admin

Летчик Азизов: О борте №1, забывчивости Атамбаева и других экс-президентах

Оцените эту тему

Recommended Posts

Летчик Азизов: О борте №1, забывчивости Атамбаева и других экс-президентах

Летчики, пожалуй, одна из самых романтичных профессий. Небо, облака, солнце, горы... Один только вид из иллюминатора захватывает дух. Но одно дело смотреть в окошко, зная, что за штурвалом сидит опытный человек, а вот самому сидеть в кабине - ощущения совсем другие.

Профессия военных летчиков боевых вертолетов совершенно отличается от пилотов гражданской авиации. Впрочем, и те и те суеверны, но вот приметы у всех разные.

Сайфутдин Азизов - военный летчик вертолета МИ-8. Дважды воевал в Афганистане, побывал в Нагорном Карабахе, участвовал в Баткенских событиях. Он один из тех, кто удостоился медали "Эрдик" за спасение людей при наводнении в Сузакском районе Джалал-Абадской области в 1997 году. Помимо всего прочего Азизов нередко управлял бортом №1.

В интервью "ВБ" он рассказал о том, чем отличается борт №1 от других вертолетов, насколько сложно летать с президентами и как глава государства относится к летчикам.

- Сайфутдин Турсунбаевич, скажите, когда у вас возникло желание стать летчиком?

- Я хотел стать летчиком с самого детства и именно вертолетчиком. Читал книги, специальную литературу, стал готовиться класса с 7-8. После школы хотел поступить в летное училище гражданской авиации. Приехал во Фрунзе для прохождения выездной комиссии, прошел все экзамены. Но так как было слишком много абитуриентов, не поступил.

Вернулся в Кара-Куль, пришлось поступать в филиал политехнического института. Учился на вечернем факультете. Днем работал, а вечером учился. Позже меня вызвали в военкомат, там я сказал, что хочу стать вертолетчиком. Ну и в итоге поехал учиться в Саратовское высшее военное авиационное училище. Учеба была довольно интересной, особенно впечатлили тренажеры. Мы жили в военном городке. Сейчас его уже нет, на том месте расположен сквер.

2017-02-22_19-25-13_132916_w.jpg

- А свои первые полеты помните?

- Да, конечно. Они давались мне тяжело. Взлет и сам полет я осуществлял хорошо, но с посадкой были проблемы. Вертолет висел в воздухе на уровне одного - полутора метров.

Эта информация дошла до командира эскадрильи. На подготовку к полету дается 17 часов, потом командир проверяет и дает допуск на самостоятельный полет. Я не чувствовал землю, посадить воздушное судно никак не получалось.

Сажать вертолет меня научил мой командир эскадрильи подполковник Панько. Конечно, не с первого раза, но землю я научился чувствовать благодаря ему. Когда вернулся в Кыргызстан в 1992 году, полковник Панько уже был здесь. Я ему напомнил, что это именно он меня учил сажать вертолет.

2017-02-22_19-24-35_755375_w.jpg

 А после училища где служили?

- Я закончил учебу в 1981 году. По распределению попал в закавказский военный округ, в город Телави. Этот тот город, где снимался фильм "Мимино". Только в фильме был гражданский вертолет, но та же долина и те же горы.

В 1982 году попал в Афганистан. Нас там было много. Через год вернулся старшим летчиком. В 1985 году второй раз попал Афган, вернулся оттуда в 1986. Мы, летчики, были воздушными работниками войны. Так как вертолет МИ-8 - транспортно-боевой, то летчики выполняли все боевые задачи. Приходилось возить и десант, и продукты, и стрелять, и бомбить. Вечером после полета нам ставили задачу, а ночью вся обстановка могла поменяться. Но наземникам было тяжелее чем нам. Они сначала подвески меняли, потом выяснялось, что нужно заряжать снарядами, а через некоторое время эту задачу снимали и ставили новую, а мы помогали.

Еще Наполеон сказал, что лучше он наберет молодых 15-летних солдат, чем 30-летних взрослых. К этому времени ведь набираешься жизненного опыта, становится боязно за жизнь, а у молодых больше ура-патриотизма. Для нас, молодых ребят, тогда это даже весело было. Конечно, сначала страшно, а потом втягиваешься и воспринимаешь как обычную работу.

В 1992 году, вернувшись на Родину, меня оправили служить в Нагорный Карабах, а потом произошли Баткенские события.

2017-02-22_19-24-45_927501_w.jpg

- Вам с таким опытом, наверное, уже ничего не страшно...

- Тот, кто говорит, что ему не страшно, либо обманывает, либо ненормальный. Любому человеку бывает страшно. Для меня главное знать, что техника не подведет.

- Знаю, что вы управляете бортом №1. Сложно ли пилотировать, когда пассажиром является никто иной, как президент?

- Я летаю как летчик-инструктор, а непосредственно пилотирует полковник Бекмурзаев. Моя задача заключается в том, чтобы подсказывать ему что-либо в штурманском отношении и так далее.

С президентом летать не так сложно, но ответственно. Конечно, хочется, чтобы во время полета не было каких-то проблем. Благо, их и не было.

В ноябре 2015 года мы с летчиком Верещагиным летали в Казарман, а оттуда в Нарын, где и переночевали. По прилету как и положено мы вышли, чтобы получить какие-либо замечания и проводить главу государства. Мы стоим возле вертолета, Алмазбека Шаршеновича встретили и он ушел к машине, сел, а потом вышел из нее. Оказалось, что он поблагодарить нас забыл и попрощаться с нами. Он пожал руки нам, никаких замечаний не сделал. Это говорит о том, что он к нам хорошо относится.

Был случай, когда были с президентом в Таласе. Нам нужно было лететь, а погода портилась. Мы обязаны были ему доложить и по окончании доклада он сказал: Кудай деп кетели, эми ("полетим обратно, уповая на Бога" - пер. "vb.kg"). Ну и мы улетели. Полет прошел нормально, приземлились в Бишкеке.

2017-02-22_19-24-14_398464_w.jpg

- А каким вертолетом легче управлять?

- Борт №1 - тоже МИ-8. Конечно, он лучше, комфортнее. Во время полета работает все - обе руки, ноги, голова. Отвлекаться нельзя, нужно постоянно вести радиозамеры и так далее. Проще говоря, как в машине не получится расслабиться и послушать радио.

- Земные проблемы влияют на полет? Или как только садитесь в вертолет, сразу отключаетесь от всего?

- Земные проблемы, конечно, влияют на нас. Не бывает такого, чтобы раз и отключился от всего. Стараешься не нервничать, не придавать значения чему-то. Если у человека плохое внутреннее состояние, то лучше не летать, а доложить командиру. Незаменимых людей нет.

- До Атамбаева вы возили предыдущих президентов? Были с ними какие-то особые случаи и вообще, какие у них предпочтения?

- Акаева возил один раз, но тогда не было такого комфортабельного салона. Потом летал с Бакиевым и Отунбаевой.

Запомнился случай, когда Бакиевым летали в село Нура во время землетрясения. Мы приземлились и он пошел осмотреть разрушения. В тот момент земля тряслась. Толчки были не большими, но все же довольно хорошо ощущались.

Роза Отунбаева любила сидеть в кабине пилотов. Не часто, но было дело. Один из таких случаев был, когда летели из Камбар-Аты в Кара-Куль. Однажды, сев в кабину пилотов, она сказала: какая у вас романтичная профессия.

Мы все романтики. Если бы это было не так, я бы уже давно не летал. Мне уже под 60 лет, но, наверное, душа еще молодая, поэтому, хочется еще полетать.

ВБ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас