AMIRABDULLAEV

Железнодорожная магистраль Китай-Кыргызстан-Узбекистан – выгода или долговая яма для Республики Кыргызстан?

Recommended Posts

zhddddd.jpeg

Еще в 1990х годах в Китайской Народной Республике (КНР) был предложен проект по соединению железнодорожных магистралей Кыргызстана, Узбекистана и Китая с европейскими железными дорогами. Несмотря на очевидную выгодность проекта последние 30 лет его обходили стороной. Но уже в 2023 году в КНР завершили технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства железной магистрали. Новая дорога позволит Поднебесной доставлять в Европу товары быстрее, чем сейчас. Ведь транспортировка через Казахстан занимает порядка 15-17 дней, а через Россию около 25 дней. Но в отличие от партнеров по проекту у Республики Кыргызстан (РК) железную дорогу нужно отстраивать с нуля, что потребует миллиардных вливаний. Понятно, что инициатива выгодна КНР, но что насчет РК?

Начнем с того, что изначально для постройки рассматривались два маршрута железной дороги на территории Республики Кыргызстан. Первый – наиболее выгодный для Кыргызстана «Торугарт – Арпа - Макмал – Джалал-Абад» и второй – «Торугарт – Арпа – Кара-Суу». Второй маршрут значительно дешевле в постройке, поскольку его протяженность на 8 километров короче, но за счет расположения как в северной, так и в южной части страны более длинный маршрут в перспективе принесет РК больше прибыли. Хоть изначально Узбекистан и Китайская Народная Республика (КНР) выступали за постройку более дешевого варианта, в ТЭО все же прописана постройка более выгодного для РК варианта. Развитие инфраструктуры Кыргызстана поспособствует экономическому росту и даже сможет приносить 200-300 миллионов долларов в год. Более того это может стать сильным толчком для разгрузки автомагистралей страны и позволит сэкономить порядка 50-80 миллионов долларов в год. Железная дорога «поставит» РК на новый торговый путь и предоставит огромные перспективы для развития государства и стимулирования экономического роста. Но все ли так гладко?

Наиболее проблемный для Республики Кыргызстан вопрос – финансовый. На текущий момент постройка новой железной дороги из-за сложностей рельефа страны составляет порядка 8 миллиардов долларов – неподъёмная сумма для РК. Более того, КНР не собирается делать Кыргызстану «подарок», политика Китая по реализации, данного проект заключается в равномерном вкладе каждого государства-участника. В таком случае единственным вариантом участия РК в проекте является взятый у Китая кредит. Данное обстоятельство вгонит Кыргызстан в долговую яму и рискует стать фактически марионеткой Китая, ведь на текущий момент государственный долг страны составляет более 5 миллиардов долларов. Не стоит забывать ситуацию в Шри Ланке, где за неуплату долгов страна была вынуждена отдать КНР целый порт Хамбантота в бесплатное пользование на 99 лет. В случае с Кыргызстаном залогом под кредит могут послужить месторождения полезных ископаемых или же право собственности на железную дорогу. По мнению эксперта по инфраструктурным проектам Центральной Азии Кубата Рахимова, озвученные затраты на постройки новой железной дороги завышены, с учетом того, что на маршруте будет восемь госграниц, две процедуры замены тележек: сначала на киргизско-китайской границе, затем на туркменско-иранской, и еще паромная переправа в Турции через озеро Ван окупаемость проекта остается под большим вопросом. Четвертый президент КР Алзамбек Атамбаев заявил, что железная дорога будет обслуживать интересы других стран, не принося Кыргызстану ощутимой пользы. Он высказался за то, чтобы вместо этого наращивать транспортные магистрали внутри страны, в частности, между севером и югом Кыргызстана.

Кыргызстан крайне нуждается в развитии инфраструктуры, которая может помочь ему стимулировать экономический рост. Однако по многим аспектам строительство новой железной дороги может принести РК больше рисков, чем выгоды. Постройка может существенно увеличить и без того существенный долг Республики Кыргызстан перед Китаем и может привести к «долговой ловушке», которая и является наибольшим риском. В худшем случае, высокий уровень задолженности может заставить Кыргызстан отказаться на прав собственности на железную дорогу или же каких-либо месторождений, что подорвет суверенитет РК. Для получения большей прибыли стоило бы для начала заняться постройкой железных дорог и автомагистралей для нужд самого Кыргызстана – это значительно разгрузит загруженные автомагистрали и свяжет север и юг страны.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас