admin

Би-би-си: Акбаржон Джалилов - нетипичный мигрант из Центральной Азии

Оцените эту тему

Recommended Posts

2017-04-14_10-43-33_646813.jpg

По сообщениям спецслужб России, Кыргызстана и Казахстана, следствие полагает, что взрыв в петербургском метро 3 апреля мог совершить уроженец Оша и гражданин России Акбаржон Джалилов, 1995 года рождения.

Размышлениями на эту тему в материале Би-би-си поделился Сергей Абашин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, российский историк, этнолог и антрополог, специалист по вопросам мигрантов из Центральной Азии.

Если Акбаржон Джалилов, который официально объявлен главным подозреваемым в совершении теракта в петербургском метро 3 апреля, действительно окажется виновным и это будет однозначно доказано, это будет первый случай, когда в роли террориста-смертника в России выступил уроженец Центральной Азии.

Остальные громкие преступления, которые совершили выходцы из этого региона, например няня Бобокулова или "банда ГТА", скорее были похожи на действия уголовников и невменяемых людей, нежели на осознанные теракты, запланированные по идейным соображениям.

Би-би-си: Акбаржон Джалилов - нетипичный мигрант из Центральной Азии

Центральная Азия: радикализация или мирная исламизация?

Я бы сказал, что это удивительный факт: уже в течение почти двух десятков лет мы наблюдаем многомиллионную миграцию в Россию среднеазиатских жителей, которые живут и работают здесь в сложных условиях, испытывают на себе массовые фобии и преследования, в связи с чем эксперты по угрозам и рискам обещают целую волну религиозной радикализации и экстремистских действий, но пока эти прогнозы сбываются очень незначительно и выглядят скорее исключением из правила, чем тенденцией.

Мечта о возвращении домой

Чем объяснить этот факт? Я думаю, тем, что большинство мигрантов приезжают из Центральной Азии в Россию с очень конкретными планами найти здесь работу, заработать деньги и отправить их на родину, чтобы поддержать своих родственников и близких, которые остались дома.

Миграция является важной составляющей экономических и социальных стратегий всего домохозяйства, это относится к получению дополнительных доходов и повышению социального статуса семьи.

Центральная Азия в представлениях мигрантов занимает ключевое место "родины" и "дома", идея возвращения куда, пусть "потом" и "когда-нибудь", находится в центре мигрантских планов на будущее и компенсирует все возможные трудности и унижения на этом пути.

Би-би-си: Акбаржон Джалилов - нетипичный мигрант из Центральной Азии

Миграция не приводит к разрушению прежних социальных связей, в большинстве своем мигранты остаются членами своего домашнего сообщества, которое продолжает определять нормы поведения мигранта, в том числе ограждая его от радикальных взглядов и поступков.

Роль религии

Говоря о религиозности мигрантов, нужно иметь в виду несколько обстоятельств.

Первое: население в самой Центральной Азии имеет очень разные способы выражения религиозности, с которыми уезжающие и отбывают на заработки.

Среди мигрантов есть люди, которые редко обращаются к религиозным практикам, люди, которые исполняют ограниченный набор религиозных практик (например, ходят в мечеть на намаз только по пятницам или только по праздникам, держат пост не полный месяц, позволяют себе иногда нарушать ограничения в еде), и люди, которые достаточно строго следуют религиозным правилам, вплоть до ежедневной молитвы и строгого поста.

Второе обстоятельство: нет какой-то одной логики - рост или снижение религиозности людей в миграции, мы видим и то и другое одновременно - какая-то часть мигрантов отказывается от религиозных практик, какая-то часть начинает чаще их исполнять, третья часть - ничего не меняет в своем поведении и старается придерживаться тех привычек, которые у них сложились еще на родине.

Существует множество факторов, которые влияют на выбор мигрантами той или иной стратегии. Имеет значение, в каком регионе и в какой сфере деятельности работает, в каком окружении он находится.

Причём и в этом случае есть динамика, которая зависит от того, как долго человек находится в миграции, как часто меняет место работы и место проживания.

Например, тесное общение с мусульманами родом с Кавказа, особенно в качестве работников и подчиненных, нередко усиливает демонстративность религиозного поведения, а наличие в социальном кругу местных жителей, допустим, русских, может снижать её.

Мигрант приспосабливается к среде, старается не выделяться из нее, чтобы снизить вероятность конфликтов и непонимания.

Некоторые религиозные практики - например, пост - могут быть в условиях миграции неудобными и рискованными, грозят болезнями и финансовыми потерями. А некоторые практики - к примеру, отказ от спиртного - наоборот, могут приветствоваться работодателем.

Би-би-си: Акбаржон Джалилов - нетипичный мигрант из Центральной Азии

Третье обстоятельство: возвращаясь домой, мигрант стремится доказать местному сообществу, что, во-первых, в миграции он достиг успеха, достаточно заработал, был удачлив, трудолюбив и что, во-вторых, в миграции он "не испортился", в чём часто мигранта подозревают, возмужал, стал старше и более социально ответственным, повысил свой социальный статус, а не понизил.

Мигрант покупает машину, строит дом, устраивает коллективные угощения, оказывает знаки внимания родителям, жене, детям, другим близким и местному сообществу в целом. Элементом такой стратегии становится и религиозность.

Мигрант может отправить в паломничество - хадж - своих родителей или даже сам туда отправиться. Он может выделить деньги на ремонт мечети или мазара и делать другие общественные расходы, которые оцениваются как религиозное поведение.

Религиозные убеждения и практики функционируют как часть взаимодействий мигранта со своим домашним сообществом, на которое он продолжает ориентироваться, а также как результат нахождения в мигрантских социальных сетях, которые обычно представляют собой фрагменты домашнего сообщества и внимательно следят за каждым членом.

Эти убеждения и практики для основной массы мигрантов являются не ответной реакцией на угнетение, стресс и изоляцию, а способом нормализации и повышения своего социального статуса, способом выстраивания отношений с окружающими таким образом, чтобы получить больше безопасности для себя и больше ожидаемых бонусов от миграции.

Риск радикализации

Радикализация во взглядах в этой перспективе является не неизбежным и закономерным итогом, а скорее побочным эффектом и в каком-то смысле отклонением от доминирующих моделей, исключением из более общего правила.

Она возникает там, где происходят сбои в функционировании транснациональных отношений и сетей, там, где домашнее сообщество через коммуникацию или через своих членов, которые находятся в России, по той или иной причине теряет контроль над мигрантом, не может корректировать его установки и поведение, перестаёт быть для мигранта основной референтной группой, которая определяет нормы и нормальность.

В радикализации мигрантов нет никакой неизбежности, она не существует как массовое явление, она не является следствием того, как миграция организована социально и как она функционирует, религиозность мигрантов и даже рост такой религиозности не приводит автоматически к радикализации.

Би-би-си: Акбаржон Джалилов - нетипичный мигрант из Центральной Азии

Для возникновения именно радикальных идей и их распространения среди центральноазиатских мигрантов в России недостаточно быть в миграции, нужны новые условия, которые ещё требуют изучения. Среди таких условий могут быть факторы, которые делают мигранта исключённым в своём домашнем сообществе.

Что подталкивает к теракту

Если вернуться к случаю Акбаржона Джалилова, то мы видим молодого человека, который приехал в Россию не на заработки, а фактически как беженец после конфликта 2010 года на юге Киргизии, где многие представители местной узбекской общины оказались в положении гонимых.

Он получил российское гражданство, закончил российский колледж, говорят, что служил в российском армии, имел легальную работу и был включён в повседневную жизнь российского общества.

Что случилось с ним в этой ситуации, кто или что его подтолкнуло к теракту, если, конечно, именно он был смертником-террористом, может быть, когда-нибудь получится выяснить, а может быть и не получится.

Однако в любом случае перед нами очень нетипичный пример миграции из Центральной Азии в Россию, пример, в котором как раз возвращение домой перестало быть заветной целью и возможностью, а эту возникшую пустоту так и не смогла ничем заполнить жизнь в России, он не почувствовал себя в новом доме.

Zanoza

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



  • Сообщения

    • В связи с проведением общереспубликанского тестирования 26 столичных школ перейдут на онлайн-обучение. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии.

      Так, с 18 по 20 мая дистанционное обучение будет у учащихся Ленинского района - школы №9, 13, 31, 68, 72, 84, 93, 96.

      С 22 по 24 мая - у учащихся Первомайского района - школы №6, 24, 27, 28, 69, 83.

      На территории Свердловского района онлайн-обучение будет проводиться с 18 по 20 мая в школах №1, 4, 38, 65, 66, 94.

      В Октябрьском районе с 22 по 24 мая - в школах №3, 39, 62, 63, 64, 88.
    • Установлены 104 контактных лица У трех жительниц Джалал-Абадской области выявили сибирскую язву. Об этом журналистам сообщил глава Джалал-Абадского межрайонного центра санэпиднадзора и профилактики инфекционных заболеваний Рома Ураимов. По его словам, одна получает лечение в Кок-Джангаке, другая в Джалал-Абадской областной больнице. Третья госпитализирована в Бишкеке. Пациенткам 39, 66 и 65 лет. Они рассказали, что 22 апреля зарезали теленка, который упал в погреб. Мясо раздали родственникам и соседям. Всего установлены 104 контактных лица. «Были взяты образцы на месте забоя скота, в почве выявлены бактерии сибирской язвы», — рассказал Ураимов. Напомним, ранее также сообщалось, что в инфекционную больницу Бишкека госпитализирован житель села Кароол-Добо Кеминского района с подозрением на кожную форму сибирской язвы.   Vesti.kg
    • В Бишкеке задержан 41-летний мужчина, подозреваемый в мошенничестве. Об этом сообщили в пресс-службе УВД Ленинского района. По данным милиции, 22 апреля к ним обратился мужчина с просьбой принять меры в отношении малознакомого человека. «По информации заявителя, находясь на рынке «Дордой Моторс», малознакомый мужчина, войдя в доверие, вызвался помочь продать его автомобиль Toyota Land Cruiser за $31 тысячу. Но спустя время выяснилось, что он продал машину за $24 тысячи и этими деньгами погасил свои долги», — говорится в сообщении. По сведениям правоохранителей, злоумышленник перестал отвечать на звонки заявителя. Факт зарегистрирован по статье «Мошенничество» УК КР. Установлен и задержан 41-летний Д.М., которого водворили в ИВС ГУВД столицы. УВД Ленинского района просит возможных пострадавших от рук задержанного обратиться по телефонам: 0705777505, 0704237309 или 102.   24.kg
    • В Оше проходит судебное заседание по выбору меры пресечения в отношении 33-летней женщины, обвиняемой в мошенничестве. Рядом с ней находится девятимесячный ребенок в тяжелом состоянии - он находится на аппарате ИВЛ. Об этом сообщила правозащитница Назгуль Турдубекова.

      По ее данным, ранее ребенок проходил реабилитацию в хосписе "Помогать легко". Турдубекова сообщила, что врачи оценивают состояние здоровья ребенка как средней тяжести.

      "СИЗО №53 в Джалал-Абаде отказывается принимать женщину и ребенка из-за опасений за жизнь малыша", - написала Турдубекова.

      Она обратилась к омбудсмену с просьбой оказать содействие в переводе ребенка и матери в больничный стационар до выхода ребенка из кризиса.

      "Во время транспортировки матери с ребенком из Джалал-Абада в Ош ребенку стало плохо, он начал задыхаться. Потребовалась остановка на заправке для подключения дыхательного аппарата к электросети. Существует серьезный риск гибели ребенка", - сообщила правозащитница.
    • В Кыргызском Национальном Музее Изобразительных Искусств имени Гапара Айтиева с 17 мая проводится выставка экологических Посмотреть полностью.
    • Завтра, 17 мая, в некоторых районах столицы не будет холодной воды. Об этом сообщила пресс-служба мэрии. По ее данным, Бишкекводоканал планирует ремонтные работы на городских водопроводных сетях. Подачу воды прекратят с 9.00 до 00.00 в район, ограниченный: рекой Аламедин, линией железной дороги, улицами 7 Апреля и Салиевой; улицами Фрунзе, Курманджан Датки, Лермонтова и проспектом Шабдана Баатыра; западной стороной улицы Лермонтова от проспекта Шабдана Баатыра до проспекта Жибек Жолу.   Бишкекводоканал приносит извинения за доставленные неудобства и просит организации, население заранее запастись питьевой водой.   24.kg
    • «Общество не в курсе ситуации, и так легче манипулировать ценами» Накануне на заседании в парламенте озвучили информацию, что закупочная цена на молоко у фермеров снизилась вдвое – с 40 сомов до 20 сомов за 1 литр. Однако в магазинах цены остаются прежними. С чем связана такая ситуация, объяснил экономист Кубанычбек Идинов. «Высокие цены сохраняются на прежнем уровне, возможно, оттого, что большая часть продукции уходит на экспорт, в Алматы. Продажа молока и молочной продукции приносит деньги ежедневно, обеспечивая потребности кыргызстанцев и наших соседей. Чтобы ситуация изменилась, производителям необходимо обратиться в Минсельхоз, в Минэконом. Написать заявление, объяснить положение дел», - сказал он. Если стоимость сырья снизилась, то объективно должна снизиться цена и на продукцию. «Тут государству необходимо работать с администрацией торговых сетей, владельцами магазинов и перерабатывающих предприятий. При нынешних условиях можно пересчитать стоимость продукции и снизить ее в процентном соотношении в соответствии с закупочными ценами. В этом заинтересованы потребители, но вряд ли сами бизнесмены. Поэтому этот вопрос надо осветить, так как общество не в курсе ситуации, и так легче манипулировать ценами», - отметил эксперт. Поясним, накануне в Жогорку Кенеше депутат Акылбек Тумонбаев поинтересовался у замминистра экономики и коммерции Чоро Сейитова, почему закупочные цены на молоко снизились с 40 сомов до 20 сомов, а в магазинах оно остается по цене от 80 до 120 сомов. Чиновник заявил, что государство может вмешиваться, только если цена в магазинах повысится резко на 20 процентов. Сейчас, по его словам, маржа торговых точек составляет 5 процентов. Сами цены определяются рынком. «Тогда зачем нужны Минэконом и Госантимонополия, если не могут регулировать цены? Фермеры и заводы сами могут между собой договориться, без государства», - отметил нардеп. Поясним, в марте нынешнего года в ЖК приняли постановление о повышении закупочных цен на молоко до 40 сомов за 1 литр. После чего цены на молоко и молочную продукцию выросли.   Михаил Готфрид Vesti.kg
    • 15-16 мая в рамках официального визита премьера-министра Анвара Ибрагима в Кыргызстан состоялась встреча директора Госуд Посмотреть полностью.
    • Депутат Акылбек Тумонбаев сегодня, 16 мая 2024 года, в ходе пленарного заседания Жогорку Кенеша сообщил, что в стране очень много незаконных построек.

      Он сообщил, что и на берегу Иссык-Куля было много магазинов, которые снесли.

      «На парковке Дворца спорта построили многоэтажный дом, на территории парка рядом с Жогорку Кенешем построили жилые дома. Все мы знаем, кто это построил, это все построил бывший мэр. Кроме этого на Южной магистрали стоят дома «Авангард», а рядом с ним высоковольтная линия», - сказал он.

      Он спросил, почему снос незаконных домов происходит выборочно.

      «Почему другие незаконные объекты не сносятся?» - спросил он.

      Депутат сообщил, что многие дома и земли на территории парка Ата-Тюрк были перепроданы много раз.

      «Люди обращаются ко мне и говорят, что этот участок был куплен ими на честно заработанные деньги, долгое время работая мигрантами в другой стране», - сказал он.

      Депутат сообщил, что закон должен быть для всех одинаков и не должен действовать выборочно.

      «Не знаю, сил или духу не хватает снести незаконные объекты, но некоторым людям незаконно построившим дома и слов сказать не могут, не то что снести их дом», - сказал он.