admin

Порочная практика: Генпрокурор не должен защищать честь президента

Оцените эту тему

Recommended Posts

Кыргызстану рекомендуется отменить обязанность Генерального прокурора защищать честь и достоинство президента страны. Такие выводы сделаны Сетью по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) по итогам 3-го раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе против коррупции.
Справка: OECD  (ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 году.
Причиной появления такой рекомендации послужило дело журналиста Дайырбека Орунбекова. Он, в сентябре 2014 года на одном из сайтов опубликовал статью об июньских событиях 2010 года под названием «Когда будет дана политическая оценка ошским событиям, на которые Отунбаева закрыла глаза, и про которые забыл Атамбаев?»
После этого, Генеральный  прокурор Индира Жолдубаева возбудила уголовное дело по статье «Заведомо ложное сообщение о совершении преступления»  Уголовного кодекса Кыргызстана в отношении журналиста Орунбекова.
Но в начале 2015 года Конституционная палата Верховного суда постановила, что недействительность сообщения в СМИ не может расцениваться как заведомо ложное, и не образует состава преступления.
После этого Генпрокурор подала гражданский иск о защите чести, достоинства и деловой репутации президента против Дайырбека Орунбекова. В своем иске главный надзорный орган просил суд обязать журналиста опровергнуть сведения, размещенные в статье, и возместить моральную компенсацию в размере двух миллионов сомов (около $ 30 тыс. по нынешнему курсу).
Судами первой и второй инстанции иск был удовлетворен в полном объеме.
Институт Медиа Полиси (ИПМ)в своих заявлениях не раз отмечал, что подача иска в суд президентом – это уже давление, а когда от его имени в суд подает Генпрокурор, выступая его представителем, то это двойное давление на суд.
«Возмущение вызывает и решение суда в части компенсации морального вреда, когда он пренебрег принципами разумности и справедливости и удовлетворил иск в полном объеме», — заявил ИМП.
Действительно, согласно статье 4 закона «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики», в случае распространения сведений, порочащих честь и достоинство президента, генеральный прокурор обязан, — если другие предпринятые прокурором ответные меры не дали необходимых результатов, — обратиться в суд от имени президента для защиты его чести и достоинства.
«Однако в этой связи вспоминается утверждение: «Плохой закон – худший вид тирании». Президент, ратующий за развитие свободы слова в Кыргызстане, был бы более понятен в продвижении исключения дискриминационной нормы из закона, а не в преследовании журналиста при помощи Генпрокурора», — заявляет руководитель ИПМ Бегайым Усенова.
В свою очередь и ОЭСР пришла к выводу, что исполнение генеральным прокурором обязанностей личного адвоката президента не соответствует демократическим стандартам.
«Защиту чести и достоинства президента следует осуществлять в гражданском суде в соответствии с общим порядком судопроизводства и без каких-либо привилегий. Существование подобного нормативно-правового положения, даже без его активного применения, равно как и существование положений об уголовной ответственности за диффамацию/оскорбление, имеют негативные последствия для свободы выражения мнений и журналистских расследований»,- говорится в отчете ОЭСР.
Кыргызстан упразднил административную и уголовную ответственность за клевету и оскорбление. Пленум Верховного суда Кыргызстана 13 февраля 2015 года принял постановление о Судебной практике 93 по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации, но не были приняты меры по отмене норм закона, согласно которым генпрокурор обязан защищать честь и достоинство президента.
«В связи с чем, законодателям следует принять меры по отмене нормы, обязывающей генерального прокурора защищать честь и достоинство президента», — рекомендовано и в рамках 3-раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе против коррупции международной организации ОЭСР.
По нашим данным нет никаких изменений по реализации этой части рекомендаций. Известно только о письме генерального прокурора премьер-министру Кыргызстана, где он просит рассмотреть возможность реализации данной части рекомендации.
Расул Беккулиев, Голос свободы, Бишкек

%D0%90%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D0%
 

Источник: vof.kg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас