admin

Какие поправки в Конституцию приняли в Кыргызстане. Постатейно и подробно

Оцените эту тему

Recommended Posts

2016-12-12_12-42-08_460798.jpg

Вчера, 11 декабря, прошел республиканский референдум по внесению поправок в Основной закон страны. Прошел он с участием 1 млн 200 тыс. 438 избирателей. 955 тыс. 440 из них проголосовали за поправки, 184 тыс. 816 против. Еще 60 тыс.182 бюллетеня оказались испорченными. В процентном соотношении 79,59% - за, против - 15,4%, испорченными были признанны 5,01% бюллетеней.

 

Zanoza решила напомнить своим избирателям, за какие поправки в Конституцию они проголосовали. Всего инициаторы внесли 26 изменений в Основной закон КР. Мы выделили жирным новшества, которые появились в Конституции.

Преамбула

В преамбуле Конституции появилась ремарка, что высшими ценностями являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы. Дополнено и другое предложение: "мы, народ Кыргызстана, выражая непоколебимую веру в будущее страны и твердую волю развивать и укреплять кыргызскую государственность, оберегать государственный суверенитет и единство народа, развивать его язык и культуру"... (жирным выделены новые добавления. - Zanoza.kg).

Статья 6.

3. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является КР, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы КР

Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом.

Статья 16.

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Права и свободы человека относятся к высшим ценностям КР. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Статья 20.

2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Такие ограничения могут быть введены также с учетом особенностей военной или иной государственной службы.Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям. Запрещается принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

(...)

5) на лишение свободы на том только основании, что лицо не в состоянии исполнить договорное обязательство;

Статья 24.

2. Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

Статья 26.

7. Право на освобождение от уголовной ответственности за давностью совершения преступления может устанавливаться законом. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности применяются исключительно судом. Во всех случаях совершения преступления следствие по уголовному делу подлежит завершению до конца с передачей дела в суд не зависимо от наступления сроков давности.

Статья 36.

5. Семья создается на основе добровольного союза мужчины и женщины, достигших установленного законом брачного возраста, и заключения между ними брака. Ни один брак не может быть заключен без обоюдного согласия лиц, вступающих в брак. Брак регистрируется государством.

Супруги имеют равные права и обязанности в браке и семье.

Статья 41.

1. Каждый имеет право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны предоставить обоснованный ответ в установленный законом срок.

2. Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод.

(убрали кусок: В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека Кыргызская Республика принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда.)

Статья 50.

1. Гражданин в силу своего гражданства имеет права и несет обязанности.

2. Ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство иначе, как в случаях и порядке, установленных конституционным законом.За лицами, являющимися гражданами КР, признается принадлежность к гражданству другого государства в соответствии с законами и международными договорами, участницей которых является КР.

Статья 64.

(приводим ее полностью)

1. Президент:

1) назначает выборы в ЖК в предусмотренных настоящей Конституцией случаях; принимает решение о назначении досрочных выборов в ЖК в порядке и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

2) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей.

2. Президент:

1) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в ЖК;

2) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание ЖК и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;

3) вправе выступать на заседаниях ЖК.

3. Президент:

1) представляет ЖК кандидатуры для избрания на должности судей Верховного суда и Конституционной палаты по предложению Совета по отбору судей;

2) представляет ЖК для освобождения от должности судей Верховного суда и Конституционной палаты по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей или Совета судей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом;

3) назначает судей местных судов по предложению Совета по отбору судей;

4) освобождает судей местных судов по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей или Совета судей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом.

4. Президент:

1) назначает с согласия ЖК Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов ЖК либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов ЖК, одобренной двумя третями депутатов ЖК; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;

2) назначает и освобождает от должности членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны, национальной безопасности, а также их заместителей.

5. Президент:

1) вносит в ЖК кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;

2) вносит в ЖК для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

3) вносит в ЖК для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

4) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных ЖК членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.

6. Президент:

1) представляет КР внутри страны и за ее пределами;

2) ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам;

3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;

4) назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств КР в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.

7. Президент решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства КР.

8. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами КР, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил КР.

9. Президент:

1) возглавляет Совет безопасности, образуемый в соответствии с законом

2) при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает ЖК;

3) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии КР и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение ЖК;

4) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение ЖК.

10. Президент:

1) награждает государственными наградами КР;

2) присваивает почетные звания КР;

3) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

4) осуществляет помилование;

5) определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя.

11. Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.

Статья 68.

2. Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в ЖК, отправлять Правительство в отставку, быть кандидатом на должность Президента на досрочных выборах Президента.

Статья 70.

3. Депутаты ЖК объединяются во фракции.

Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в ЖК, имеющая более половины депутатских мандатов.

Парламентской оппозицией считаются фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему.

Решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее, чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.

Статья 72.

1. Депутат ЖК не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в ЖК. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов ЖК, за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений.

2.За исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, депутат ЖК не может совмещать депутатскую деятельность с иной государственной или муниципальной службой, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Депутат ЖК может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

3. Депутат ЖК может быть назначен на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях ЖК. Порядок и условия реализации и ограничений других полномочий депутата, назначенного на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра определяется законами.

Отставка, освобождение от должности и прекращение исполнения обязанностей Премьер-министра или первого вице-премьер-министра депутатом ЖК влечет восстановление его депутатских полномочий в полном объеме.

Статья 74.

4. ЖК:

1) по представлению Президента избирает судей Верховного суда и Конституционной палаты; в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом, освобождает их от должности по представлению Президента;

2) утверждает состав Совета по отбору судей в порядке, предусмотренном законом;

3) избирает по представлению Президента председателя Национального банка; освобождает его от должности в случаях, предусмотренных законом;

4) избирает членов ЦИК: одну треть состава - по представлению Президента, одну треть - парламентского большинства и одну треть - парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;

5) избирает членов Счетной палаты: одну треть состава - по представлению Президента, одну треть - парламентского большинства и одну треть - парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом;

6) избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности;

7) избирает и в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности по представлению Акыйкатчы (Омбудсмена) заместителей Акыйкатчы (Омбудсмена); дает согласие на привлечение их к уголовной ответственности;

8) дает согласие на назначение Генерального прокурора; дает согласие на привлечение его к уголовной ответственности; дает согласие на освобождение от должности Генерального прокурора не менее чем половиной голосов от общего числа депутатов ЖК;

9) одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ЖК инициативу одной трети от общего числа депутатов ЖК об освобождении от должности Генерального прокурора в случаях, предусмотренных законом.

(другие полномочия ЖК остались без изменений)

Статья 75.

3. Торага ЖК избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов ЖК.

Торага ЖК подотчетен ЖК и может быть отозван по решению ЖК, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ЖК.

Утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет за собой отставку Торага ЖК.

Статья 80.

3. Проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо влекущие уменьшение его доходной части могут быть приняты ЖК лишь с согласия Правительства и определения Правительством источника финансирования.

Статья 81.

2. Президент не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в ЖК для повторного рассмотрения. Законы о республиканском бюджете, налогах подлежат обязательному подписанию, за исключением случаев обращения Премьер-министра о возвращении таких законов без подписания.

Статья 84.

7. Утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет за собой отставку Правительства и формирование его нового состава в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей.

До формирования нового состава Правительства Премьер-министр и члены Правительства продолжают исполнять свои обязанности.

Статья 86.

1. Премьер-министр не чаще двух раз в год может поставить перед ЖК вопрос о доверии Правительству. В случае отказа ЖК в доверии Правительству Президент в течение 5 рабочих дней принимает решение об отставке Правительства либо назначает досрочные выборы в ЖК.

Статья 87.

1. Со дня первого заседания ЖК нового созыва Правительство считается ушедшим в отставку.

Премьер-министр, Правительство или отдельный член Правительства вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется Президентом.

(...)

5. Член Правительства, за исключением членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности может быть освобожден от занимаемой должности по представлению Премьер-министра. В случае, если в течение 5 рабочих дней после получения указанного представления, Президент не издает указ об освобождении члена Правительства от занимаемой должности, Премьер-министр после консультации с лидерами фракций парламентского большинства вправе освободить члена Правительства от занимаемой должности своим решением.

В случае отставки либо освобождения от должности члена Правительства Премьер-министр в течение 5 рабочих дней вносит в ЖК кандидатуру на вакантную должность. Одобренный ЖК кандидат назначается Президентом на соответствующую должность члена Правительства. В случае, если в течение 3 рабочих дней со дня получения решения ЖК об одобрении кандидатуры, Президент не издает указ о назначении члена Правительства, он считается назначенным.

Статья 89.

Премьер-министрsad.gif...)

7) назначает и освобождает глав местных государственных администраций;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами.

Статья 93.

3. Судебная система КР устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и Конституционной палаты, а также местных судов.

Законом могут учреждаться специализированные суды.

Создание чрезвычайных судов не допускается.

4. Организация и порядок деятельности судов определяются конституционным законом и законами.

Статья 94.

9. Статус судей КР определяется конституционным законом, которым могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должности судей и определенные ограничениядля судей Верховного суда, Конституционной палаты и местных судов.

Статья 95.

2. В случае нарушения судьей требований безупречности судья освобождается от должности по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей в соответствии с конституционным законом.

По указанным основаниям, судьи Верховного суда и Конституционной палаты могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности ЖК большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ЖК по представлению Президента, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Освобождение от должности судей местных судов осуществляется Президентом.

Лицо, освобожденное от должности судьи в связи с нарушением им требований безупречности, не имеет права занимать в дальнейшем государственные должности и лишается прав пользования льготами, установленными для судей и бывших судей.

6. Перевод (ротация) судей местных судов осуществляется Президентом по представлению Совета судей в порядке и случаях, определяемых конституционным законом.

(...)

9. Дисциплинарная комиссия при Совете судей формируется Президентом, ЖК и Советом судей по одной трети состава комиссии соответственно. Созыв первого заседания дисциплинарной комиссии при Совете судей возлагается на председателя Совета судей после формирования не менее двух трети ее состава. В случае, если в течение 10 рабочих дней первое заседание дисциплинарной комиссии при Совете судей не будет проведено, организацию его проведения осуществляет Президент. Общее количество членов, требования к кандидатам в члены дисциплинарной комиссии при Совете судей и иные вопросы организации деятельности комиссии определяются законом.

Статья 96.

2. Пленум Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны для всех судов и судей КР.

Статья 97.

1. Конституционная палата является высшим судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Судьей Конституционной палаты может быть гражданин КР не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Судьи Конституционной палаты избираются в первый раз сроком на 7 лет, а в последующем – до достижения предельного возраста.

3. Судьи Конституционной палаты из своего состава избирают председателя, заместителя председателя сроком на 3 года.

4. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем, заместителем председателя Конституционной палаты два срока подряд.

5. (Признать утратившей силу). Судьи Конституционной палаты Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента на основании предложения Совета судей. (то есть в новой Конституции этого пункта нет)

8. О неконституционности закона или его положений Конституционная палата выносит предварительное заключение, на которое стороны могут представить свои возражения.

Решение о неконституционности закона или его положений принимается Конституционной палатой не ранее трех месяцев со дня вынесения предварительного заключения большинством не менее двух третей голосов от общего состава Конституционной палаты

8-1. Решение Конституционной палаты является окончательным и обжалованию не подлежит.

9. Вступившее в законную силу решение Конституционной палаты о неконституционности законов или их положений отменяет их действие на территории КР, а также отменяет действие других нормативных правовых актов, основанных на законах или их положениях, признанных неконституционными, за исключением судебных актов.

10. Судебные акты, основанные на нормах законов, признанных неконституционными, пересматриваются судом в каждом конкретном случае по жалобам граждан, чьи права и свободы были затронуты.

11. Состав Конституционной палаты и порядок осуществления конституционного судопроизводства определяются конституционным законом.

Статья 102.

2. Органами судейского самоуправления в Кыргызской Республике являются съезд судей, Совет судей и собрание судей.

Съезд судей является высшим органом судейского самоуправления.

Совет судей является выборным органом судейского самоуправления, действующим в период между съездами судей и осуществляющим защиту прав и законных интересов судей, контроль за формированием и исполнением бюджета судов, организацию обучения и повышения квалификации судей, рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. (эта часть перенесена).

Собрание судей является первичным органом судейского самоуправления.

Статья 104

Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, а также другими государственными органами, перечень которых определяется конституционным законом, органами местного самоуправления и должностными лицами указанных органов;

(...)

6) возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов, перечень которых определяется конституционным законом с передачей дела на расследование в соответствующие органы, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих.

Zanoza

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас