admin

Институт Медиа Полиси об инциденте с «Бета Сторес 2» и правах журналистов

Оцените эту тему

Recommended Posts

�н��и��� �едиа �оли�и об ин�иден�е � «�е�а С�о�е� 2» и п�ава� ж��нали��ов

Институт Медиа Полиси провел анализ инцидента и прав журналистов, поводом для проведения которого стало нападение сотрудников супермаркета «Бета Сторес-2» на журналистов телеканала «Апрель», произошедшее 16 мая 2018 года. Его результат организация опубликовала на своей странице в Интернете. В своем материале правозащитники ответили на самые часто возникающие вопросы, с которыми сталкиваются в работе журналисты.

Сотрудники «Бета Сторес 2» выгнали журналистов ТРК «Апрель» во время съемки передачи «Не сахар». Журналисты пытались заснять продуктовые прилавки гипермаркета. Позже пресс-служба ГУВД города Бишкека сообщила, что по данному факту возбуждено уголовное дело по статьям 167 («Грабеж») и 234 («Хулиганство») УК КР.

- Гипермаркеты - это частная собственность, значит, нужно разрешение администрации?

- Не совсем верное утверждение. Во-первых, гипермаркеты как улицы, стадионы, парки, общественный транспорт, дворы, подъезды, а также лестничные клетки относятся к публичным местам. Под понятием «публичное (общественное) место» следует понимать любое место, кроме мест частного пользования, куда беспрепятственно может попасть каждый желающий. Закон позволяет свободно проводить фото- и видеосъемку в публичных, общественных местах за некоторыми исключениями. И, во-вторых, никто не имеет права ограничивать доступ журналиста к общественно-значимой информации (в нашем случае речь идет о реализации продуктов питания).

- Какая информация относится к общественно-значимой?

- Хотя единого определения «общественно значимой информации» в законодательстве нет, ряд законов закрепляют ценность доступа к такой категории информации. Так, в Законе «О регламенте Жогорку Кенеша КР» указано, что «Общественный интерес - интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества». В Законе КР «О защите государственных секретов» (статья 4) говорится, что не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения законности госорганами должностными лицами, о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности. Согласно Закону КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» (статья 4), журналисту не может быть ограничен доступ к информации, представляющей общественный интерес, затрагивающий права, свободы и законные интересы граждан.

Из вышеуказанного следует, что под общественно значимой информацией следует понимать любые сведения, которые напрямую затрагивают права и законные интересы граждан (к таким можно отнести сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдении правил охраны труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью потребителей и других нарушениях законодательства).

- Значит, журналист может беспрепятственно снимать всех в публичных местах?

- Да, журналист имеет право проводить фото-  и видеосъемку, как публичного места, так и присутствующих там лиц за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Закон в целях охраны права на изображение гражданина предусматривает возможность использования изображения гражданина без его согласия, если это связано с требованиями суда или правоохранительных органов, если изображаемое лицо позировало за плату, либо фиксация изображения произведено в публичной обстановке. В противном случае изображение гражданина крупным планом без его согласия может стать основанием для судебного иска.

- Можно осуществлять съемку скрытой камерой?

- В Законе КР «О средствах массовой информации» существует норма, что журналист вправе производить записи с «использованием необходимых технических средств» только с согласия респондента (статья 20). Однако, как следует из статьи 20 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Это подтверждается и статьей 5 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста», где прописано, что согласие респондента при проведении съемки не требуется.

Очевидно, что использование скрытой съемки может быть обосновано в целях охраны общественного порядка, здоровья и безопасности граждан, предотвращения либо фиксации противоправных действий и прочих событий, направленных для защиты прав и свобод граждан (пункт 3), но не из обывательского любопытства. При этом журналистам необходимо предпринять меры против возможной идентификации других лиц, попавших в кадр случайно, либо в опознании которых нет нужды для защиты общественных интересов.

april.kg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас