admin

Противостояние Атамбаева и властей: адвокат бывшего президента выступил с комментарием

Оцените эту тему

Recommended Posts

1.png

Юрист бывшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева Сергей Слесарев отреагировал на комментарий Генеральной прокуратуры о том, что не являясь на допрос, Атамбаев нарушает закон.

Так юрист отмечает, что у Генеральной прокуратуры нет полномочий на возбуждение уголовного дела в отношении экс-президента Кыргызстана, в данном случае, по словам Сергея Слесарева, речь идет об Алмазбеке Атамбаеве.

"Сообщение генеральной прокуратуры Кыргызской Республики от 2 августа 2019 года опубликованное на официальном сайте Генеральной Прокуратуры Кыргызской Республики основано на поддержании заключения Генерального прокурора Кыргызской Республикио наличии в действиях экс-президента Атамбаева А. Ш. в период исполнения им полномочий президента Кыргызской Республики признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Кыргызской Республики.

Напомним, что на основании заключения Генерального прокурора Кыргызской Республики о наличии в действиях экс-президента Атамбаева А.Ш. в период исполнения им полномочий президента Кыргызской Республики признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом КыргызскойРеспублики, 27 июня 2019 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики было принято постановление"О лишении статуса экс-президента Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаева".

Генеральный прокурор Кыргызской Республики и Жогорку Кенеш Кыргызской Республики не имели законных полномочий на дачу заключения и принятие постановления соответственно.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона КР "О прокуратуре Кыргызской Республики" Генеральный прокурор дает заключение о наличии в действиях президента Кыргызской Республики признаков преступления в случае выдвижения Жогорку Кенешем Кыргызской Республики обвинения в совершении преступления.

Так, и в соответствии с частью 7 статьи 74 Конституции Кыргызской Республики Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном Конституцией, выдвигает обвинение против президента; принимает решение об отрешении президента от должности.

Как видно из приведенных выше норм Конституции и закона КР "О прокуратуре Кыргызской Республики", у Генерального прокурора нет полномочий по даче заключения о наличии в действиях экс-президента Кыргызской Республики признаков преступления, а у Жогорку Кенеша нет полномочий по выдвижению обвинений и лишении статуса экс-президента Кыргызской Республики.

Кроме того, в соответствии с законом КР "Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики", у Генерального прокурора КР нет полномочий и на возбуждение уголовного дела в отношении экс-президента Кыргызской Республики.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с частью 6 статьи 5 Конституции КР, закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. И в соответствии с частью 1 статьи 28 Конституции КР, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет.

Закон КР от 15 мая 2019 года "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики" в части лишения статуса экс-президента Кыргызской Республики, не имеет обратной силы в отношении экс-президента Кыргызской Республики Атамбаева А. Ш., так как устанавливает для него новые обязанности и устанавливает ответственность.

Кроме того, постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 27 июня 2019 года о лишении статуса экс-президента Кыргызской Республики Атамбаева А. Ш. не лишает его неприкосновенности, в силу отсутствия такой формулировки в самом постановлении и отсутствия в Законе Кыргызской Республики "О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики и статусе экс-президента Кыргызской Республики" понятия статуса экс-президента Кыргызской Республики и его элементов, в том числе не содержат описание процедур лишения неприкосновенности экс-президента Кыргызской Республики.

В отношении уголовного судопроизводства

Действительно, уголовное судопроизводство на территории Кыргызской Республики осуществляется в соответствии с Конституцией и уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики. Но его односторонняя трактовка без учета всех норм Конституции и уголовно-процессуального законодательства Кыргызской Республики не допустима.

Так, вызывает не понимание двойственность трактовки Генеральной прокуратурой уголовно-процессуального статуса экс-президента А. Ш. Атамбаева. В заключении от 24 июля 2019 года, Генеральный прокурор КР поддерживает обвинения против экс-президента в том, что под его непосредственным контролем, координацией и по поручению было организовано незаконное освобождение А. Батукаева и заявляет о наличии в действиях экс-президента Атамбаева А. Ш. в период исполнения им полномочий президента Кыргызской Республики признаков преступления, предусмотренного статьей "Коррупция" Уголовного кодекса Кыргызской Республики, а в сообщении Генеральной прокуратуры КР от 2 августа 2019 экс-президент А. Ш. Атамбаев – свидетель, который знает об обстоятельствах незаконного освобождения А. Батукаева.

Так же вызывает не понимание односторонняя трактовка статьи 82 УПК КР, где Генеральной прокуратурой сообщается, что источниками доказательств является также показания свидетеля.

В действительности статья 82 Уголовно-процессуального Кодекса КР включает, что источниками доказательств являются также иные документы.

В действительности и статья 93 Уголовно-процессуального Кодекса КР включает, что сведения, как в устной, так и письменной форме, а также предметы и документы для приобщения их в качестве доказательств к делу вправе представить любые граждане.

Именно это (информация по делу Батукаева, в форме сведений в письменной форме экс-президента) и предлагал экс-президент А. Ш. Атамбаев передать МВД КР, и предлагалось это в целях не допущения нарушений Конституции и законодательства КР (неприкосновенность экс-президента) и для организации помощи МВД при досудебном производстве.

В отношении Конституционной палаты Верховного суда КР

Обращение юристов в Конституционную палату Верховного Суда КР с заявлениями на постановления ЖК КР по экс-президенту КР может быть принято к сведению Генеральной прокуратурой КР и МВД КР для подтверждения отсутствия оснований к исполнению постановления ЖК КР от 27 июня 2019 года о лишении статуса экс-президента А. Ш. Атамбаева.

Приведенное в сообщении Генеральной прокуратурой КР решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 3 октября 2018 года о соответствии статьи 12 Закона КР "О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики" Конституции КР, и принятый на его основе закон КР "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики" от 15 мая 2019 года, которым установлены процедуры лишения статуса экс-президента и привлечения его к уголовной ответственности - свидетельствует лишь о том, что есть такое решение и есть такой закон.

Не вдаваясь в полемику по поводу изложенных документов, стоит лишь отметить уже выше прокомментированное – и вспомнить также комментарии председателя Конституционной палаты при Верховном суде КР Эркинбека Мамырова, который, по существу, ответил, что внедряемые новшества не будут распространяться на тех, кто получил статус экс-президента до принятия закона. Он пояснил, что закон, где рассматривается ответственность и ограничения, не имеет обратной силы, и привел в доказательство три статьи Конституции.

В связи с вышеизложенным, вновь напоминаем правоохранительным органам о необходимости решать возникающие вопросы следствия исключительно в правовом поле. А также об ответственности за нарушения Конституции и законов Кыргызской Республики.

Проанализировав сложившееся положение, вновь предлагаем реализовать стремление экс-президента Кыргызской Республики Атамбаева А. Ш. довести до общества и следствия известную ему информацию касательно обстоятельств по делу о Батукаеве, с одной стороны и, потребность следственных органов в получении необходимой им информации, с другой стороны, исключительно законными способами. То есть, без применения недопустимой в данном случае формы допроса. А именно:

Вариант 1. Опубликовать в СМИ публичное сообщение экс-президента Атамбаева А. Ш. с ответами на вопросы по делу о Батукаеве, которые в письменном виде предоставят ему следственные органы МВД КР.

Вариант 2. Предоставить ответы экс-президента Атамбаева А.Ш. на представленные следователями вопросы по делу о Батукаеве в письменном виде через его представителя Слесарева С.М.

Вариант 3. Дождаться решения Конституционной палаты Кыргызской Республики по вышеупомянутому обращению относительно соответствия Конституции отдельных положений закона КР "О внесении изменений в закон Кыргызской Республики "О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики" от 15 мая 2019 года.

Со своей стороны, экс-президент Атамбаев А. Ш. готов обратиться в Конституционную палату с просьбой ускорить рассмотрение вопроса.

Все наши предложения следует рассматривать как, во-первых, стремление помочь государственным органам вернуться в правовое поле и, во-вторых, как недопустимость для экс-президента страны потакать нарушениям Конституции и законов Кыргызской Республики", - говорится в сообщение защитника Алмазбека Атамбаева.

Напомним, противостояние Алмазбека Атамбаева с действующей властью стало заметно еще на съезде СДПК в марте 2018 года. В этом году он начал более активную политическую деятельность, критикуя лично президента Сооронбая Жээнбекова и его ставленников, а также депутатов парламента. Реакция не заставила себя долго ждать: в конце июня Жогорку Кенеш принял постановление о лишении Атамбаева статуса экс-президента. Лишение статуса подразумевало, по мнению депутатов, и снятие неприкосновенности. Генпрокуратура начала расследование по обвинениям, выдвинутым депутатами, но пока результаты не разглашала. Атамбаев и его сторонники после этого создали в Кой-Таше "Народный штаб", провели митинг, ежедневно устраивают около особняка разные мероприятия.

Тем временем МВД три раза отправляло повестки Атамбаеву, вызывая на допрос. Адвокат Атамбаева, руководствуясь законом о гарантиях деятельности президента КР, а не постановлением ЖК, объясняет отказ ходить на допрос тем, что "повестка о вызове на допрос экс-президента Алмазбека Атамбаева в качестве свидетеля не может вручаться лицу, обладающему неприкосновенностью и имеющему иммунитет от каких-либо допросов по уголовным делам".

Урегулировать конфликт между Атамбаевым и Жээнбековым пришлось уже "старшему брату" - России, вмешавшись во внутренние дела Кыргызстана: президент России Владимир Путин сообщил, что Кыргызстан сейчас нуждается в политической стабильности, его народ должен объединиться вокруг действующего лидера (Сооронбая Жээнбекова).

Kaktus.media

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас