admin

Неприкаянные кошки да собаки

Оцените эту тему

Recommended Posts

zoo1.jpg

Свою концепцию решения проблемы бездомных животных в Бишкеке разработала директор общественного фонда «Добрые руки» Лариса СлободскаЯ. Но пока, к большому огорчению столичных защитников животных, все дельные предложения столичной активистки остаются только ее мечтами.

Предварительный диагноз

Руководитель благотворительного фонда помощи животным, существующего уже семь лет, знает о проблеме не понаслышке. С человеческой жестокостью к братьям нашим меньшим ей и ее единомышленникам приходится сталкиваться каждый день.
Все хотят, чтобы столица была чистым, красивым и современным городом, всех раздражают грязь на улицах и своры бездомных, часто агрессивных собак, но никто не хочет брать на себя решение этих проблем.

Единственным выходом из сложившейся ситуации многие считают отстрел бездомных животных. Руководитель же “Добрых рук” предлагает ввести на него полный запрет. Слободская убеждена, и многие защитники животных и ветеринары с ней согласны, что этот метод неэффективен абсолютно, и причин тому масса.
Во–первых, это выбрасывание денег на ветер, ведь на смену одним бездомным животным завтра придут другие, более приспособленные к жестким условиям выживания в мегаполисе. К тому же под пули зачастую попадают доверчивые, добрые, прикормленные людьми дворняги и даже животные, вышедшие на прогулку с хозяином.

Во–вторых, выстрелы, звучащие в городе средь бела дня, делают его жителей беспокойными. Стрессы, обострение заболеваний нервной и сердечно–сосудистой систем, гипертонические кризы — это не полный перечень того, что может ждать человека, на чьих глазах расстреливают невинных тварей, а подрастающее поколение со временем начинает воспринимать насилие как норму.

Кстати, статью 264 Уголовного кодекса “Жестокое обращение с животными” никто не отменял. А гласит она следующее: “Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста расчетных показателей либо общественными работами на срок от ста двадцати до ста пятидесяти часов”. Но что–то я не припомню, чтобы кого–то осудили по этой статье.
Меж тем есть действительно эффективные способы улучшить ситуацию с бездомными животными в Бишкеке. Да, одни требуют вложения финансов, но автор концепции предлагает пути и способы их получения, на другие же нужны лишь желание и немного времени.

Бизнес на крови

Лариса Слободская уже не первый год взывает к городским властям: “Закройте птичий рынок!” Но ее не слышат или не хотят слышать.
— Это место в районе Ошского рынка знают не только бишкекчане, но и жители других городов, — рассказывает Лариса. — Животных сюда привозят и из Токмака, и из Сокулука. На рынке стоят так называемые торговцы. Им люди и сдают котят и щенков. Заметьте, не просто так. Существует стабильная ставка: 100 сомов — котенок, 150–200 сомов — щенок. Для торговцев это хороший бизнес. За выходные, практически ничего не делая, а лишь собирая у людей животных, можно заработать от 5 до 10 тысяч сомов. Но это кровавый бизнес! Что, вы думаете, потом происходит с этими котятами и щенками? В это воскресенье рядом с БЧК у улицы Орозбекова сотрудницы нашего фонда нашли коробки с 30 котятами и 5 щенками. Я на сто процентов уверена: эти малыши с птичьего рынка. И хорошо еще, что на этот раз их оставили рядом с БЧК, чаще бросают в канал.
— Но если люди приносят котят и щенков на птичий рынок да еще платят торговцам деньги за то, чтобы те их продали, значит, не хотят выбрасывать животных, надеются, что их купит какой–то человек и те обретут дом...

— Кто–то не знает реального положения дел, а кто–то знает, но ему плевать — надо избавиться от проблемы. Убивает, но не своими руками. Конечно, есть и настоящие торговцы. Но те, у кого от четырех до семи клеток, в каждую набивают по 200 этих бедных котят... Рынок этот — головная боль не только моя, но и всех любителей животных. Это рассадник инфекций: животные битком набиты в клетках. Больной, здоровый — никто не разбирает. Мы сейчас этих котят подобрали: торговец заработал на них 10 тысяч, а мы столько же потратим, чтобы их выходить.
Конечно, людям так проще. Есть место, куда можно приехать и сбагрить ненужных животных. Снял с себя ответственность. Однако никто не задумывается, что если выброшенных животных никто не подберет и они все–таки выживут, то пополнят ряды бездомных. Собаки станут дикой, озлобленной стаей, представляющей угрозу для нас же.

Птичий рынок, считает Лариса Слободская, — основной поставщик бездомных животных в нашем городе. Одно время активисты фонда “Добрые руки” стояли там с плакатами, листовками. Объясняли горожанам, как на самом деле обстоят дела, но положения это не изменило. Представители мэрии лишь разводят руками: “Если закроем, запретим, где будут животными торговать?”.

— Я не понимаю, зачем нужно ими торговать, и торговать на улице?! — недоумевает Лариса. — Породистых животных можно купить через клуб или у заводчиков, а дворняжек в соцсетях предлагают десятками, если не сотнями. Бесплатно отдают. Я убеждена: животное должно передаваться от владельца к владельцу без посредников. Например, в Алматы есть официальный птичий рынок. Беспородными животными там торговать запрещено, и теток с клетками и коробками не встретишь. И представьте, там появился дефицит. Мы нет–нет, да и своих кошек–собак в Казахстан отправляем, так как есть желающие.

Шанс на жизнь

Бороться, по мнению защитницы животных, нужно не с бродячими животными, а устранять причины, вследствие которых бездомные кошки и собаки появляются на улицах города. Работа эта не одного года и даже, возможно, не десятилетия. Но дело того стоит.
Остановимся на нескольких идеях, которые предлагает Лариса Слободская. Можно провести широкую информационную кампанию по вопросам содержания и стерилизации животных. Привлечь средства массовой информации, представителей ТСЖ, квартальных и домовых комитетов. Важно изменить отношение людей к животным, и не только бездомным. Тут свою роль может сыграть и социальная реклама.


 — Стерилизацию нужно пропагандировать, — говорит Лариса. — Когда мы предлагаем владельцам беспородных животных бесплатную стерилизацию, многие отказываются. Говорят, что животных им жалко. Но это безграмотность и безответственное отношение к питомцу. Стерилизация и кастрация проводятся под наркозом, и животное не чувствует боли. Стерилизованное же животное живет дольше, оно более спокойно, не ввязывается в драки. И самое главное, у владельцев уже не будет проблем с котятами и щенками.

Не все читают газеты, не все смотрят передачи о животных или читают специализированные статьи в Интернете, а вот домкомы и квартальные знают всех живущих в доме или на одной улице, знают, кто держит животных. Почему им не поговорить с людьми.

 — Почти в каждом дворе многоэтажного дома есть кошки и собаки, — продолжает Лариса. — Одни жители их подкармливают, другие отраву им подсыпают, предлагают перестрелять. Это не выход. Пропадут кошки — появятся крысы. Но ведь можно сделать так, чтобы кошек было не двадцать, а две. Просто нужно их стерилизовать, и со временем количество животных уменьшится. Где взять средства? И это решаемо. Сейчас практически в каждом доме свое ТСЖ, и как потратить собираемые ежемесячно на благоустройство средства, решают там. Почему бы городским властям не разрешить или даже рекомендовать людям часть денег тратить на стерилизацию бездомных животных.

Средства из городского бюджета, выделяемые на отстрел животных, Лариса предлагает направить на их стерилизацию. Бездомные животные были и будут. Они неотъемлемая часть экосистемы города: уничтожают грызунов, потребляют большое количество органического мусора. Вопрос лишь в их количестве.
Также можно поднять цену на услуги по вывозу мусора хотя бы на 1–2 сома, и эти средства использовать конкретно на стерилизацию.
Слободская считает, что в идеале человек, приведший свое животное в ветклинику на стерилизацию, должен получить эту услугу. Если он малоимущий и у него нет средств на операцию, государство должно пойти ему навстречу. Государственные ветеринарные службы могут заключать договоры с частными клиниками, переводить им средства на эти цели.

— Я знаю, что фонду “Право на жизнь” была выделена небольшая сумма из городского бюджета на стерилизацию животных, но этого мало, — добавляет Лариса. — Стерилизовать нужно тысячи животных, тогда картина может измениться к лучшему. Но нет людей, которые занимались бы этими вопросами. Нашим фондам, работающим на одном энтузиазме, такую проблему не решить, а реальной поддержки от государства, можно сказать, нет.

И, наконец, то, что вообще не требует денег. Слободская предлагает в наших школах, как, скажем, в Германии, проводить уроки или классные часы по теме защиты животных. Рассказывать детям о том, что животное — не игрушка и так же, как и человек, чувствует боль. Объяснять, что, заводя котенка или щенка, ты берешь на себя большую ответственность. А увидев, что мальчишки во дворе гоняют бездомного животного, выйти и поговорить. Возможно, в следующий раз они не схватятся за камень, а вынесут котенку или щенку что–нибудь поесть.

что почем

В Бишкеке цена на стерилизацию зависит от клиники и качества оказываемых услуг. Кастрация кота — примерно от 200 до 700 сомов, стерилизация кошки немного дороже — от 500 до 1000 сомов. Что касается собак, то цена колеблется в зависимости от веса животного.

Анастасия КАРЕЛИНА.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВА 
и предоставлены Ларисой СЛОБОДСКОЙ.
 

ВБ


 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас