admin

Социолог — о насмешках над инвалидами, псевдо-пандусах и проблемах городской среды

Оцените эту тему

Recommended Posts

LOVZ-nedostupnaya-gorodskaya-sreda-1.jpg

История о водителе микроавтобуса, издевавшемся над девушками с ограниченными возможностями здоровья, ехавшими с мероприятия с Иссык-Куля в Бишкек, вызвала широкий резонанс в обществе. Очевидец произошедшего и по совместительству сопровождавшее девушек с ОВЗ лицо — социолог Назгуль Кулова — заявила, что будет добиваться справедливости и намерена наказать обидчика.

«Сейчас мы ждем ответа от Чуйского ГУВД. Нам сказали, что это займет около двух недель. В зависимости от того, что нам ответят, мы будем действовать дальше. Но я так этого не оставлю», – заявила Назгуль.

В связи с произошедшим KNews решил выяснить у социолога, с какими еще проблемами и трудностями сталкиваются люди с ОВЗ в Кыргызстане.

Назгуль, расскажите, что связывает Вас с людьми с ограниченными возможностями здоровья?

Я окончила БГУ по специальности «социология». Кроме того, я проходила обучение в Tokyo International University. В данное время я занимаюсь социальной деятельностью, по мере сил помогаю лицам с ограниченными возможностями в физическом развитии. Я много лет дружу с Укей Мураталиевой, председателем правления Общественного объединения девушек с ограниченными физическими возможностями «Назик Кыз». После моего возвращения из Японии в апреле прошлого года мы стали теснее общаться, и я стала ей помогать по мере возможности.

В Кыргызстане проживает порядка 170 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья.
Как Вы считаете, Кыргызстан можно назвать комфортным для проживания лиц ОВЗ?

Нет, наша республика ни в коей мере не является комфортной для проживания людей с ограниченными физическими возможностями. Люди с ОВЗ постоянно сталкиваются с трудностями в нашем обществе: недоступностью городской среды, предрассудками, стереотипами, нехваткой элементарных технических средств реабилитации и так далее.

Что Вы подразумеваете под недоступностью городской среды?

По нашим улицам просто невозможно передвигаться лицам с ограниченными физическими возможностями. Да даже здоровым людям трудно ходить по многим нашим тротуарам, а для колясочников – это вообще выше их возможностей. Большинство тротуаров даже в Бишкеке представляют собой какую-то полосу препятствий.

Однажды я толкала коляску по улице Горького от «Вефы» до улицы Панфилова, после чего у меня два дня болели руки, настолько там неровный тротуар. Потом нужно было идти вниз по улице Панфилова, а там тротуар еще хуже — с коляской вовсе невозможно пройти. В результате нам пришлось идти по проезжей части и надеяться, что машины нас пожалеют и не собьют.

А что насчет пандусов? Они удобны в использовании? Их достаточно по городу?

То, что в Бишкеке принято называть пандусами, на самом деле ими не является. Я не знаю, для чего эти сооружения сделали. Может, для того, чтобы дети зимой катались, или это просто такой элемент декора. Но пользоваться ими опасно для жизни. Например, пандус в «Бета Сторес», что на проспекте Чуй: пожалуйста, покажите мне хотя бы одного колясочника, который смог воспользоваться им самостоятельно и остаться в живых?

Нам с подругой приходилось им пользоваться: в одном случае коляску поднимали вверх два молодых парня, а спускал большой сильный мужчина. И так с большинством подъемников. Свою прямую функциональную обязанность большинство так называемых пандусов в Бишкеке не выполняет в силу того, что наклон пандусов убийственно крутой либо их ширина уже, чем сама коляска.

Какие еще преграды для комфортного проживания лиц с ОВЗ Вы можете назвать?

Очень мешают передвижению колясочников арыки для стока воды, расположенные поперек многих тротуаров. Например, по проспекту Мира от улицы Киевской и выше мы насчитали пять таких арыков. В них проваливаются передние маленькие колеса колясок, поэтому приходится разворачиваться и задними широкими колесами ехать вперед.

Еще хочу отметить транспорт: он же совершенно не приспособлен для людей с ОВЗ. Вернее, такой транспорт есть — это новые большие автобусы со встроенными пандусами, но они почему-то не используются.

В Японии я видела, как колясочники спокойно пользовались общественным транспортом. Стоит человек с ОВЗ на остановке, подъезжает автобус, водитель выходит, вытягивает пандус из под ступенек, закатывает колясочника, поднимает сидения напротив средней двери. А потом также помогает спуститься на нужной остановке. Почему наши водители этого не делают? Я не думаю, что так трудно научиться этим простейшим действиям.

Как Вы считаете, что необходимо сделать для того, чтобы людям с ОВЗ было комфортно жить в нашей республике?

Как минимум, сделать городскую среду доступной для людей с ограниченными физическими возможностями, а также очень важно реализовать их право на образование. Не лишним будет проводить просветительскую деятельность для населения, чтобы люди не смотрели удивленно на людей с ограничениями в физическом развитии, чтобы дети не смеялись и не спрашивали громко вслух: «А почему они на колясках?» И, конечно, необходимо поднять размер пенсии по инвалидности. Ведь на 3 тыс. сомов сегодня прожить просто невозможно.

knews

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас