admin

В МИРЕ: Новый виток реформ в неправительственном секторе Казахстана

Recommended Posts

forum.jpg

На днях в Астане Гражданский Альянс Казахстана (ГАК), основанный по инциативе Н.Назарбаева еще в 2005 году, организовал VIII Гражданский форум “Гражданское общество и государство: Диалог. Партнерство. Доверие”, собранный с целью задать рабочий импульс неправительственному сектору, улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить абсолютную прозрачность и открытость пути дальнейшего развития гражданского общества.

В ходе форума министерством общественного развития РК в лице Дархана Калетаева были озвучены отчетные сведения, в которых выявлены объемы ежегодного иностранного финансирования неправительственных организаций (НПО) Казахстана, составляющие порядка 5 млрд тенге. Такое финансирование получают около 200 НПО. Львиная доля иностранного финансирования (70%) приходится на США и международные организации.

По словам министра общественного развития РК, на сегодняшнй день объемы помощи развития НПО в Казахстане снижаются, но растет финансирование доноров. Безусловно Казахстан заинтересован в укреплении фундамента сотрудничества с зарубежными донорскими организациями, но вместе с этим необходимо понимать, что донорские ресурсы ориентированы на достижение своих определенных показателей. Лучшим вариантом для Казахстана министр отметил необходимость трехстороннего сотрудничества: государство – доноры – казахстанский бизнес, чтобы формировать гранты и проекты, направленные на реализацию общих целей.

Казахстан заинтересован в заключении такого соглашения с международными донорскими организациями, которое обеспечит обязательное предоставление отчетности всеми НПО, зарегистрированными на территории РК. Дополнительно министерство общестенного развития РК, в подержку инициативы президента Н.Назарбаева, вновь приступит к модернизации базы данных НПО.

Казахстан планирует исключить 100% опору НПО только на донорские организации и волечь средний класс в оказание поддержки третьему сектору. В этой связи министерство, по поручению правительства приступило к разработке проекта закона «О благотворительности и донорстве», с целью привлечения добровольного донорства как части общественной и гражданской культуры. Идея Д.Калетаева предполагает выделение на благотворительность каждого представителя среднего класса, как минимум 0,5% от своего дохода, что позволит получить дополнительно 319 миллиардов долларов для гражданского общества. Конечно, нелегким будет путь реализации такой задачи, поскольку далеко не каждый предприниматель захочет делиться своей прибылью. Видимо, планируя наперед, руководство РК постепенно принимало ряд поправок в законодательство, которое давало бизнесу все больше различных поблажек, для того чтобы в итоге вызвать у предпринимателей чувство обязательства перед ним.

Стоит отметить, что в рамках проведения Гражданского форума впервые прошла конференция о партнерстве государства и международных доноров при поддержке министерства общественного развития РК. Участниками конференции также стали представители международных организаций, как ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), USAID (агентство США по международному развитию), UNICEF (международный чрезвычайный детский фонд ООН), ООН, фонда “Сорос-Казахстан”, а также Всемирного банка и др. Выступление представителей международных организаций приобрело оправдательную позицию, поскольку они сразу призвали членов конференции не относиться к международной поддержке с подозрением, убеждая, что их отчетность предоставляется прозрачно в открытых источниках.

Если рассматривать картину финанасирования НПО РК в целом, то большая часть финансирования деятельности НПО в Казахстане, безусловно осуществляет государство (90%), остальная часть приходится на иностранных доноров. Причем вопросы осуществления финансового обеспечения со стороны государства и международных донорских организаций вызывают претензии к обеим сторонам.

Однако, по мнению президента Гражданского Альянса Казахстана Асылбека Кожахметова, некогда председателя президиума, на тот момент еще незарегистрированной и незапрещенной оппозиционной партии «Демократический выбор Казахстана», претензии есть только к государству РК, считая что власть относится к гражданскому обществу свысока.

А.Кожахметов выделяет три канала финансирования гражданского сектора из госбюджета:

  1. Гранты, которые предоставляются через Центр поддержки гражданских инициатив (ЦПГИ), где действует следующий порядок присуждения грантов: сумма объявленного лота окончательная, результаты конкурсного отбора зависят от качества составления заявки и опыта и компетенции заявителей. Однако, к сожалению, сам процесс присуждения грантов непрозрачен, также как непонятны принципы составления лотов.

В результате появляются какие-то непостижимые тематики грантов, и НПО приходится над ними работать, потому что только под них предоставляются деньги. Минус данного канала снабжения в том, что нужно разбираться, во-первых, с прозрачностью процесса присуждения гранта, во-вторых, с процедурой определения тематик лотов.

  1. Госсоцзаказ. Здесь все более или менее понятно с тематикой лотов, поскольку они формируются акиматами и министерствами. Однако много вопросов вызывает механизм присуждения госсоцзаказа, поскольку главный принцип оценки заявок и определения победителей – ценовой. Кто меньшую цену дал – тот и получает деньги. Это создает условия для того, чтобы любая организация-однодневка пришла, назначила стоимость вдвое меньше необходимой и выиграла, потому что она не имеет представления о том, какие ресурсы в действительности нужны для реализации проекта, да и не собирается выполнять его качественно. А профессиональные НПО, которые работают в этой сфере 15-20 лет, не могут халтурить. Если проект выполнять качественно, соответственно, выше предлагаемая цена. В результате организации, имеющие и опыт, и компетенции, проигрывают конкурс.

Для ЦПГИ президент ГАК обозначил отдельное пожелание в котором ЦПГИ должен нести функцию финансового инструмента, а содержательную сторону (разработку тематики грантов) необходимо передать гражданскому сектору. Иначе получается так, что акиматы и министерства могут формировать госсоцзаказ исходя из своих актуальных потребностей, а гражданский сектор такой возможности лишается.

  1. Премии, которые присуждаются как на региональном, так и на республиканском уровне. Сумма премий небольшая, однако их преимущество заключается в том, что НПО не должны направлять их на конкретные проекты, а могут израсходовать эти средства по своему усмотрению. Главное здесь опять обеспечение прозрачности и объективности процесса присуждения этих премий.

Учитывая стремление А.Кожахметова закрепить механизмы финансирования НПО посредством бизнеса на системной основе, через НПП «Атамекен», стоит отметить, что фактически это будет выглядеть, как призыв всем НПО вступать в ГАК. Причем уже обозначены варианты вступления.

Основная задача ГАК должна по идее заключаться в разгрузке власти, сборе ресурсов для укрепления влияния и воздействия НПО на власть вплоть до участия в процессе смены политиков у власти. Но, как показывает восьмилетняя практика, пока деятельность, нацеленная на сплочение НПО и повышение качества предоставления услуг населению не очень хорошо отлажена. Остается гадать каким станет влияние на общественные процессы возрождение Гражданского альянса.

 

 Гульшат Абдуллаева

sodrugestvo.info

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...



  • Сообщения

    • Уже в следующем году могут повыситься тарифы на электроэнергию Повышение тарифов на электроэнергию не поможет залатать дыры в бюджете энергокомпаний. Таким мнением с "Vesti.kg" поделился независимый эксперт по ТЭК Расул Умбеталиев.

      - В 2014 году было постановление правительства о краткосрочной тарифной политике, - напомнил он. - Тогда из-за дефицита энергии было принято решение покупать электричество в Казахстане. Поэтому во внутренний тариф включили стоимость импортной энергии. В 2015 году Кыргызстан за поставки электричества полностью расплатился, но для потребителей цены остались на прежнем уровне. Сейчас мы обходимся своим электричеством, и естественно, что тариф должен был снизиться. Но этого не произошло. 

      Расул Акматович отметил, что представители Госагентства по регулированию топливно-энергетического комплекса ссылаются на то, что у нас все еще есть дефицит энергии.

      - Но это другой вопрос, который к нынешним тарифам отношения не имеет, - сказал он. - Я уже не один раз говорил, что дефицит денежных средств энергокомпаний можно покрыть из внутренних резервов. Повышать тарифы не стоит. Надо сократить коммерческие и технические потери. Под вопросом также эффективность и рациональность госзакупок. Там тоже можно сэкономить крупные суммы. Если покупать местный уголь, это также приведет к экономии средств. А если каждый год повышать тарифы и не бороться с коррупцией, то средств так и не будет хватать. Пока не будут найдены крысы, которые делают дыры в бюджете энергокомпаний, ничего не получится.

      Эксперт добавил,что госагентство настаивает на том, чтобы каждый год поднимать тариф на электроэнергию на 10 тыйынов.

      - Они говорят, что в случае, если стоимость электричества останется прежней, компании ежегодно будут иметь по 7-8 миллиардов сомов убытков, - пояснил Умбеталиев. - Но уже есть проект постановления, по которому для бытовых потребителей стоимость электричества будет ежегодно расти на 10 тыйынов. Пока к 2023 году цена не достигнет 1,07 сома. Но ограничение льготного потребления в 700 киловатт снимать не будут. Я поинтересовался, почему государство хочет покрыть убытки за счет простых граждан, а не предприятий? Это же неправильно. Прежде чем поднимать тарифы, стоит проводить общественные слушания. Я уверен, что гражданское общество не поддержит эту идею, ведь это чревато народными возмущениями. Но как я понимаю,  ГАРТЭК все-таки планирует в 2019 году повысить тарифы. 

      Поясним, сегодня в Бишкеке прошел круглый стол по вопросам повышения тарифов на электроэнергию.

      Заместитель главы Госагентства по регулированию топливно-энергетического комплекса Миргуль Айдарова заявила,что существующие тарифы не покрывают затраты энергетических компаний, а реальная стоимость электроэнергии составляет 1,65 сома за киловатт. 

      По ее словам, повышения тарифов можно ожидать уже в 2019 году.

      Вероника Малышева
       
    • Ситуацию изменить все еще можно Посмотреть полностью.
    • Неблагоприятные погодные условия стали причиной отмены и задержки рейсов Посмотреть полностью.
    • Политолог подчеркнул очередную попытку экс-президента заручиться поддержкой сторонников Текебаева и Бабанова Посмотреть полностью.
    • Обвиняемый в убийстве 19-летней Бурулай Турдали кызы Марс Бодошев приговорен к 20 годам колонии строгого режима с конфискацией имущества. Просмотр полной статьи
    • Антикоррупционной службой ГКНБ КР выявлена коррупционная схема по незаконному получению денежных средств при рассмотрении судебными органами административных материалов в отношении граждан, привлеченных УОБДД МВД КР к административной ответственности за управление автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Об этом сообщает пресс-центр ГКНБ. Установлено, что отдельными работниками Октябрьского районного суда Бишкека были присвоены денежные средства, предназначенные для оплаты административных штрафов по ст. 238 Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики. Также в ходе следствия установлено, что судебные заседания отдельными судьями Октябрьского районного суда Бишкека не проводились, однако в последующем выносились судебные решения о привлечении ряда лиц к административной ответственности, которые до настоящего времени не понесли предусмотренного законом Кыргызской Республики наказание. Кроме того, отдельными сотрудниками УОБДД ГУВД Бишкека, в нарушение действующего законодательства Кыргызской Республики, правонарушителям возвращались транспортные средства со специализированных стоянок до принятия судебными органами решения по делам об административных правонарушениях. На основании собранных материалов 9 октября 2018 года Генеральной прокуратурой КР возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. 2 ч. 4 ст. 171, ч. 1 ст. 305 Уголовного кодекса КР. По предварительным данным, в результате противоправной деятельности отдельных работников Октябрьского районного суда Бишкека, в том числе помощника судьи Д. Алмас уулу, государству нанесен ущерб на сумму более 1 млн сомов. Также был установлен факт незаконного уничтожения 1 395 административных материалов только по Октябрьскому районному суду Бишкека. 13 ноября 2018 года помощник судьи Д. Алмас уулу в соответствии со ст. 94 УПК КР был водворен в ИВС СИЗО ГКНБ КР. 15 ноября 2018 года помощнику судьи Д. Алмас уулу было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 166 ч. 2 п. 3, ч. 4 п. 3 Уголовного кодекса КР, квалифицирующими признаками которого являются мошенничество, то есть завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное в значительном размере, с использованием служебного положения. 15 ноября 2018 года Первомайским районным судом Бишкека в отношении Д. Алмас уулу избрана мера пресечения в виде содержания до конца срока следствия в СИЗО-1 ГСИН. Ведется следствие. Kaktus.media
    • Электр энергиянын баасын жогорулатуу энергетика тармагына алынган карыздарды жабууга шарт түзөт. Бул тууралуу Бишкекте өткөн тегерек столдо Өнөр жай, энергетика жана жер казынасын пайдалануу комитетинин пландоо жана божомолдоо бөлүмүнүн жетекчиси Мирлан Дүйшөнбиев кабарлады. Анын айтуусунда, учурдагы тарифтер оңдоо жана модерназиялоо иштерин жүргүзүүгө мүмкүндүк бербейт. “Бүгүнкү күндө орточо тариф 1 киловатт саат үчүн 36 тыйынды түзөт, ал эми электр энергиянын өздүк наркы 1 кВс- 1,60 тыйын”, - деди ал. Дүйшөнбиев белгилегендей, эгерде ведомство тарабынан коюлган тапшырмалар толугу менен аткарылса, анын ичинде тарифтерди жогорулатуу да бар, анда жарандар өчүрүүлөрсүз энергетика менен камсыз болот. “2023-жылга чейинки долбоорлорду ишке ашыруу менен электр энергиянын өсүүсү 394 МВт түздү. Электр энергияга жана жылуулукка адилеттүү тарифтерди орнотуу, электр энергия иштеп чыгуучу энергокомпаниялардын чыгымдарын жаап, ушул чөйрөгө алынган насыяларды да жабууга мүмкүндүк түзөт. Энергокомпаниялардын Каржы министрлиги астында карызы 109 млрд. 39 млн. сомду түзөт. Ал карызды төлөө 2025-жылга туура келип, 11,68 млрд сомду түзөт”, - деп түшүндүрдү ал. Электр энергиясын өндүрүүнү жогорулатуу электр энергиясын бир гана CASA 1000дин алкагында гана эспорттобостон, коңшу өлкөлөргө да сатууга шарт түзүлөт. “Энергетика чөйрөсүндөгү мыйзамды жакшыртуу жана адилеттүү тарифти кабыл алуу энергосектордун инвестициялык жагымдуулугун жакшыртат”, - дейт Мирлан Дүйшөнбиев. Просмотр полной статьи
    • В Первомайском районном суде Бишкека продолжается слушание по первому из четырех уголовных дел, возбужденных в ГКНБ по аварии на столичной ТЭЦ. На скамье подсудимых бывшие топ-менеджеры энергосектора и экс-глава Нацэнергохолдинга Айбек Калиев. Продолжается допрос свидетелей. Заместитель главного инженера ТЭЦ Юрий Календарев пояснил, что за утепление котельного цеха отвечает по инструкции заместитель директора теплоцентрали. Он также добавил, что при посещении предприятия отмечал, что котельный цех, где находится оборудование, не подготовлен и есть риски, что при похолодании котлы могут выйти из строя и лопнуть импульсные трубы. «Но я никому не докладывал об этом письменно. Только устно говорил. Считаю, что я тоже виноват в этой аварии. Я же заместитель главного инженера и несу ответственность», — сказал Юрий Календарев. Юрий Календарев после окончания расследования причин аварии на ТЭЦ понижен в должности до начальника смены. По обвинению в коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека под арестом находятся также два бывших премьер-министра — Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев — и депутат парламента Осмонбек Артыкбаев. 24.kg
    • Пресс-секретарь МП "Тазалык" оставила ворам послание Посмотреть полностью.