admin

С длинным ножом и именем Аллаха. Как устроена халал-сертификация в Кыргызстане

Оцените эту тему

Recommended Posts

halal_main.jpg

Сотрудники убойного цеха Toro, который работает по халяльным стандартам, отделяют шкуры от туш забитых быков. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

«Многие почему-то думают, что халал — это зарезать животное со словами “Аллаху Акбар”. Мы же как государство говорим, что это не так. Халал — в первую очередь, это чистота, гигиена и пищевая безопасность», — объясняет Алмаз Кайырбеков, завотделом сектора халал-индустрии при Министерстве экономики.

В его небольшом кабинете на четвертом этаже министерства висит арабская вязь в раме, рядом — кыргызский логотип «Халал», который используют предприятия, прошедшие государственную халал-сертификацию.

Кайырбеков с воодушевлением рассказывает об истории халал-сертификации: как в 2009 году министр Акылбек Жапаров открыл сектор развития халал-индустрии при их ведомстве, как в 2013 году этот отдел прошел сокращения, и как правительство в 2015 году приняло «Концепцию развития халал-индустрии».

«Это фундаментальный документ. Этот документ среди стран СНГ мы первыми закрепили постановлением правительства. Для чего это делается? Чтобы суть [понятия халал и халал-сертификации] понималась — что из чего состоит», — говорит Кайырбеков.

halal_13.jpg

Мясной ряд с халал-продукцией на Аламединском рынке Бишкека. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

В переводе с арабского «халал» означает «разрешенное» или «дозволенное». Продукты, которые мусульманам разрешено употреблять в пищу, определяет шариат — свод законов и правил, основанных на Коране.

Шариат разрешает мусульманам есть мясо птиц (кроме хищных), баранину и говядину. Конину есть можно, но ее статус определяется мазхабами — школами шариатского права. Мусульманам запрещено есть мясо хищных зверей, свинину, собачатину, а также пользоваться товарами, которые содержат, например, свиной жир.

Производство компаний, которые хотят получить сертификацию «Халал» — а она в Кыргызстане необязательна — должно соответствовать требованиям шариата.

Для скотобоен это значит, что убивать животных надо только вручную (а не механическим путем) и так, чтобы они не успели испугаться. Перед убоем животное нельзя бить, пугать или забивать на глазах других животных.

Есть требование и к забойщику: он обязательно должен быть мусульманином. Перед убоем ему нужно развернуть животное головой к Мекке и с именем Аллаха перерезать ему глотку, яремные вены и сонную артерию острым и длинным ножом.

halal_02.jpg

Быки в стойле убойного цеха Toro недалеко от Бишкека. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Специалист по халал-сертификации Национального центра развития халал-индустрии Эрмухаммад Мыктыбек говорит, что соблюдать требования шариата при массовом производстве не всегда возможно: например, не всегда получается не забивать птиц на глазах других птиц.

Но в таких случаях производители находят лазейки — например, «успокаивают» животных, оглушая их током, чтобы их глаза были закрыты во время забоя.

Две сертификации

Всего в Кыргызстане есть два вида халал-сертификации: государственная и частная.

Частной с 2012 года занимается Национальный центр развития халал-индустрии. До 2014 года он работал вместе с кыргызским муфтиятом (ДУМК), но потом отделился и начал работать самостоятельно.

В 2015 году ДУМК решил вернуть себе полномочия по халал-сертификации и подписал меморандум о сотрудничестве с министерством экономики. С 2016 года муфтият занимается сертификацией в тандеме с Кыргызстандартом при минэкономики.

За это время — с 2016 года — государственную халал-сертификацию прошли 13 предприятий.

Для этого компании нужно подать заявку с документами и показать комиссии процесс производства. Если оно соответствует нормам и техрегламентам ЕАЭС, а работники соблюдают правила шариата, то компания на год получает государственный сертификат, который в будущем надо продлевать.

halal_11.jpg

Сотрудник убойного цеха Рыспек ведет быка на убой. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Получив сертификат, предприятия также могут подключиться к добровольной системе маркировки товаров — это позволит им клеить специальные наклейки с QR-кодом. Эти наклейки, как говорит Алмаз Кайырбеков из Минэкономики, невозможно подделать.

Если потребитель покупает колбасу, на которой есть маркировка, то просканировав QR-код, он может узнать подробную информацию о продукте — составе, сроке годности, кто ее производитель и где ее сделали. Эта система также позволит покупателю обезопасить себя от подделок: вся информация о производителях и их продукции будет находиться в базе данных Центра стандартизации и метрологии.

Но сами производители халал-продукции не спешат внедрять такую маркировку на своей продукции — маркетолог компании «Тойбос» Аскат Абдрахманов говорит, что это сильно усложнит процесс производства.

«Это дополнительно сколько человек нужно нанять, чтобы они просто сидели и клеили эти марки. Пока мы думаем. Может, если какую-то автоматизацию придумаем, будем пользоваться этим», — объясняет он.

halal_10.jpg

Рыспек закрепляет быка в ритуальном боксе, в котором и происходит забой по шариату. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Однако государственные халал-сертификаты не везде признаются. Например, в Казахстане — но там признают частные сертификаты от Национального центра развития халал-индустрии.

Это ставит кыргызских предпринимателей перед выбором, какие сертификаты получать, чтобы подходить под требования рынка.

Известный в Кыргызстане кондитерский дом «Куликовский» получил частный сертификат, но еще не решил, стоит ли проходить государственную сертификацию.

«Основной наш рынок сбыта — Казахстан. На круглом столе [министерства экономики] мы спрашивали: вот тот новый сертификат, который будет выдавать Центр стандартизации, будет ли действителен в Казахстане? Нам ответили, что сейчас переговоры с казахстанской стороной ведутся», — говорит коммерческий директор «Куликовского» Олеся Кущенкова.

Представители колбасного предприятия «Аль-Халал» и коммерческий директор птицефабрики «Ак Куу» Дмитрий Клименко в разговоре с журналистом Kloop.kg сказали, что также не планируют менять частный сертификат на государственный.

halal_05.jpg

Стол с ножами для освежевания животных в убойном цеху. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Процедура частной сертификации и срок её действия почти такие же как при государственной: так же необходимо готовить документы, отчитываться перед комиссией и ежегодно продлевать сертификат.

У каждой сертификации разное отношение к генно-модифицированным продуктам: частная сертификация категорична и не признает ни продукты с ГМО, ни ингредиенты, а государственная — пока еще с этим не сталкивалась, но, со слов представителей муфтията, относится к ГМО отрицательно.

«На сегодняшний день это является спорным вопросом среди ученых шариата и мира относительно безопасности ГМО. Их безопасность еще не доказана», — говорит специалист по частной сертификации Эрмухаммад Мыктыбек.

Мясо на экспорт

По данным Нацстаткома, в 2016 году объем кыргызского экспорта мяса и мясной продукции составил $623 тысячи. Согласно техрегламентам ЕАЭС, мясо из Кыргызстана может попасть на рынки стран союза только в том случае, если животных забивали на скотобойнях, которые включены в реестр предприятий ЕАЭС.

Таких скотобоен в Кыргызстане пока три. Первая — убойный цех Toro — находится недалеко от Бишкека. Вторая — в Нарынской области. Третью в апреле открыли в Джалал-Абадской области.

«Наши забойщики забивают животных со словами “Бисмилляхи Аллаху Акбар”. Все делаем по халал-стандартам», — говорит замдиректора убойного предприятия Toro Далил Шадыбеков.

Он неспешно проводит экскурсию по убойному цеху с современным оборудованием. Первая остановка — забойные ритуальные столы для мелкого рогатого скота. Рядом — ритуальный бокс, где забивают лошадей и коров.

halal_03.jpg

Сотрудники убойного цеха отмывают ритуальный бокс от крови после перерезания горла животному. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

По словам Шадыбекова, в убойном цеху не забивают животных с базара: предприятие работает с фермерскими хозяйствами, которые поставляют ему животных на убой напрямую.

Эти хозяйства, говорит Шадыбеков, прошли у Toro обучение по откорму и содержанию скота. Перед убоем животные также проходят предубойную передержку — она нужна, чтобы очистить организм от антибиотиков. Животных обследует ветеринарный врач — чтобы не допустить больных коров и овец на убой. После убоя он также осматривает туши.

Скотобойня Toro — пока единственное предприятие в Кыргызстане, которое забивает животных для экспорта в Иран. В прошлом году кыргызские поставки мяса в эту страну возобновились — в 2012 году Иран вводил запрет на импорт из Кыргызстана из-за увеличения заболеваемости скота в стране.

Спустя пять лет — в 2017 году — Кыргызстан и Иран подписали контракт на поставку 500 тонн охлажденной кыргызстанской баранины, 56 тонн из которой уже было отправлено в Иран.

halal_12.jpg

Рыспек делит тушу быка на две части огромной пилой. Фото: Даниль Усманов для Kloop.kg

Бакыт Дегенбаев, председатель Ассоциации отечественных производителей Кыргызстана, говорит, что в 2010 году Кыргызстан перекрывал 30% от потребностей Ирана в баранине, но из-за отсутствия современных убойных цехов, промышленных холодильников и национального халал-стандарта Иран отказался покупать кыргызстанскую баранину.

Когда-то Кыргызстан также экспортировал мясо в Объединенные Арабские Эмираты, но в 2016 году эта страна ввела запрет на ввоз мяса из республики из-за несоответствия халал-стандартам.

Алмаз Кайырбеков из минэкономики, в свою очередь, не связывает запрет со стороны ОАЭ с несоответствием мяса из Кыргызстана халал-стандартам.

По его словам, причина в том, что Кыргызстан пока не готов отправлять ОАЭ по 1200 тонн мяса в год — а именно столько хотят получать в Эмиратах. Он считает, что фермерским хозяйствам нужно кооперироваться в ассоциации, чтобы обеспечить такой объем экспорта.

«Но фермеры этого не хотят, а мы их не можем заставлять — как при [Советском] Союзе. Если они согласятся, то мы готовы [им помочь]. У нас есть все необходимое: лаборатории, убойные цеха. Фермеры сами должны изъявить желание», — говорит он.

kloop.kg

 

 

 

 

 
 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



  • Сообщения

    • За последние сутки рубль вновь укрепился относительно сома, немного подорожал евро, доллар и тенге — стабильны. Об этом свидетельствуют данные и обменных пунктов, и Национального банка Кыргызстана. Сегодня обменные пункты столицы и коммерческие банки покупают доллар по 88,72-89 сомов, продают — по 89,3-89,53 сома. Номинальный курс установлен Национальным банком в 88,84 сома (снижение на 0,01 процента). Евро немного укрепился. Сегодня его покупают по 94,86-95,3 сома, продают — 95,5-95,83 сома. Официальный курс евро — 95,2858 (рост на 0,39 процента). Российский рубль в Бишкеке покупают по 0,954-0,957 сома, продают — по 0,967-0,974 сома. Номинальный курс — 0,9625 сома (рост на 0,75 процента). Курс казахского тенге за сутки не изменился. Его покупают по 0,1371-0,1401 сома, продают — 0,202-0,2057. Официальный курс — в 0,2 сома. Нацбанк Кыргызстана трижды в апреле скупал доллары на валютном рынке. Всего за месяц НБ КР изъял с рынка $62 миллиона 150 тысяч. Отметим, что Национальный банк называет ситуацию на валютном рынке относительно стабильной.   24.kg
    • По словам эксперта, к 2040 году водный стресс в некоторых районах Центральной Азии увеличится в 2,8 раза Посмотреть полностью.
    • В одном из складских помещений города Бишкека, выявлен большой объём маковой соломы общим весом более 4-х тонн. Посмотреть полностью.
    • Организация Объединенных Наций в Кыргызстане запускает проект по продвижению прав людей с инвалидностью, который будет р Посмотреть полностью.
    • Задержан подозреваемый в серийных карманных кражах, сообщила пресс-служба ГУВД Бишкека.

      22 апреля в УВД Первомайского района с заявлением обратился мужчина. По его словам, на остановке на пересечении улиц Абдрахманова и Киевской из кармана спортивки украли мобильный телефон марки «Redmi 9А» стоимостью 14 тыc. сомов.

      По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 205 (Кража) УК КР.

      Сотрудники УУР ГУВД столицы задержали подозреваемого Э.Н., 1978 года рождения. Он водворен в ИВС.

      В ходе расследования милиционеры установили, что подозреваемый долгое время «орудовал» на территории Ошского рынка. Также при личном досмотре у подозреваемого лица обнаружен и изъят мобильный телефон.

      В настоящее время установлена его причастность к другим аналогичным преступлениям.

      Расследование продолжается.   АКИpress
    • Сегодня, 25 апреля 2024 года на территории Таласской, Ошской и Баткенской областей проведением практического (третьего) Посмотреть полностью.
    • В Чуйской области задержали 29-летнего мужчину, при обыске автомобиля которого изъяли психотропное наркотическое вещество на 12 миллионов сомов. Об этом сообщил пресс-центр Госкомитета национальной безопасности КР. «Сотрудники ГКНБ пресекли преступную деятельность международной наркогруппировки. На автотрассе аэропорт «Манас» —Бишкек между селами Пригородное и Достук задержали 29-летнего К. уулу А., у которого обнаружили 2 килограмма мефедрона. Рыночная цена за 1 грамм данного вещества — 6 тысяч сомов», — отметили чекисты. Задержанного водворили в СИЗО ГКНБ на время следствия. Госкомитет национальной безопасности напомнил, что за подобные преступления к уголовной ответственности привлекаются лица от 14 лет на срок от 8 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.   24.kg
    • Служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (СБНОН) МВД Кыргызстана обещает денежное вознаграждение за помощь кыргызстанцев. Накануне начальник СБНОН Уланбек Султанов наградил граждан, оказавших содействие и сотрудничество в установлении и задержании преступников, занимавшихся сбытом синтетических наркотиков. "СБНОН объявляет денежное вознаграждение за содействие и сотрудничество в установлении и задержании преступников, занимающихся сбытом синтетических наркотиков. При этом анонимность гарантируется", - отметили в службе. Звонить можно по номерам доверия: 0312 66 02 44, 0312 66 06 16 (Бишкек), 0312 29 11 38, 0704 09 62 42 (Ош).
    • В Национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева прошло торжественное открытие интерактивного панно MI Посмотреть полностью.