admin

"Садись, пять". Современная школьная система оценивания изжила себя?

Оцените эту тему

Recommended Posts

Безымянный.png

Наблюдая за учебой своих внуков, понимаю, что оценка в современных учебных заведениях превратилась в некий карательный инструмент.

А главное, пятибалльная система - понятие очень виртуальное. Во-первых, она почти сразу же стала четырехбалльной, поскольку никто не может внятно объяснить разницу между оценкой 1 и 2. А во-вторых, каждый отдельный педагог пользуется собственной системой оценок, которая несопоставима с оценками других педагогов.

Одни "сжимают" эту шкалу. У многих учителей она стала трехбалльной либо по принципу "на пятерку знает один Бог, на четверку только я...", либо по принципу еще более популярному - "учиться без двоек". Другие ее "растягивают", используя в дополнение к четырем баллам знаки минус и плюс.

С другой стороны, о каком именно уровне освоения материала говорит школьная пятерка или тройка, неизвестно.

Современная школьная оценка вовсе не стимулирует к саморазвитию и креативному мышлению - всему тому, что востребовано в современном мире. В лучшем случае она поощряет стремление выучить "от сих до сих", ответить учителю и благополучно выкинуть зазубренное из головы.

Что можно предложить вместо современных пятерок и двоек? Вариантов масса. Но в качестве темы для размышлений предлагаю несколько эпизодов, связанных с блестящим и крупным специалистом в области русской литературы XVIII-XIX веков, профессором Владимиром Александровичем Архиповым, с которым мне довелось общаться в бытность студентом журфака МГУ.

"Голубчики, не прячьте ваших знаний"

Любимой фразой его во время экзаменационной сессии была: "Я никогда не хочу поймать вас на том, чего вы не знаете. К сожалению, не знаете вы пока что очень многого. Но мне всегда интересно знать, что же вы знаете. А потому прошу вас, не прячьте от меня ваших знаний".

Лично мне он запомнился с первых же дней тем, что я сдавал ему вступительный экзамен по русскому языку и литературе. Спрашивал он меня максимум три минуты. Едва я довольно уверенно и бегло начал отвечать по первому вопросу билета, он попросил перейти ко второму вопросу и, пока я что-то говорил, взял мой вступительный талон, поставил пять баллов и пожелал мне так же успешно сдать оставшиеся два экзамена. А когда я ему напомнил, что у меня в билете еще два вопроса, он пояснил: "Я вижу, что вы достаточно хорошо подготовлены, чтобы учиться на нашем факультете, и я не хочу зря терять свое и ваше время, чтобы удостовериться в том, что я уже понял".

"О какой оценке вы мечтали, когда шли на экзамен?"

А разве можно забыть, как на одном из экзаменов Владимир Александрович, вместо того чтобы пригласить, по обыкновению, 3-4 человек, предложить им взять экзаменационные билеты и ждать, пока они подготовятся к ответу, в то время как все остальные студенты в легком мандраже толпятся под дверью, попросил всю нашу группу войти в аудиторию.

Когда мы расселись, профессор обратился к нам: "Поднимитесь те, кто, идя на экзамен, мечтал получить хотя бы троечку, чтобы не думать о пересдаче". Несколько человек встали. Попросив их зачетки, Архипов с легкой душой поставил им "удочки" и отпустил восвояси.

- Ну, - обратился экзаменатор к оставшимся, - а кто вожделенно мечтал о четверке? На этот раз поднялось значительно больше одногруппников. И с ними повторилась та же картина.

- Вы же, как я понимаю, - окинул лукаво-хитрым своим прищуром профессор горстку оставшихся смельчаков, - меньше чем на "отлично" не согласны. Вот с вами мы и поговорим подробнее, проверим, насколько обоснованны ваши притязания.

А на наш, оставшихся, вопрос о странности такого приема экзаменов Владимир Александрович пояснил, что ужасно не любит иметь дело с "хвостистами" и троечниками. В конечном итоге свой "уд" в зачетке они получат. Но сколько своего и преподавательского времени они потратят впустую. Что касается хорошистов, то за многолетнюю практику он убедился, что студент редко ошибается в своих знаниях. И если он рассчитывает получить на экзамене четверку, как правило, так оно и случается.

Шпаргалка на память

Запомнился и один из последних его экзаменов. Опять же пригласив всю группу в аудиторию, Архипов обратился к нам: "Знаю, у большинства из вас заготовлены шпаргалки. Мы с вами взрослые люди. Зачем ломать друг перед другом комедию. Вы будете стараться как бы перехитрить меня, я буду делать вид, что ничего не замечаю. Не буду же я, в самом деле, из-за этого выгонять кого-то из вас с экзамена. От этого и у вас, и у меня останется неприятный осадок. Уж лучше играть, уважая друг друга, в открытую. Выкладывайте свои "шпоры" на стол.

Понятно, после этих слов все, у кого были домашние заготовки, послушно выложили их перед собой. Проходя по рядам, Владимир Александрович брал некоторые из них в руки, рассматривал, изучал, порой оценивал: "Хорошая шпаргалка. Если вас устраивает, готов за нее поставить вам четверку".

И тут его внимание привлекла "гармошка". Один наш сокурсник разрезал тетрадные листы на полоски шириной 5-6 сантиметров и с обеих сторон аккуратно заполнял их. По мере заполнения полоски склеивались в ленту и складывались в "гармошку", которая удобно пряталась в ладони.

Заинтересовавшись, Владимир Александрович, ухватив ее за один конец, вытянул руку. Бумажная ленточка выпрямилась, но основная часть "гармошки" осталась на столе. Архипов сбросил ее на пол. Картина не изменилась. И когда под дружный хохот аудитории профессор встал с вытянутой во весь немалый рост рукой, бумажная лента оторвалась от пола.

При внимательном изучении шпаргалки экзаменатор не удержался от вопроса: "Это вы все сами законспектировали?" И, получив утвердительный ответ, изрек: "Ну, голубчик, я просто восхищен вашей любовью к русской литературе. Вы же не только прочитали все по программе, но и очень сжато, а главное, дельно изложили. Вашу зачетку. Такой труд меньше чем на пять я оценить никак не могу. Единственная просьба. Если вам не жалко труда, оставьте мне вашу шпаргалку на память. Я буду время от времени любоваться ею, а еще демонстрировать в назидание последующим поколениям студентов".

Естественно, отказать в просьбе обожаемому профессору студент не посмел.

Понимаю, что я привел в пример преподавателя вуза, да еще и ведущего. А в школах к такому нестандартному подходу готовы далеко не все педагоги. Так что нам, скорее, подойдет иная система. Так, в Украине введена 12-балльная система оценки, а в Беларуси знания оцениваются с помощью шкалы отметок от 0 до 10. Эксперименты ведутся и в России.

В Швеции же, например, вообще стараются обходиться без каких-либо отметок. Впервые дети сдают здесь экзамены по трем предметам (математика, шведский и английский языки) после окончания пятого класса. Тогда же они получают и свои первые оценки ("не сдал"; "сдал"; "сдал с отличием"; "сдал с особым отличием"). До того преподаватели лишь время от времени сообщают родителям об академических успехах их детей.

А что думаете вы по поводу системы оценивания в школах?

kaktus.media

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



  • Сообщения

    • На востоке Бишкека с 6 по 8 мая не будет газа, сообщает пресс-служба "Бишкекгаза". Посмотреть полностью.
    • Министр уверен – если не увеличивать стоимость кВт, то основное оборудование энергосистемы выйдет из строя Министр энергетики Таалайбек Ибраев прокомментировал повышение тарифов на электричество. Пояснения чиновник написал у себя на странице в соцсетях. «В Кыргызстане, согласно Среднесрочной стратегии тарифной политики на 2021-2025 годы, предусмотрено ежегодное изменение тарифа на электрическую энергию на уровень инфляции. С первого мая этого года рост составил 10,8 процентов или 11 тыйынов. Меры по ежегодному повышению вызваны необходимостью постепенно приравнять расходы на производство электроэнергии с тарифами для потребителей. В прошлом в 2023 году себестоимость одного кВт-ч электроэнергии составила 2,41 сома, при этом тариф для бытовых потребителей до 1 мая составлял 1 сом. В среднем, выставленный с учетом градации до 700 кВт-ч, дефицит составляет 1,34 тыйына. С каждого кВт-ч потребляемой электроэнергии создается проблема, которая с каждым годом накапливается как снежный ком. Часть затрат на подготовку оборудования к большим нагрузкам, которые наступают осенью и зимой, кабинет министров выделяет из бюджета. Таким образом средства государства на строительство новых школ, больниц, дорог и других важных проектов направляются на энергетику, при этом проблемы все равно остаются нерешенными. Энергетические компании уже не планируют строительство новых ГЭС, а лишь занимаются ремонтом оборудования, которое давно отслужило срок эксплуатации. Если уже сейчас не начать постепенное повышение тарифов и в течение нескольких лет приравнять к себестоимости электроэнергии, то возникает риск полного вывода из строя основного оборудования энергосистемы. Отрасль, которая должна быть основой экономического развития, нуждается в поддержке. Потребление растет ежегодно на 9-10%, а новые мощности не вводятся. Как мы знаем, в настоящее время дефицит электроэнергии в энергетической отрасли ежегодно составляет 3,5 млрд кВт-ч. Полагаю, что 11 тыйынов не составляют значительную сумму для большинства наших граждан. Для тех, кто нуждается в социальной защите, тариф будет 55 тыйынов за 1 кВт-ч. А в высокогорных районах нет ограничений в 700 кВт-ч. Жители этих районов будут платить 1 сом 11 тыйынов. Планомерное и постепенное повышение тарифов до себестоимости производства электроэнергии - это первый шаг к созданию основы для развития отрасли. Кыргызстан обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом. Мы можем производить в десять раз больше электроэнергии и использовать наши водные ресурсы рационально. Осталось только поддержать наших энергетиков».   Михаил Готфрид Vesti.kg
    • Глава государства пообещал учесть пожелания большинства Посмотреть полностью.
    • В первую половину недели в Бишкеке неустойчивая погода, возможны дожди и грозы. Такой прогноз дают синоптики. 6 мая возможны дождь и гроза. Воздух прогреется ночью до +12 градусов, днем — до +22 градусов. 7 мая в столице станет значительно теплее, дождей не будет. Температура воздуха ночью составит до +11 градусов, днем — до +27 градусов. 8 мая будет еще жарче. Ночью — до +14 градусов, днем — до +29 градусов. 9-10 мая сохранится неустойчивая погода, местами возможны дожди и небольшое понижение температуры воздуха.    
    • В Бишкек "Огонь памяти" доставил известный российский актер и мастер боевых искусств, посол Народного фронта Владислав Демин Посмотреть полностью.
    • В Бишкек прибудет Благодатный Огонь, за которым в этом году ездил в Иерусалим сам епископ Савватий Посмотреть полностью.
    • Президент Садыр Жапаров поздравил кыргызстанцев с Днем Конституции Кыргызской Республики. Посмотреть полностью.
    • Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров поздравил православных кыргызстанцев Пасхой. Посмотреть полностью.
    • "После завершения строительства потребление воды из Амударьи в Афганистане может вырасти с 7 до 17 кубических км", - уверен эксперт Посмотреть полностью.