admin

К.Сооронкулова: «В Основном законе меняют фундаментальные статьи, не подлежащие изменению»

Оцените эту тему

Recommended Posts

В Основном законе 2010 года было сказано, что он не будет меняться до 2020 года. Несмотря на это, инициатива депутатов о внесении изменений в Конституцию подбросила пищу для категорически противоположных толкований.  Бывшая судья Конституционной палаты Клара Сооронкулова рассказала Би-Би-Си, какие предлагаемые изменения в Основной закон беспокоят народ.

36675_w500_resize.jpg

К.Сооронкулова: Прежде чем перейти к содержанию изменений, подчеркну необходимость соблюдения положения о неизменности Конституции до 2020 года. Это было утверждено на общенародном референдуме. Поэтому в настоящий момент кроме народа никто не имеет права вносить изменения в Основной закон. Здесь тайно готовится предлагаемый проект.

Как бы там ни было, проект готовится, мы попробовали рассмотреть на общественном обсуждении – изменяются фундаментальные статьи, которые не подлежат изменениям. Например, в прежней Конституции провозглашается, что самые высшие ценности это права и свободы человека. А тут наряду с ними вошли и другие ценности.

По намерению инициаторов внушается мысль, что права человека не должны быть главными ценностями, еще выше них должны стоять какие-то другие ценности.  Сюда подключают определения, не имеющие юридического содержательного смысла.  Во-вторых, чувствуется, что вводятся статьи, подразумевающие – решения международных организаций по правам человека не должны стоять выше решений Верховного суда  Кыргызской Республики. Это означает, что Кыргызская Республика не подчиняется решениям международных организаций.  А ратифицированные Кыргызской Республикой международные соглашения в обязательном порядке должны исполняться государством.

Например, остановлюсь на беспокоящей меня статье. Если премьер-министр назначается из депутатов, то он не теряет свой мандат. Кроме того, какими правами обладают депутаты, за ним останутся и эти права. Так, пишется, у премьера и вице-премьер-министра будет возможность участвовать в пленарных собраниях. Это прямо противоречит принципу  разделения власти.

Здесь получается наполовину премьер-министром, наполовину депутатом. Он участвует в пленарных собраниях, имеет право голосовать и сохранит мандат. Следовательно, под этим понимается: премьер-министр, вице-премьер-министр остаются в рядах той же фракции, не должны выходить из дисциплины фракции. Это можем считать не увеличением полномочных прав премьер-министра, а усилением определенной партии.

Би-Би-Си:  Но ведь группа, поднимающая инициативу, объясняет это направлением к установлению истинного парламентаризма?

К.Сооронкулова: Не можем назвать  установлением парламентаризма. Ведь недавно и глава государства сказал: нам не нужно 120 микрофонов. Он сказал: мы должны немного ослабить  парламент и усилить премьер-министра. Это крайне неправильный взгляд. Все три ветви власти должны находиться в равновесии. Эта вещь расходится с правовой наукой и неразумна.

Еще одно обстоятельство, хотя идет политика «судебная реформа должна усилить независимость судей», но в предлагаемом сейчас проекте Конституционная палата становится напрямую зависимой от президента и Жогорку Кенеша.

Разъясним, Конституционная палата не сможет самостоятельно выносить решение. Вынесет предварительное заключение, и пока это заключение обязательно не утвердят президент и Жогорку Кенеш, превращение его в решение будет чрезвычайно сложным.

Би-Би-Си: Противники изменения Основного закона высказывают мысль, что президент принимает усилия для сохранения своей власти. Но на пресс-конференции президент заявил, что не пойдет на должность главы правительства, он ведь четко выразил свою точку зрения?

К.Сооронкулова:  Хотя он так сказал, но также говорил: я бы и не стал президентом, попросили, поэтому стал.  Нет гарантий, что и завтра он не скажет: я бы и не стал премьером, но попросили, поэтому согласился и стал. Я не верю таким словам ни одного политика. Эти слова сказаны в популистском характере. Это даже не попытка усиления президента, премьер-министра.

Мы хорошенько проанализировали, все вносимые предложения – это усиление партии, стоящей во власти, усиление устремленности партии еще потом прийти к власти. Эти предложения ведут к партийной диктатуре.

 

 

Источник: BBC. Кыргыз кызматы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас