admin

Зачем русскому языку статус государственного?

Оцените эту тему

Recommended Posts

«Почему бы не придать русскому языку статус государственного?» - таким вопросом задалась на заседании Жогорку Кенеша депутат Ирина Карамушкина. И сразу нарвалась сначала на неодобрительные отзывы коллег, а потом и на агрессию от пользователей социальных сетей. Зачем депутат, перед выборами решила коснуться больной темы, мы решили узнать у нее самой.

1404391.1.1505277113.jpg

В Кыргызстане русский язык имеет статус официального, а кыргызский – государственного языка. На практике это означает, что все законы, постановления и другая информация для населения предоставляется на двух языках. Заседания государственного масштаба, в том числе заседания парламента всегда сопровождаются синхронным переводом или на русский, или на кыргызский язык в зависимости от того, на каком языке говорят депутаты или чиновники. Эти правила соблюдаются почти всегда. В бытовой жизни и того проще: почти все кыргызстанцы в той или иной степени владеют обоими языками.

- Ирина Юрьевна, почему вы вдруг вспомнили о роли русского языка в Кыргызстане и решили поднять этот вопрос на пленарном заседании?

- Вообще-то совсем не «вдруг». Мысли стали появляться после того, как год-два назад мы усилили роль кыргызского языка и приняли закон «О государственном языке». Нас убеждали, что этот закон не будет ущемлять права людей, которые всю жизнь прожили в Кыргызстане, но не знают кыргызского языка. Кстати, не по своей вине не знают, нас просто ему не учили. А когда в среду на заседании мне дали один вариант текста отчета правительства только на кыргызском языке, я поняла людей, которые приходили ко мне и жаловались, что им дали решение суда или заключение какого-нибудь госоргана на кыргызском языке, и они не могут понять значения написанного. Это разве не ущемление? Я не спорю, что нужно развивать кыргызский язык. Он должен выполнять консолидирующую роль. Но я вижу, как получается на практике, он не объединяет. В будущем, возможно, даже наоборот будет разделять людей на группы.

- Что вы имеете в виду?

- С 1 января 2018 года все чиновники будут сдавать обязательный экзамен по кыргызскому языку, делопроизводство будет переведено на государственный язык, но уже сейчас людей без знания кыргызского языка не берут на госслужбу. Установлена железобетонная преграда, чтобы русскоговорящие граждане не занимали руководящие посты в госорганах. Видя это, я попросила коллег подумать над этим. Мое высказывание было спонтанным, и я не хотела никого обидеть. Я даже не предлагала сделать русский язык вторым государственным, а лишь спросила вице-премьер-министра Чолпон Султанбекову, не кажется ли ей, что нет ничего страшного в том, чтобы дать русскому языку статус второго государственного языка. Ведь прекрасно живут страны, где государственными признаны три и четыре языка. Они развивают и берегут их все, и у них не возникает конфликтов. Разве будет хуже, если мы последуем их примеру?

- Судя по всему, ваше предложение, не понравилось коллегам…

- Я сразу поняла, что вызвала их критику. Каныбек Иманалиев встал на защиту государст­венного языка. Хотя я не имела в виду, что нужно забыть кыргызский язык и говорить и работать только на русском. Другие стали приводить примеры соседних стран, где общаются только на своем языке. Были даже предложения, чтобы в следующий созыв парламента не пускать людей без знания госязыка. Это вообще противоречит законам и конституции. Мы везде чтим нашего великого писателя Чынгыза Айиматова, устанавливаем ему памятники, а он, кстати, говорил Кыргызстан как птица на двух крылах. Одно крыло – кыргызский язык, а второе – русский. Так, давайте этого придерживаться. Посмотрите на тот же Таджикистан, где русский язык во многих населенных пунктах совсем забыли. Они гордились тем, что везде говорят только на таджикском, а теперь просят Россию прислать к ним учителей русского языка. Потому, что понимают, что без русского сложно выехать из страны, сложно получить высшее образование. Некоторые депутаты и другие политики делают вид, что это не так и играют на патриотических чувствах людей, на их национальной гордости.

- Вице-премьер-министр ответила на ваш вопрос? Что она думает о статусе русского языка?

- Она сказала, что законы принимают депутаты, а правительство их только исполняет. Мы сами одобрили закон «О государственном языке», теперь они создают комиссии, проводят аттестации. Все верно, она права. Но я надеюсь, что в будущем языковой вопрос не будет столь остро восприниматься в обществе, не будет политизироваться. Нельзя просто так взять и отмахнуться от фактов: обычным людям одинаково нужен и кыргызский, и русский язык.

ЖАННА АЗАРИНА

Мегаполис

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас