Uktam Namozov

Новый лидер ИГ: как это отразится на террористической активности группировки

Recommended Posts

daaf5phg_isis-chief-abu-bakr_625x300_03_February_22.thumb.jpg.c2c0a7bd477f2d97ba863b76fb19981b.jpg

 

Исламское государство в начале марта 2022 года обзавелось новым руководством. На смену Абу Ибрагима аль-Хашими аль-Курайши пришел Абу Хасан аль-Хашими аль-Курайши. Абу Ибрагим возглавлял террористическую группировку в течении последних двух лет, прежде чем был убит в ходе боевых действий в Идлибе еще в феврале.

 

Основной вопрос: как смена лидеров группировки отразится на ее деятельности? Для начала рассмотрим, что представляет собой ИГ в настоящее время. Организация больше не является глобальной террористической угрозой, атакующей европейские столицы, или группировкой, удерживающей большие территории. Тем не менее она по-прежнему наносит ущерб как силам безопасности, так и гражданскому населению Ирака и Сирии. ИГ также продолжает действовать через свои региональные филиалы в Африке и Афганистане, совершая партизанские нападения на военные объекты и на мирных жителей.

 

Нужно отметить, что активность боевиков ИГ после убийства их первого лидера Абу Бакр аль-Багдади нисколько не уменьшилась. Даже пандемия COVID-19, поразившая мир в начале 2020 года, не нанесла большого вреда ИГ. Фактически, пандемия дала группировке некоторую передышку, поскольку мир сосредоточился на борьбе с вирусом и не уделял столь пристального внимания деятельности боевиков ИГ.

 

На протяжении этого времени боевики ИГ не снижали интенсивность атак. Только в восточной Сирии с 2021 года произошло 342 вооруженных столкновения между ИГ и силами сирийских курдов. Не снижалось и количество разрушительных атак в Афганистане и Африке. Например, в августе 2021 года боевики афганского ответвление ИГ, "Исламское государство в провинции Хорасан", совершили теракт в аэропорту Кабула, убив по меньшей мере 72 человека, в том числе 13 военнослужащих США.

 

В чем секрет. Прежде всего стоит учесть следующие три фактора. Во-первых, группировка до сих пор сохраняет свою организационную структуру по иерархическому принципу. Такая система с четкой субординацией позволила ИГ пережить последствия убийства Абу Бакра аль-Багдади и, скорее всего, позволит ей пережить последствия убийства Абу Ибрагима. За годы своего существования группировка упорядочила преемственность руководства, где лидер назначается советом, так что легитимность халифа проистекает из должности, а не из личности.

 

И все же убитый халиф ИГ Абу Ибрагим, не имел такого высокого авторитета, как его предшественник, первый самопровозглашенный халиф ИГ Абу Бакр, убитый в 2019 году. А вот Абу Хасан, если верить информации из открытых источников, является старшим братом Абу Бакра. Вот это все же может отразиться на состоянии группировки: разрозненные ячейки ИГ могут объединиться вокруг харизматичной фигуры лидера, кроме того его авторитет сможет повлиять на увеличение количества новых адептов ИГ.

Во-вторых, группировка также придерживается насильственной салафитской идеологии, распространение или толкование которой абсолютно не зависит от её лидера. Как набор идей, она существовала до ИГ, и нет никаких признаков того, что она прекратит свое существование с устранением какого-либо конкретного лидера или политической фигуры в будущем.

В-третьих, что касается поддержки населения, то, хотя ИГ больше не является той зловещей группировкой, вдохновляющей на атаки от Сан-Бернандино до Ниццы, у нее все еще есть очаги поддержки в обширных регионах, которые позволяют ей продолжать свои операции.

 

Продолжающееся присутствие ИГ в Сирии, Ираке, Афганистане и Африке демонстрирует, что ликвидация лидеров группировки не может рассматриваться как эффективная долгосрочная стратегия в борьбе с вооруженными формированиями такого типа, как Исламское государство. Как уже упоминалось выше, основные факторы, помогающие оставаться ИГ на плаву не были устранены или, хотя бы изменены - в результате ИГ все еще существует и продолжает сеять хаос. Это стоит учитывать для руководства наше страны, и союзных с нами стран, при разработке стратегии национальной безопасности. А также в ходе планирования антитеррористической деятельности как на территории страны, так и за ее пределами (конечно, в случае крайне необходимости).

 

Поскольку все указывает на то, что ИГ продолжает представлять реальную угрозу даже после убийства своего второго халифа, нашим политическим и военным лидерам пора признать, что путь к полной ликвидации группировки лежит не только через тактические военные операции, а еще и через долгосрочные многосторонние стратегии внутреннего развития государства.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас