистан

Эксперты считают, главы двух стран могут затронуть вопрос развития Кыргызской железной дороги.

"Кыргызстан давно нуждается в реконструкции своих железных дорог и строительстве новых веток для улучшения логистики. Возможно, президенты это обсудят. Зайдет ли речь о продаже акций КЖД, пока говорить рано, но очевидно, что кыргызская сторона может таким образом решить проблему сервиса и увеличения количества перевозок", — объяснил Мендкович.

Мамытканов уверен, что железные дороги в Кыргызстане "пришли в упадок" как в техническом, так и в логистическом плане.

"Тупиковость старых веток и отсутствие новых не только тормозят развитие промышленности в республике, но и элементарно не позволяют перевозить больше сельхозпродукции на экспорт. А ведь железнодорожные перевозки намного дешевле автомобильных", — сказал эксперт.

Он добавил, что формат сотрудничества пока не ясен. Возможно, Россия поступит в этой ситуации так же, как с убыточным "Кыргызгазом", и будет инвестировать в железнодорожную инфраструктуру немалые средства.

А вот по мнению Айылчиева, перед государством не должен стоять вопрос о продаже КЖД.

"России невыгодно вкладываться в наши железные дороги. Думаю, более целесообразно нам развивать КЖД совместно с Россией. Если удастся найти точки соприкосновения, проект будет выгодным для обеих стран", — отметил профессор.

Ранее по итогам заседания Кыргызско-российской межправительственной комиссии стало известно, что РФ выразила заинтересованность в проекте строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Этим вопросом будут заниматься экспертная группа и российский Минтранс.

Таможенный вопрос

Эксперты не исключают, что Жээнбеков и Путин обсудят таможенное сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Как заявил Мамытканов, от прозрачности таможенного вопроса зависят поступления в бюджет республики.

"Прочность таможенных границ обеспечивает развитие экономики в нужном для государства русле. Сегодня, к сожалению, наша Государственная таможенная служба — одно из самых коррумпированных ведомств. Очевидно, что повышение прозрачности ее работы поможет искоренить негативные факторы. Возможно, президенты России и Кыргызстана не будут подробно обсуждать тему таможни, это все-таки прерогатива органов ЕАЭС. Но необходимые процедуры прописаны в документах союза, и когда механизм отслеживания товаров в онлайн-режиме заработает в полную силу — думаю, вопрос времени", — уточнил Мамытканов.

Мендкович, наоборот, полагает, что таможенная сфера будет одной и главных тем визита российского лидера в КР.

"Серый импорт больно бьет по экономике интеграционного союза, поэтому ситуация, аналогичная недавним таможенным проблемам России и Беларуси, может повториться и в Центральной Азии. Ведь похожие проблемы есть и в Казахстане, хотя там уже начали активную борьбу с незадекларированными товарами и коррупцией, в которой, кстати, были замешаны и представители кыргызского бизнеса, в том числе парламентарии", — напомнил Мендкович.

Он подчеркнул, что Россия, будучи стратегическим партнером, заинтересована в снижении коррупции в Кыргызстане, а этот вопрос так или иначе связан со сферой безопасности.

"Возможно, будет обсуждаться привлечение к работе таможни на внешних границах ЕАЭС специалистов из всех стран союза. Такая схема с частой ротацией позволит снизить коррупционные риски и повысить прозрачность таможенных поступлений вкупе с внедрением системы электронного таможенного декларирования. У России уже есть опыт в этой области, и он доказал свою эффективность", — заметил политолог.

По словам Сарыбаева, таможенный вопрос президенты двух стран будут обсуждать только в рабочем ключе.

"Проблема контрабанды существует не только в Кыргызстане. Серый импорт из Китая также проникает в ЕАЭС через Казахстан и Россию, хотя объемы поставок через КР не сравнимы с потоками, которые идут через российскую или казахскую границу. Очевидно, президенты будут говорить о необходимости системной работы на таможенных границах союза, но не более ", — сказал Сарыбаев.

Ранее Сооронбай Жээнбеков и Владимир Путин во время неформальной встречи в Сочи обсудили проблему защиты общего таможенного контура в ЕАЭС.

По данным Международного торгового центра (ITC), сведения таможенной статистики в Кыргызстане и Китае отличаются на 50 миллиардов долларов.

sputnik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас