admin

Евросоюз — мастер дипломатии

Оцените эту тему

Recommended Posts

Безымянный.png

На 15-й совместной встрече министров иностранных дел ЕС и государств Центральной Азии, которая состоится 7 июля в Бишкеке, Верховный Представитель ЕС Федерика Могерини и Комиссар ЕС по вопросам международного сотрудничества и развития Невен Мимица намерены официально представить новую Стратегию Европейского Союза по Центральной Азии. Кроме того, планируется подписание нового соглашения между Евросоюзом и Кыргызстаном.

Таким образом, Брюссель показывает, что, несмотря на ряд собственных проблем, а это миграция, различные экономические трудности и недостаточное влияние по сравнению с Китаем, Россией и США, ЕС продолжает активно продвигать свои интересы в Центральной Азии. 
17-страничный документ излагает «новое видение более прочного партнерства с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном».

Стратегия, в которой отсутствуют подробные сведения о конкретной политике, обновляет аналогичный стратегический документ, принятый в 2007 году. В документе указывается, что «уважая стремления и интересы каждого из своих центрально-азиатских партнеров, а также сохраняя необходимость проводить различие между ситуациями в каждой отдельной стране, ЕС будет стремиться к углублению взаимодействия с теми государствами Центральной Азии, которые хотят и способны укреплять отношения».

Если посмотреть на динамику отношений стран Центральной Азии с ЕС, можно выделить несколько основных моментов. Так, например, Казахстан является основным партнером Евросоюза, на который приходится львиная доля товарооборота. Кроме того, более 50% прямых иностранных инвестиций в казахскую экономику осуществляются странами ЕС, а в 2015 году Казахстан первым из стран региона подписал Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве.

 Узбекистан с 2005 по 2009 годы находился под санкциями, что негативно сказалось на его отношениях с ЕС, которые долгое время развивались в довольно сложном ключе.

 Таджикистан ратифицировал соглашение о сотрудничестве лишь в 2010 году. Туркменистан, привычно, был отдаленной страной, как в региональных процессах, так и в сотрудничестве с внешним миром. Неслучайно он являлся единственным государством региона, в котором ЕС не открывал свое представительство. Относительно положительный имидж имеет Кыргызстан, который в 90-е годы являлся лидером в сфере демократизации и проведения рыночных реформ.

Так, в конце июня специальный представитель Евросоюза по Центральной Азии Петер Буриан дал интервью «Радио Азаттык» касаемо темы взаимоотношений Кыргызстана и Евросоюза. Интересен тот факт, что П.Буриан сделал акцент на гражданском обществе Кыргызской Республики, которое, по его мнению, является важным элементом стабильности государства.

Что же говорится в самой стратегии? «ЕС будет способствовать созданию благоприятной правовой и политической среды для гражданского общества, которая позволит правозащитникам, журналистам и независимым профсоюзным активистам и организациям работодателей действовать свободно и безопасно. Подобная политика будет стимулировать диалог и сотрудничество между гражданским обществом и администрациями на всех уровнях». Стоит задуматься для чего это нужно ЕС? Очевидно, что ни к чему хорошему это не приведет, особенно в стране – где митинги стали «хорошей традицей».

Существует несколько факторов, которые побудили ЕС взяться за своеобразную ревизию своего присутствия в регионе. Одним из таковых стал перезапуск регионального сотрудничества среди центрально-азиатских республик. То, что страны региона, наконец-то, заговорили друг с другом и пытаются найти форматы регионального сотрудничества не может не привлекать внимания к происходящим там процессам. Более того, это способствует формированию механизмов сотрудничества на основании любимого в ЕС регионализма.

На повестке дня также остается потенциальное сотрудничество в энергетическом секторе. В Брюсселе никогда не переставали говорить о заинтересованности в импорте газа из Центральной Азии (в частности, из Туркменистана).

Решение ЕС открыть полноценное представительство в Ашхабаде свидетельствует о важности, которую данная тема представляет для Брюсселя. Однако, реализация данного проекта потребует не только серьезных финансовых ресурсов, но и сложных дипломатических ходов, которые позволят разработать правила игры, устраивающие все заинтересованные стороны, и предотвратят возможность дестабилизации региона.

Интерес к Центральной Азии также подогревают транспортно-логистические проекты, активно продвигаемые Китаем в рамках инициативы «Один пояс один путь». В Брюсселе растущее влияние Пекина вызывает тревогу. Поэтому активное участие в транспортных проектах, которые в перспективе будут доходить до европейского континента, отвечают интересам ЕС.

Определенное влияние на интерес ЕС к Центральной Азии оказывает и афганский фактор. Хоть Брюссель и не рассматривает Афганистан как часть региона, тема урегулирования ситуации в этой стране, так или иначе, стоит на повестке дня сотрудничества с Центральной Азией. Кроме того, сами государства региона начинают уделять более пристальное внимание процессам в Афганистане. Для ЕС данная тема важна с учетом потока афганских беженцев на территорию Европы.

Обновленная Стратегия, скорее всего, не будет содержать принципиально новых пунктов. Стороны, стандартно, договорятся о сотрудничестве в сфере безопасности, укрепления демократических институтов, верховенства закона, защиты прав человека и т.д. При этом, стоит ожидать, что особый акцент будет сделан на сферы, которые стали актуальными в свете происходящих в регионе изменений.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, несмотря на все усилия Европейского Союза, важными союзниками Центральной Азии по-прежнему остаются Китай, Россия и США. При этом у каждой из стран выработаны определённые форматы взаимодействия. Так, Россия взаимодействует со странами региона в рамках ОДКБ, ШОС и ЕАЭС, а Китай предложил включение в проект «Один пояс — один путь». С США действует формат диалога «С5+1». Европа же не только не включена ни в один совместный формат, но и не может предоставить странам региона соразмерный с Китаем или Россией объём инвестиций.

Ширин Торогельдиева

sodrugestvo.info

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас